Рабочая программа по «Профессионально-трудовому обучению (Швейное дело)» (7 класс)
Пояснительная записка
70 часов в год, 2 часа в неделю
Программа предназначена для преподавания швейного дела в 7 классе как одного из профилей трудового обучения в
общеобразовательных учебных заведениях для детей с интеллектуальными нарушениями. В процессе обучения учащиеся усваивают
необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения.
В современных условиях формирование положительной мотивации к учению у школьников с ограниченными возможностями
приобретает особую значимость и актуальность, ведь мотивация - одно из важнейших условий успешности или не успешности учения
ребенка. Формирование положительной мотивации к обучению способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции
аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер и успешно конкурировать со здоровыми
сверстниками.
Цели профессионально-трудового обучения:
-подготовить учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида к самостоятельному выполнению
производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской одежды;
-освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической
деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
-развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности.
Задачи:
* воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты
своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
* овладеть способами деятельностей: умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты.
При изучении тем из раздела «Машиноведение» рассматривается и обсуждается бытовая швейная машина с электроприводом. Особое
внимание уделяется изучению раздела «Конструирование» различных изделий. Целью изучения этого учебного материала является
«объяснение» чертежа с тем, чтобы ученики могли читать чертёж, ориентироваться в нем, пользоваться готовыми выкройками и в школе и в
дальнейшей самостоятельной жизни.
Раздел «Работа с тканью». При его изучении выполняются тренировочные упражнения, используя макеты из бумаги, лоскутков.
Изучение раздела «Материаловедение» способствует умению учащихся определять ткани по внешнему виду и характерным признакам.
В программе учтены требования, предъявляемые к ученикам 7 класса.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей.
Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их как
личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Перечень знаний и умений формируемых у школьников 7 класса
Должны знать:
*правила ТБ с ручными инструментами и на швейной машине;
*общие сведения о хлопчатобумажных тканях;
*сведения о ручных стежках и строчках;
*устройство швейной машины, устройство привода, машинной иглы, моталки, намотки нитки на шпульку, заправки верхней и нижней
нитей, регулятора строчки;
*виды соединительных машинных швов, краевых швов.
Должны уметь:
*определять виды тканей;
*включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитку в
швейную машину, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять по прямой машинные строчки, регулировать длину
стежка;
*пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами;
*строить чертеж фартука.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие артикуляционной моторики;
Формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
Развитие высших психических функций;
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Тематическое планирование «Профессионально-трудовое обучение (Швейное дело)», 7 класс
№
п/
п
Раздел, тема
Кол-во
часов
Основное содержание, формы
организации
Виды учебной деятельности
ВВЕДЕНИЕ 2 ч
2
Правила ТБ работы в кабинете
Изучение правил ТБ.
1. Вводное занятие
обслуживающего труда. Введение в курс Освоение применения приемов ТБ
технологии. Вводный инструктаж и
на практике
первичный инструктаж на рабочем
месте.
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 40ч
Элементы материаловедения 4 часа
4
Натуральные волокна животного проис- Исследование свойств тканей из
2. Классификация
хождения (шелк, шерсть). Способы их
натуральных волокон.
текстильных волокон.
получения и свойства натуральных
Поиск и презентация информации о
Натуральные волокна
волокон. Саржевые и атласные
новых свойствах современных
животного происхождения
переплетения нитей в тканях.
тканей. Распознавание видов ткани.
(шелк, шерсть).
Понятие о раппорте переплетения.
Определение вида переплетения
Зависимость свойств тканей от вида
нитей в ткани.
переплетения. Дефекты тканей. Свойства Выполнение простейших
тканей (механические, физические,
переплетений. Работа в группе.
технологические, эксплуатационные)
Оформление результатов
исследований
3. Устройство машинной
иглы.
4
Элементы машиноведения 8 часа
Действия регуляторов универсальной
Поиск информации об истории
швейной машины. Регулировка качества развития швейных машин. Анализ
машинной строчки.
конструкции бытовой швейной
Устройство машинной иглы. Установка
машины, выявление в ней
иглы в швейную машину.
механизмов преобразования
движения. Определение
регулирования в швейной машине
длины стежка, ширины зигзага.
Контроль
Фронтальный опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Замена иглы в швейной машине.
4. Уход за швейной машиной.
ТБ работы на швейной
машине.
5. Стиль в одежде.
6. Построение и оформление
чертежа поясного изделия
7. Моделирование поясных
изделий
4
Виды машин, применяемые в швейной
промышленности. Техническая
характеристика и устройство бытовой
швейной машины. Подбор толщины
иглы и нитей в зависимости от вида
ткани.
Уход за швейной машиной, чистка и
смазка.
Изучение правил ТБ.
Практическая
работа
Подбор толщины иглы и нитей в
зависимости от вида ткани. Чистка и
смазка швейной машины. Выбор
смазочных материалов, Выполнение
безопасных приемов труда.
Конструирование и моделирование поясных швейных изделий 6 часов
2
Классово-социальное положение
Анализ особенностей фигуры
человека в обществе и отражение этого человека различных типов. Снятие
в костюме. Краткие сведения из истории мерок с фигуры человека и запись
одежды. Юбки в национальном
результатов измерений. Построение
костюме. История появления юбки.
чертежа юбки в масштабе 1 : 4.
Стиль в одежде.
Понятие о композиции и стиле в одежде
(материал, цвет, силуэт, пропорции,
ритм). Зрительные иллюзии в одежде.
2
Разновидности юбок по силуэту
Построение чертежа юбки в
(прямые, зауженные или расширенные к масштабе 1 : 1 в натуральную
низу, длинные или короткие, в форме
величину по своим меркам. Расчет
колокола и др.). Выбор числа клиньев в по формулам отдельных элементов
клиньевой юбке или модели конической чертежей швейных изделий. Расчет
юбки.
количества ткани на изделие.
Коррекция выкройки с учетом своих
мерок и особенностей фигуры.
Подготовка выкройки к раскрою.
2
Способы моделирования конических и
Выполнение эскизных зарисовок
клиньевых юбок (горизонтальные
юбки. Поиск информации о
разрезы, расширение или сужение клина современных направлениях моды.
от линии бедер, расширение клина от
Разработка эскизов различных
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
линии талии, расширение
дополнительными клиньями и др.).
8. Конструкция машинных
швов, технологическая
последовательность
выполнения швов.
4
9. Раскрой поясного изделия.
4
10. Изготовление швейного
изделия. Копировальные
стежки (силки).
4
11. Изготовление швейного
изделия. Подготовка к
первой примерке.
4
моделей женской одежды.
Моделирование юбки.
Использование зрительных иллюзий
для подчеркивания достоинств и
маскировки недостатков фигуры.
Технология изготовления поясных швейных изделий 36 часов
Конструкция машинных швов, их услов- Выполнение образцов машинных
ные графические обозначения. Длина
стежков, строчек и швов. Отработка
стежка, ширина шва. Назначение и
точности движений, координации и
технология выполнения
глазомера при выполнении швов.
соединительных, краевых и отдел очных
швов. Зависимость ширины, шва от
свойств материала, от модели изделия.
Раскладка выкройки на ткани с учетом
Определение способа подготовки
припусков на швы. Способы раскладки данного вида ткани к раскрою.
выкройки в зависимости от ширины
Планирование времени и
ткани, направления рисунка или ворса. последовательности выполнения
Особенности раскладки выкройки на
отдельных операций и работы в
тканях с крупным рисунком, в клетку и в целом.
полоску. Инструменты и
приспособления для раскроя. Обмеловка Выполнение раскладки выкроек на
и раскрой ткани.
ткани.
Способы переноса контурных и
Перевод контурных и контрольных
контрольных линий выкройки на ткань. линий выкройки на парные детали
Правила обработки деталей кроя
кроя. Чтение технологической
документации и выполнение
(вытачек)
образцов поузловой обработки
швейных изделий.
Сборка изделия (скалывание,
Подготовка и проведение примерки,
сметывание). Проведение примерки
исправление дефектов.
(уточнение баланса, выявление и
исправление дефектов, подгонка изделия
по фигуре).
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
12. Виды застежек швейных
изделий, их
технологические
особенности
13. Виды застежек швейных
изделий, их
технологические
особенности.
14. Технологии обработки
верхнего среза поясных
изделий
15. Изготовление швейного
изделия
4
Варианты обработки застежки
тесьмой-молнией.
Стачивание деталей. Выполнение
обработки застежки
тесьмой-молнией. Выполнение
безопасных приемов труда.
Завершение обработки застежки
тесьмой-молнией.
Практическая
работа
2
Обработка застежки тесьмой-молнией
4
Обработка пояса. Соединение пояса с
юбкой
Стачивание деталей и выполнение
отделочных работ. Выполнение
безопасных приемов труда.
Выравнивание низа изделия,
варианты обработки нижнего среза
поясного изделия.
Практическая
работа
4
Стачивание машинными швами и
окончательная отделка изделия.
16. Окончательная обработка
швейного изделия
4
17. Лоскутное шитье, как один
из видов художественных
ремесел.
4
18. Материалы для лоскутной
пластики.
4
19. Аппликация, как вид
лоскутной пластики.
4
Приемы влажно-тепловой обработки и
Выбор режима и выполнение
ее значение при изготовлении швейных влажно-тепловой обработки изделия.
изделий. Контроль качества готового
Самоконтроль и оценка качества
изделия.
готового изделия, анализ ошибок.
Рукоделие. Художественные ремесла. 20 часов
Лоскутное шитье. Краткие сведения из Обсуждение различных видов
истории создания изделий из лоскута.
техники лоскутного шитья.
Возможности лоскутной пластики, ее
Составление орнаментов для
связь с направлениями современной
лоскутного шитья.
моды.
Орнамент в декоративно-прикладном
Изготовление шаблонов из картона
искусстве. Симметрия и асимметрия в
или плотной бумаги. Подбор
композиции. Геометрический орнамент. лоскутов ткани, соответствующих по
Материалы для лоскутной пластики.
цвету, фактуре, качеству
Подготовка материалов к работе
волокнистого состава
Инструменты, приспособления,
шаблоны для выкраивания элементов
орнамента.
Технология соединения деталей между Изготовление изделия в технике
собой и с подкладкой.
лоскутного шитья.
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
20. Аппликация.
Использование отходов
производства.
21. Оформление работы
4
Новая жизнь старым вещам.
Использование лоскута.
Изготовление изделия в технике
аппликации.
Практическая
работа
4
Окончательная отделка изделия.
Оформление работы.
Обсуждение наиболее удачных
работ.
Практическая
работа
22. Резерв
4
ИТОГО
70
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
«5» - знает, умеет, применяет самостоятельно.
«4» - знает, умеет, применяет, иногда требуется подсказка.
«3» - знает, умеет, применяет с помощью учителя.
«2» - не уверен(а) в знаниях, применять не умеет.
«1» - знания и умения отсутствуют.