СБО-7-класс

Рабочая программа по «Социально-бытовой ориентировке» (7 класс)
Пояснительная записка
70 часов в год, 2 часа в неделю
Данная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 59 классов. Сборник 1. Под редакцией В.В. Воронковой – М.,ВЛАДОС, 2011г.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся на основе личностноориентированного подхода, с учетом местных условий.
Цели:
 практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду,
 формирование у учащихся знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества,
 повышение уровня общего развития учащихся.
Задачи:
 формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживании, ведении
домашнего хозяйства, умении пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
 способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного
вкуса учеников и т. д.
Занятия по СБО проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов
теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарногигиенические нормы и правила техники безопасности.
Программа «Социально-бытовая ориентировка» составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения
объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и
упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9
классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может
использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования
новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях
применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих
формированию реальных образов и представлений.Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий.
Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой,
приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные, так и индивидуальные (выполнение
учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия
каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.
Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными
приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также
навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности
нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время
выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми,
различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.
Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В
зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом
случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия
проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к
знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и
сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не
предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими
приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т. п.
Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков
общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила
поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.).
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в
магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в
учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими
организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время
экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов).
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при
составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения
привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению
пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии— повторить правила

поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т. д.
Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.На занятиях по СБО следует
уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка.
На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения,
умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.
Методика работы с детьми строится в направлении личностного- ориентированного подхода к учащимся, делается акцент на
самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих учеников, побуждая их творчеству при выполнении задании.
Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется путем бесед, устного и письменного опроса, тестирования.
Контрольные работы проводиться по пройденным темам в конце каждой четверти.
Общее количество часов по программе: 7 класс — 70 часов, 2 часа в неделю.
Основные направления коррекционной работы:
 Развитие артикуляционной моторики;
 Формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
 Развитие высших психических функций;
 Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Тематическое планирование «Социально-бытовая ориентировка» 7 класс
№
п/п
1

Темы

Краткое содержание тем

«Личная
гигиена»

1.Особенности личной гигиены в жизни
подростка. Правила и приемы сохранения
чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за
кожей лица и волосами.
2.Пользование шампунем в соответствии с
типом волос: жирные, сухие, нормальные.
Средства борьбы с перхотью и выпадением
волос.

2

«Одежда и
обувь»

1.Значение продления срока службы одежды.
Виды штопки, наложение заплат.
2.Использование бытовой техники при стирке
белья из х/б ткани, стирка изделий из шелка
вручную.
3.Правила и приемы глажения белья, брюк,
спортивной одежды.
4.Прачечная, виды услуг и правила пользования
прачечной.

3

«Питание»

1.Виды питания.
2.Значение первых и вторых блюд и их
приготовление из овощей, рыбных и мясных
продуктов. 3.Использование механических и

Требования к уровню подготовки
Обучающиеся должны знать:
-правила личной гигиены девушки и юноши;
-виды косметических салфеток;
-правила ухода за кожей лица и волосами.
Обучающиеся должны уметь:
-определить тип кожи и волос;
-подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения
волос;
-правильно ухаживать за лицом и волосами.
Обучающиеся должны знать:
- особенности стирки цветного и белого белья;
- правила пользованиямоющими средствами;
-устройство стиральной машины и правила пользования ею;
-санитарно-гигиенические требования и правила техники
безопасности приремонте одежды и стирке вручную и с помощью
стиральной машины;
-санитарно-гигиенические требования, последовательностьи
особенности глаженияодежды из различных тканей, а также
постельного белья, полотенец, скатертей;
- назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в
прачечную;
-правила пользования прачечной самообслуживания.
Обучающиеся должны уметь:
-ремонтировать разорванные места одежды: разными видами
штопки, накладыванием заплат;
-стирать белое белье вручную и с помощью стиральной
машины;
-гладить одежду и белье.
Обучающиеся должны знать:
-виды питания, их особенности;
-значение первых, вторых блюд;
-правила безопасности при использовании механических и

электробытовых приборов для экономии сил и
времени при приготовлении пищи.
4.Составление меню завтрака, обеда, ужина на
день, неделю.

4

«Семья»

1.Помощь родителям и воспитателям в уходе за
младшими детьми – умывание, одевание,
обувание, причесывание.
2.В соблюдении чистоты и порядка в школе,
интернате, дома.

5

«Культура
поведения»

1.Правила приема приглашения в гости и
формы отказа.
2.Подготовка к поездке в гости: внешний вид
(одежда,
обувь,
украшения,
прическа);
подарки.

6

«Жилище»

1.Регулярная и сезонная уборка жилого
помещения. Подготовка квартиры и дома к лету
и зиме. Санитарная обработка помещения в
случае необходимости.
2.Уход за полом, в зависимости от покрытия
(лак, мастика, масляная краска, линолеум,
ковер), средства по уходу за полом.

электробытовых приборов при приготовлении пищи.
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться механическими и электробытовыми приборами:
мясорубкой, теркой, взбивалкой (миксером) и др.;
-приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по
цене продуктов;
-составить меню завтрака, обеда, ужина на день.
Обучающиеся должны знать:
-правила ухода за младшими детьми;
-различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки.
Обучающиеся должны уметь:
-ухаживать за младшими детьми;
-объяснять им правила игры и играть с ними в тихие и подвижные
игры;
-помогать младшим при уборке игрушек;
-рассказывать им сказки;
-петь с ними детские песенки.
Обучающиеся должны знать:
- правила поведения: при встрече и расставании
- правила поведения в гостях
-правила поведения при вручении и приема подарков.
Обучающиеся должны уметь:
-культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и
старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);
-выбирать подарки;
-изготавливать простые сувениры;
-вручать и принимать подарки.
Обучающиеся должны знать:
-последовательность проведения регулярной и сезонной уборки
жилого помещения;
- способы и периодичность ухода за окнами;
- виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;
-способы утепления окон;
-правила топки печей и заготовки топлива;
- правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытий.
Обучающиеся должны уметь:
-убирать жилые помещения;
-мыть зеркала и стекла;

7

«Медицинская
помощь»

1.Виды доврачебной помощи: измерение
температуры, обработка ран при микротравмах
(неглубокий порез, ссадины, ушибы, укусы
насекомых и др.)
2.Лекарственные растения в домашней аптечке.
3.Первая медицинская помощь при травмах:
вывих, перелом, наложение повязки на раны.
4. Меры по предупреждению переломов.

-утеплять окна;
-ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя
бытовые химические средства.
Обучающиеся должны знать:
-меры по предупреждению переломов;
-виды доврачебной помощи;
-правила обработки раны и наложения повязки;
-меры предупреждения осложнений после травмы;
- правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и
вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или
временной шины).
Обучающиеся должны уметь:
-использовать лекарственные растения при оказании первой
помощи;
-готовить настои, отвары из лекарственных растений;
-обрабатывать раны, накладывать повязки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» 7 КЛАСС

№

Тема урока

1.1.

Личная гигиена
подростка.

1.2.

Гигиена одежды,
белья.

Содержание учебного
материала

- значение правильного
режима и рационального
питания для здоровья
подростка;
- назначение индивидуальных
предметов личной гигиены;
-необходимость гигиены
одежды.
Словарные слова: потовые
железы, сальные железы,
шампунь, бальзам,
кондиционер, перхоть.
Гигиена одежды, нательного и
постельного белья.
Индивидуальные предметы
гигиены. Правила сохранения
чистоты и здоровья тела и
постельного белья.

Кол-во часов

Цель

Личная гигиена
2
Формирование
представления
учащихся о значении
правильного режима
дня. Учить правилам
личной гигиены
девушки и юноши.

2

Формирование умения
учащихся
использовать личный
опыт по применению
знаний и умений в
смене одежды,
нательного и
постельного белья.
Одежда

Требования к уровню подготовки

Знать:
- правила соблюдения личной гигиены подростка
(девушки, юноши).
-санитарно-гигиенические правила пользования зубной
щеткой, расчёской, мочалкой, душем, ванной, унитазом.
Уметь:
- пользования зубной щеткой, расчёской, мочалкой,
душем, ванной, унитазом.

Знать:
-правила смены одежды, нательного и постельного
белья.
Уметь:
-менять постельное белье.

2.1.

2.2.

Наложение заплаты,
штопка.

Стирка белья
вручную.

1. Значение продления срока
службы
одежды.
Ремонт
разорванных мест одежды.
2.
Способы,
варианты
ремонта одежды.
3. Знакомство
с видами
заплат
(вставная,
декоративная, клеевая).
4. Повторение правил техники
безопасности при ремонте
одежды.
5. Упражнение учащихся в
ремонте разорванных мест
одежды путем
наложения
заплаты.
Словарные слова: заплата,
штопка,
шаговый
шов,
боковой шов.
1. Стирка
хлопчатобумажного и
шелкового белья вручную.
Ручная стирка. Средства для
ручной стирки.
2. Основные правила стирки
х\б и шелковых изделий.
3. порядок стирки.
4. Стирка мелких предметов из
белой хлопчатобумажной и
шелковой ткани вручную.
5. Легкий отжим.
6. Сушка в расправленном
виде.
Словарные слова:
бережная
стирка, хлопчатобумажный.

2

Формирование умения
учащихся
ремонтировать одежду
путем наложения
заплат. Учить видам
штопки и умению
ремонтировать
одежду.

Знать:
- правила ТБ при ремонте одежды при работе с
ножницами, иголкой.
-технику наложения заплат.
Уметь:
-накладывать заплаты на разорванные места.
-ремонтировать разорванные места одежды.

2

Знакомство учащихся
с правилами стирки,
сушки изделий.

Знать:
-особенности стирки белого и цветного х\б и шелкового
белья;
-правила пользования моющими средствами;
-санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при
стирке вручную.
-последовательность стирки одежды из различных
тканей, постельного белья, полотенец, скатертей и т. д.
Уметь:
-стирать белье вручную.

2.3.

2.4.

Стирка белья с
помощью машины.

1. Стиральная машина.
Назначение.
2. Устройство. Правила
пользования
3. Стирка мелких предметов из
белой хлопчатобумажной
ткани с помощью стиральной
машины.
Словарные слова: стиральная
машина- автомат.

2

Учить пользоваться
бытовой техникой при
стирке белья.

Знать:
-устройство стиральной машины и правила пользования
ею.
-санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при
стирке с помощью стиральной машины.
-последовательность стирки одежды из различных
тканей, постельного белья, полотенец, скатертей и т. Д
Уметь:
-стирать белье с помощью стиральной машины.

Глажение одежды.

1. Функции и устройство
современного утюга.
2. Обозначения на
терморегуляторе утюга.
3. Глажение белья, брюк,
спортивной одежды.
Основные правила глажения
белья.
4. Особенности глажения брюк.

2

Знакомство учащихся
с особенностями
глажения одежды из
различных тканей, а
также постельного
белья, полотенец.

Знать:
-санитарно-гигиенические требования к глажению
одежды из различных тканей.
-последовательность и особенности глажения одежды из
различных тканей, постельного белья, полотенец,
скатертей и т. д.
Уметь:
-гладить одежду и белье.
-уметь гладить брюки.

Семья

3.1.

3.2.

Уход за младшими
детьми.

Разучивание детских
игр.

1. Помощь родителям и
воспитателям в уходе за
младшими детьми.
Правила ухода за младшими
детьми.
2.
Повторение
правил
умывания, порядка одевания и
обувания, причесывания.
3. Игра «Собери малыша на
прогулку»
с
разрезным
материалом.
Практическая
работа:
оказание
помощи
первоклассникам в одевании
на прогулку.
Словарные слова: надеть,
одеть.
1. Разучивание тихих и
подвижных игр,
проведение игр с детьми
младшего возраста.
Практическая
работа:
оказание
помощи
первоклассникам в одевании
на прогулку.
Словарные слова: надеть,
одеть,
настольные
игры,
подвижные игры, разучить.

2

Знакомство учащихся
с правилами по уходу
за младшими детьми.

Знать:
-правила ухода за младшими детьми.
Уметь:
-ухаживать за младшими детьми.
-одевать малышей на прогулку;
-объяснять детям правила игр и играть с ними в тихие и
подвижные игры.
-рассказывать младшим детям сказки
- помогать младшим при уборке игрушек.

2

Расширение знаний
учащихся о тихих и
подвижных играх.

Знать:
-правила тихих и подвижных игр, сказки, песенки.
Уметь:
-объяснять детям правила игр и играть с ними в тихие и
подвижные игры.

Культура поведения

4.1.

Правила приема и
приглашения в гости.

Подготовка к поездке
в гости.

4.2.

Выбор подарка.

1.
Правила приема и
приглашения
в
гости.
Вежливые
формы
отказа.Запись
основных
правил поведения в тетрадь.
2. Обсуждение проблемных
ситуаций.
3. Упражнение в умении
культурно вести себя в
гостях.
1. Принятие приглашения в
гости.
2. Подготовка к поездке в
гости: внешний вид (одежда,
обувь, украшения, прическа.)
3. Практическая работа: сбор
вещей для поездки в гости (в
зависимости от ситуации).
1. Подарки. От чего зависит
выбор подарка.
2. Рекомендации к выбору
подарка.
3. Правила поведения при
вручении и приеме подарка
(запись в тетради).
4. Сюжетная игра «Примите
мой подарок». Словарная
работа: новоселье.

2

Знакомство учащихся
с правилами
поведения во время
визитов: при встрече и
расставании, при
приеме и вручении
подарка.

Знать:
-правила поведения при встрече и расставании.
Уметь:
-культурно вести себя в гостях (оказывать внимание
сверстникам и старшим, поддерживать беседу.)

2

Знакомить учащихся с
правилами подготовки
к поездке в гости.

Знать:
-правила поведения в гостях.
Уметь:
-соблюдать правила поведения в гостях (оказывать
внимание сверстникам и старшим, поддерживать
беседу.)

2

Знакомить учащихся с
правилами вручения и
принятия подарка.

Знать:
-правила поведения при вручении и приеме подарка.
Уметь:
-выбирать подарок.
-вручать и принимать подарок.

5.1.

Изготовление
сувенира.

1. Изготовление несложного
сувенира
к
ближайшему
празднику, используемого в
качестве подарка.
2. Показ простых сувениров и
разбор
последовательности
изготовления
по
технологическим
пооперационным картам.
3.
Практическая
работа:
изготовление
сувенира,
открытки.

2

Подготовка квартиры
к зиме, к лету.

1. Времена года. Сезоны.
2.
Регулярная и сезонная
уборка жилого помещения.
Цель уборки в зависимости от
сезона.
3. Значение чистого воздуха
для здоровья человека. 4.
Обсуждение
последовательности
проведения регулярной и
сезонной уборки.
5. Знакомство со способами и
периодичностью ухода за
окнами,
способами
их
утепления.
6. Упражнение в умении
утеплять окна и мыть зеркала.
Словарные слова: регулярная,
сезонная уборка, аэрозоль.

2

Формирование умений
учащихся
изготавливать
несложный сувенир.

Жилище
Формирование
представления
учащихся о
последовательности
проведения
регулярной и сезонной
уборки.

Знать:
- последовательность изготовления сувенира по
технологической пооперационной карте.
Уметь:
- изготавливать простой сувенир.

Знать:
-последовательность проведения регулярной и сезонной
уборки жилого помещения.
-способы и периодичность ухода за окнами.
-виды моющих средств, используемых при мытье окон.
-способы утепления окон;
Уметь:
-убирать жилое помещение.
-мыть зеркала и стекла.
-утеплять окна.

5.2.

5.3

Уход за мебелью.

1. Уход за мебелью
в
зависимости от её покрытия
(лак,
полировка,
мягкая
обивка и др.). 2.Знакомство
учащихся с правилами чистки
мягкой мебели с помощью
пылесоса, моющих средств.

2

Знакомство учащихся
с видами покрытий
мебели,
особенностями и
средствами ухода.

Знать:
-правила ухода за мебелью в зависимости от ее
покрытия;
Уметь:
-чистить мебель.

Уход за полом.

Знакомство учащихся
с
видами покрытий полов в
помещении в зависимости от
покрытия
(лак,
краска,
линолеум,
ковер),
особенностями и средствами
ухода.
Словарная работа: линолеум,
паркет.

2

Познакомить с видами
покрытий полов в
помещении,
особенностями и
средствами ухода.

Знать:
-виды моющих средств, используемых при уборке.
Уметь:
-ухаживать за полом в зависимости от покрытия,
используя бытовые химические средства.

Санитарная обработка
помещения.

1. Вид уборки – санитарная
обработка помещения.
2.
Значение
санитарной
обработки
помещения
в
случае необходимости.
3. Чтение статьи из СМИ о
случаях,
в
которых
недостаточно простой уборки
помещения.
4.
Порядок
проведения
санитарной
обработки
помещения.
Словарная работа: инфекция,
дезинфекция,
санитарная
обработка.

2

Дать представление
учащимся о
санитарной обработке
помещения,
предупредить о
необходимости строго
соблюдать правила
техники безопасности
при санобработке.

Знать:
-виды моющих средств, используемых при уборке.
Уметь:
-убирать жилые помещения.

Питание

6.1.

Виды питания.

1. Питание человека: дробное,
пятишестиразовое,
разнообразное.
2.
Работа
с
таблицей:
разнообразие
продуктов
питания и их польза в рационе
питания человека.
3. Запись названий всех
приемов пищи, продуктов,
входящих в рацион питания,
их польза.
Словарные
слова:пищеварение,
рациональное питание, меню.

2

Знакомство учащихся
с разнообразными
видами питания, его
значением для
организма человека.

Знать:
-виды питания, их особенности.
Уметь:
-включать в рацион питания человека разнообразные
продукты.
-объяснять необходимость дробного питания.

6.2.

Приготовление
первых блюд.

1. Первое блюдо. Супы.
2.
Последовательность
приготовления первого блюда.
3. Бульон: мясной, рыбный,
овощной, грибной.
4. Запись рецепта.
5.
Практическая
работа:
приготовление первого блюда.
Снятие пробы. Мытье посуды.
Словарная работа: бульон.

2

Формирование умения
учащихся подбирать
продукты для первых
блюд, привитие
навыков
последовательного
приготовления первых
блюд.

Знать:
-Значение первых блюд.
-последовательность приготовления блюд;
Уметь:
-приготавливать первое блюдо (суп) по рецепту.

6.3.

Приготовление
вторых блюд.

1. Разнообразие и значение
вторых блюд.
2. Чтение рецептов и выбор
продуктов для второго блюда.
3.
Практическая
работа:
приготовление второго блюда.
Снятие пробы. Мытье посуды.
Словарная работа: гарнир.

2

Формирование
представления
учащихся о способах
обработки овощных,
мясных, рыбных
продуктов,
последовательности
приготовления блюд.

Знать:
-значение вторых блюд.
Уметь:
-приготавливать разнообразные вторые блюда.

6.4.

Кисель. Компот.

2

Знакомство учащихся
с технологией
приготовления киселя,
компота.

Знать:
-правила безопасности при использовании
электрических нагревательных приборов.
Уметь:
-приготавливать кисель, компот.

6.5.

Салат.

1.Третье блюдо. Разнообразие
третьих блюд.
2.
Приготовление компота из
сухофруктов.
3. Приготовление киселя из
ягод, крахмала.
Словарная работа: крахмал,
сухофрукты.
1. Значение блюд из овощей.
2. Салаты. Заправка салатов.
3. Способы нарезки овощей.
Применение
механических
электроприборов для нарезки
овощей.
4. Запись рецепта салата.
5.
Практическая
работа:
приготовление
салата.
Словарная работа: кухонный
комбайн.

2

Знакомство учащихся
с технологией
приготовления салата.

Знать:
-значение блюд из овощей.
-правила работы с электромеханическими приборами
при приготовлении пищи.
Уметь:
-приготавливать салаты из овощей.

Медицинская помощь

7.1.

Доврачебная помощь.

7.2

Первая помощь при
травмах.

1. Виды доврачебной помощи:
измерение
температуры,
обработка
ран
при
микротравмах
(неглубокий
порез, ссадина, ушиб, укус
насекомого).
2. Работа с иллюстрациями по
теме «Первая помощь».
3.Ушиб,
носовое
кровотечение.
4. Запись основных правил
оказания первой помощи.
5.Упражнения в определении
температуры тела по шкале
термометра.
1. Травма: вывих, растяжение,
перелом.
2. Правила оказания помощи
при растяжениях, вывихе,
переломе.
3. Первая помощь при ушибах
и вывихах (покой, фиксация
конечностей
с
помощью
временной
шины
или
повязки).
4.
Практическая
работа:
упражнение
в
оказании
доврачебной помощи при
вывихах,
растяжении,
переломах различных видов, в
транспортировке
пострадавшего в лечебное
учреждение.

2

Знакомство учащихся
с правилами
наложения повязок и
обработки ссадин и
порезов.

Знать:
-виды доврачебной помощи.
-правила обработки раны.
Уметь:
-обрабатывать раны, накладывать повязки.
-определять температуру тела по шкале термометра.

2

Формирование умения
учащихся по
правилам обработки
раны и наложению
повязки и временной
шины.

Знать:
-правила оказания первой помощи при растяжениях,
вывихах (покой, фиксация конечности с помощью
повязки или временной шины).
-меры по предупреждению переломов.
Уметь:
-накладывать повязки.

7.3.

Домашняя аптечка.
Термометр.

1.
Домашняя
аптечка.
Способы оборудования места
для хранения лекарств.
2.
Отделения
домашней
аптечки, их наполняемость.
3. Основной состав домашней
аптечки: дезинфицирующие и
перевязочные
средства,
термометр,
горчичники,
пипетки, пинцет и др.
4. Срок годности лекарств.
5. Инструкции к применению
лекарственных
средств,
составляющих
домашнюю
аптечку.
6.
Практическая
работа:
измерение температуры.
Словарная работа:
температура, термометр.

2

Знакомство учащихся
с составом домашней
аптечки.

Знать:
-состав домашней аптечки (перевязочные средства,
дезинфицирующие средства, термометр, горчичники).
Уметь:
-использовать лекарственные средства при оказании
первой помощи.
- пользоваться термометром.

7.4.

Лекарственные
растения.

1.
Дать
представление
учащимся о лекарственных
растениях и их использовании
в домашней аптечке.
2.
Показ
простейших
лекарственных растений.
3. Отвар. Настой.
4. Чтение инструкции на
упаковке
лекарственных
растений.
5.
Практическая
работа:
приготовление витаминного
чая.

2

Знакомство учащихся
с лекарственными
растениями и их
использованием.

Знать:
-лечебные свойства лекарственных растений.
Уметь:
-готовить настои, отвары из лекарственных растений,
витаминный чай.

Всего

70

Критерии оценки достижения учащихся
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

 правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
 самостоятельность ответа;
 умение переносить полученные знания на практику;
 степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Отметка «5»

- ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ

самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка «4» - ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам
последовательность восстанавливается.
Отметка «3» - ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам
затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.
Отметка «2» - ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение
работать с учебным материалом.


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».