История Отечества, 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На изучение курса отводится 68 часов, 2 часа в неделю
Рабочая программа по «Истории Отечества» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 №273,приказ №41-4ст.79 ФЗ.
2. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 кл.; под редакцией В. В. Воронковой. М.:
Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2011г. сб. 1.
4. Учебного плана образовательного учреждения.
Для реализации данной программы используется учебник: История России: учебник для учащихся 7 классов специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина.- М. Владос, 2011.
История в школе для обучающихся с умственной отсталостью рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение
исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация
выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для обучающихся с умственной отсталостью целесообразно сосредоточиться на крупных
исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и
выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему
запоминанию их последовательности.
На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное
чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок,
отдельных фрагментов кино, диафильмов.
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников.
Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию
мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху,
каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории,
предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины
с использованием исторических дат.
Цели:
- изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств гражданина,
- подготовка подростка с умственной отсталостью к жизни,
- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
- усвоить важнейшие факты истории,
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития,
- овладеть умением применять знания по истории в жизни,
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи;
- гражданское воспитание учащихся,
- патриотическое воспитание,
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
- нравственное воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание,
- экологическое воспитание,
- правовое воспитание,
- формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Содержание курса истории
Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым
предметом, источниками, по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником
истории, исторической картой, «лентой времени».
Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века и представлен
следующими темами:
- «История нашей страны древнейшего периода» (11 ч.)
- «Киевская Русь» (15 ч.)
- «Распад Киевской Руси» (9 ч.)
- «Борьба Руси с иноземными завоевателями» (9 ч.)
- «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» (10 ч.)
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком
прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим
воспитательным потенциалом.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей
и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности
в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов,
контрольных работ. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями
каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы
отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- какие исторические даты называются точными, приблизительными;
- когда произошли события;
- кто руководил основными сражениями.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
№ п/п.
1
2
3
4
5
6
7
Распределение учебных часов по разделам курса:
Наименование раздела
Кол-во часов
Введение в историю
7
История нашей страны с древнейшего периода
12
Киевская Русь
16
Распад Киевской Руси
10
Борьба Руси с иноземными завоевателями
10
Начало объединения русских земель вокруг
10
Московского княжества
Повторение
3
Итого:
68
Критерии оценки знаний и умений
Оценка « 5»
- Обнаруживает понимание материала
- Самостоятельно формулирует ответы
- Умеет привести примеры
Допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка « 4»
- Обнаруживает понимание материала
- Самостоятельно формулирует ответы
- Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки).
- Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка « 3»
- Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.
- Излагает материал недостаточно полно и последовательно.
- Допускает ряд ошибок в речи.
- Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.
- Нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка « 2»
- Обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала.
- Допускает ошибки в формулировке ответа, искажающего его смысл.
- Делает грубые ошибки.
- Не использует помощь учителя.
Календарно-тематическое планирование уроков истории
1
2
Тема
урока
1 четверть
Раздел 1.
Введение в историю.
История – наука о
прошлом
Исторические
памятники
3 - 4 Наша Родина – Россия.
Моя родословная
Цель урока
Основные знания
Основные термины
и понятия
Домашнее
задание
Дать представление об
истории как науке
История-рассказ о
прошедшем.
С.М.Соловьев-известный
русский историк
Исторические
источники: устные,
письменные,
вещественные
Россия – наша страна.
Москва – столица.
Генеалогия –
родословная.
Дата, обозначение числа,
месяца, года какого-либо
события
Историческая карта –
графическое
изображение государства
в разные периоды
истории
История, предки
Стр. 6-8
Исторические
памятники,
археологи
Стр. 9-15
Родина, Отчизна,
генеалогия, имя,
отчество,
фамилия
Дата, век,
тысячелетие
Стр. 16 –
23
карта
Историческая
карта
Стр. 27 –
30,
карта
Кол-во
часов
№
урок
а
18
1
1
Дать сведения о различных
исторических источниках
2
Расширить понятие о
Родине, дать сведения о
родословной человека
Научить определять
последовательность
событий
Научить пользоваться
исторической картой
5
Счет лет в истории
1
6
Историческая карта
1
7
Повторительно –
обобщающий урок по
теме: «Введение в
1
Обобщать и закреплять
пройденный материал
Стр. 23 - 26
Стр. 6 - 30
Дата
8
9
историю».
Раздел 2.
История нашей
страны древнейшего
периода.
Восточные славяне –
предки русских,
украинцев и белорусов
Роды и племена
восточных славян и их
старейшины
1
Познакомить уч-ся с
восточными славянами,
показать единство русских,
украинцев и белорусов
Восточные славяне –
предки русских,
украинцев и белорусов
Восточные
славяне, племена,
братские народы
Стр. 32 - 36
1
Познакомить с
общественным строем
восточных славян
Роды и племена
восточных славян, их
старейшины
Семья, род, вече,
князь, дружина,
знатные люди,
старейшина
Поселения,
частокол, мазанка,
землянка, лучина,
изба, амбар, хлев,
сусеки, лохань
Земледелие, плуг,
соха, пашня,
скотоводство,
бортничество,
собирательство
Курган, плач,
тризна, хоровод,
каравай, оберег,
жернова
Стр. 37 - 43
Волхвы,
кудесники,
Стр. 76 - 85
10
Славянский поселок
1
Познакомить с жизнью
восточных славян до
образования государства
Поселение – место, где
селились славяне
11,
12
Занятия
восточных славян.
Ремесла восточных
славян.
2
Познакомить с условиями
жизни и труда восточных
славян
Земледелие – основное
занятие славян. Славяне
– трудолюбивый народ
13
Обычаи восточных
славян
1
Формировать
представление о традициях
и обычаях восточных
славян
Обычаи, традиции
14
Верования восточных
славян
1
Формировать
представление о религии
Язычество – вера во
многих богов
Стр. 44 –
52,
таблицы
Стр. 53 –
69,
таблицы
Стр. 70 - 76
восточных славян
15
Соседи восточных
славян
1
16
Славянские воины и
богатыри
Объединение
восточных славян под
властью Рюрика
1
17
18
19
20
21
1
Повторительно –
1
обобщающий урок:
«История нашей
страны древнейшего
периода».
2 четверть
14
История возникновения 1
Урала
Раздел 3.
Киевская Русь.
Образование
государства восточных
славян – Киевской Руси
Русские князья Игорь и
Святослав. Княгиня
Ольга
1
1
Дать представление о
жизни и занятиях соседей
восточных славян
Дать представление о
военном искусстве славян
Дать представление об
объединении славян под
началом Рюрика
Соседние племена –
финны, половцы,
литовцы, болгары
Вооружение славян,
военное искусство
IX век – объединение
восточных славян.
Рюрик – первый русский
князь
святилище,
жертва, обряд,
идол, духи
Кочевники, юрта,
дань, варяги,
гости, базар
Секира, палица,
колчан, булава
Послы,
княжество,
пленники, булава,
кольчуга
Стр. 86 –
92, карта
Стр. 93 - 98
Стр. 99 –
102, карта
Обобщить и
систематизировать
материал древнейшего
периода нашей страны
Стр. 31 –
102, карта
Дать представление об
истории возникновения
Уральского края
Дать представление об
IX век – образование
образовании
Древнерусского
древнерусского государства государства; полюдье –
дань с людей
Дополните
льная
литература
Стр. 104 –
109, карта
Показать на примере
деятельности первых
русских князей основные
Первые русские князья –
Олег, Игорь, Святослав,
княгиня Ольга; династия
Полюдье
Мирный договор,
династия
Стр. 110 114
направления внутренней и
внешней политики Руси
Дать представление об
укреплении власти князя
Рюриковичей
22
Укрепление власти
князя
1
Укрепление единой
верховной власти при
князе Владимире;
княжеская дружина
Оборона Руси от
печенегов, хазаров,
половцев;
оборонительные
сооружения; дозорная
служба
988 г. – крещение Руси;
христианство – вера в
бога Иисуса Христа
23
Оборона Руси от врагов
1
Дать представление об
обороне Руси от врагов
24
Крещение Руси при
князе Владимире
1
Дать представление о
крещении Руси при князе
Владимире в 988году
25
Былины – источник
знаний о Киевской
Руси
1
Доказать на примере
конкретных былин, что они
являются источником
знаний о Киевской Руси
Былины – источник
знаний о Киевской Руси
26
Культура и искусство
1
Дать общее представление
о культуре и искусстве
Киевской Руси
Храм – центр культуры
Киевской Руси
Боярин,
ополчение, раб,
оборона, братина,
пир
Дозорные,
дозорная служба
Стр. 115 120
Христиане,
крещение,
религия, крест,
священник,
молитва,
патриарх,
митрополит,
проповедники
Былины,
побратим
Стр. 126 132
Алтарь, иконы,
мозаика, фрески,
церковная утварь
Стр. 138 144
Стр. 121 –
125, карта
Стр. 133 –
137, доп.
лит - ра
27
Княжеское и
дворянское подворье.
Жизнь и быт людей в
Киевской Руси
1
Дать представление о
частной жизни князей,
дружинников, бояр.
Дать представление о
жизни людей, их быте и
традициях в Киевской Руси
Доказать, что при княжении
Ярослава Мудрого были
созданы предпосылки для
расцвета Киевской Руси в
XII веке
Дать представление о
распространении
грамотности и образования
в Киевской Руси
28
Правление Ярослава
Мудрого
1
29
Образование и
грамотность на Руси
1
30
Киевский князь
Владимир Мономах
1
Дать сведения о борьбе
Владимира Мономаха за
единство Руси
31
Рост и укрепление
древнерусских городов.
1
Дать общее представление
о древнерусских городах.
Князь – верховный
правитель страны.
Натуральное хозяйство –
это хозяйство, в котором
производится все
необходимое для жизни
Князь Ярослав Мудрый.
«Русская Правда» первый русский сборник
законов.
Горница, терем,
челядь, воевода.
Натуральное
хозяйство,
усадьба, вотчина,
смерды
Вира, закон, куны,
«Русская Правда»,
царь
Стр. 145 156
Кирилл и Мефодий
создатели славянской
письменности;
Славянская азбука,
книжное дело, школы,
рукописные книги
Владимир Мономах-внук
византийского
императора Константина
Мономаха; временное
укрепление единства
власти на Руси.
Древнерусский город –
крепость, центр
культуры, ремесла и
торговли.
Переписчики,
устав, Библия,
библиотека
Стр. 161 165
Удельный князь,
бармы, царский
венец.
Стр. 170 175
Вече, корчма,
посад, торг.
Стр. 176 183
Стр. 156 161
Повторительно –
обобщаюший урок по
теме «Киевская Русь».
1
3 четверть
20
Раздел 4. Распад
Киевской Руси.
Причины распада
Киевской Руси.
Образование
самостоятельных
княжеств.
Киевское княжество в
XII веке.
1
Объяснить причины
обособления княжеств.
Дать представление о
периоде раздробленности
княжеств Древней Руси.
В XII веке образование
самостоятельных
княжеств.
Период
раздробленности
Стр. 184 191, карта
в учебнике
1
Охарактеризовать Киевское
княжество в условиях
раздробленности.
Ослабление власти
киевского князя.
Титул
Стр. 192 –
196.
35
Владимиро –
1
Суздальское княжество.
1147 год – первые
сведения о Москве;
Юрий Долгорукий –
основатель Москвы.
Торжок, хан, пир.
Стр. 197 –
203, карта.
36
Господин Великий
Новгород. Торговля и
ремесла Новгородской
земли.
Углубить знания учащихся
об образовании
самостоятельных княжеств;
ознакомить с Владимиро –
Суздальским княжеством.
Формировать
представления о Великом
Новгороде.
Новгород – важнейший
торговый путь, 859 г. –
первое упоминание о
Новгороде.
Хоромы,
архиепископ,
пошлина,
пристань.
Стр. 204 –
213, карта.
32
33
34
2
Обобщить и
систематизировать знания
учащихся о Киевской Руси.
Стр. 103 183
37
Новгородское вече.
1
Дать учащимся сведения о
политической жизни
Новгорода.
38
Русская культура в XII
– XIII веках.
1
Раскрыть отличительные
черты культуры XII – XIII
веков.
39
Летописи о походах
новгородцев и дружин
владимиро-суздальских
князей на Урал в конце
XI — XIII вв.
40
Повторительно –
1
обобщающий урок по
теме: «Распад Киевской
Руси».
Обобщить и
систематизировать знания
учащихся по периоду
Киевской Руси XII в., о
распаде Киевской Руси.
41
Раздел 5. Борьба с
иноземными
завоевателями.
Монголо – татары.
Дать сведения о жизни,
быте монголо – татар.
Новгородское вече –
народное собрание
Новгорода; правители
Новгорода – посадник,
тысяцкий, архиепископ.
Культура – достижение
деятельности людей;
художественные
ремесла; прикладное
искусство.
Архитектурные
памятники.
Вече, посадник,
тысяцкий,
архиепископ,
республика.
Стр. 214 –
219, схема.
Культура
Стр. 219 –
224,
таблицы.
Дополните
льная
литература
1
Стр. 183 –
224, карта.
Монголо – татары –
кочевой народ.
Пастбища, орда,
караул, кумыс.
Стр. 226 229
42
Нашествие монголо –
татар на Русь.
1
Формировать
представления о нашествии
монголо – татар на русскую
землю.
Показать героизм русского
и других народов нашей
страны в борьбе против
монголо – татар.
1223г. – первая встреча
русских с монголо –
татарами. 1237 г. –
нашествие на Русь.
Героическое
сопротивление русских
людей остановило
монголо – татар от
нашествия на Европу.
Формировать
Установление
представление, что монголо господства монголо –
– татарское иго было
татар на Руси.
бедствием для завоеванных
народов.
Познакомить с
Рыцари – крестоносцы;
вооружением и военным
цели рыцарей –
опытом рыцарей –
крестоносцев.
крестоносцев.
43
Героическая борьба
русских людей против
монголо – татар.
1
44
Русь под монголо –
татарским игом.
1
45
Рыцари - крестоносцы.
1
46
Александр Невский и
Новгородская дружина
1
Раскрыть качества
государственного деятеля,
дипломатию полководца
Александра Невского.
Князь Александр
Ярославич –
новгородский князь.
47
Невская битва
1
Рассказать о борьбе
русских народов со
шведами в 1240 г.
1240 г. – битва на реке
Неве. Бергер –
основатель Стокгольма.
Русский полководец
Александр Невский.
Таран.
Стр. 230 –
233, карта.
Стр. 234 –
239, карта.
Иго, Золотая
Орда, Ярлык,
баскаки.
Стр. 240 –
243.
Ливония, рыцарь,
Ливонский орден,
Великий магистр.
Стр. 244 –
247,
иллюстрац
ии.
Стр. 248 250
Герцог.
Стр. 251 –
253, схема.
48
Ледовое побоище.
1
Показать героическую
борьбу русского народа с
немецкими рыцарями в
ледовом побоище.
49
Повторительно –
обобщающий урок по
теме: «Борьба Руси с
иноземными
завоевателями».
Раздел 6. Начало
объединения русских
земель.
Возвышение Москвы
1
Закрепить и обобщить
знания учащихся о борьбе
русского народа за
независимость в XIII веке.
1
Раскрыть причины
возвышения Москвы.
Даниил Александрович –
первый московский
князь; причины
возвышения Москвы.
Кремль, династия, Стр. 260 –
географическое
264, карта.
расположение
Москвы.
Иван Калита – первый
московский князь;
«собиратель русской
земли».
Возрождение и развитие
хозяйства – условие для
объединения страны.
Калита, свита.
Стр. 265 –
270, карта.
Десятина,
крестьяне, оброк,
дворяне.
Стр. 271 –
276.
50
51
Московский князь Иван 1
Калита; его успехи.
Рассказать о деятельности
московского князя Ивана
Калиты.
52
Возрождение сельского
и городского хозяйства
на Руси.
1
Показать, что русские люди
упорным трудом
преодолевали последствия
страшного разорения.
4 четверть
Московско –
Владимирская Русь при
Дмитрии Донском.
16
1
53
Дать характеристику
московскому князю
Дмитрию Ивановичу и его
деятельности перед
Куликовской битвой.
1242 год – Ледовое
побоище.
Стр. 254 –
258, схема.
Стр. 183 –
224, карта.
Объединение русских
князей для борьбы за
освобождение русских
земель от власти Золотой
Орды.
Стр. 277 281
54
Сергий Радонежский.
1
Рассказать о жизни святого
Сергия Радонежского.
Святой Сергий
Радонежский –
основатель Троице –
Сергеева монастыря.
Отшельники,
игумен, пустынь,
послушник,
жертвовать.
Стр. 282 –
288.
55
Битва на Куликовом
поле.
1
Показать борьбу русского
народа за независимость.
8 сентября 1380 г. –
Куликовская битва.
Мамаево побоище.
Полк, пехота,
воевода.
Стр. 289 –
295.
56
Значение Куликовской
битвы для русского
народа.
1
Значение Куликовской
битвы.
Памятник
Стр. 296 300
57
Иван III. Освобождение
от иноземного ига.
1
Показать, как повлияла
победа в Куликовской
битве на дальнейшее
развитие Руси.
Дать представление об
освобождении русских
земель от иноземного ига.
Пищаль, тюфяки.
Стр. 301 –
105.
58
Укрепление
Московского
государства.
1
Монархия,
монарх, скипетр,
держава,
бойницы.
Стр. 306 309
59
Повторительно –
обобщающий урок по
теме: «Начало
объединения русских
земель».
1
1480 г. – свержение
монголо – татарского
ига, значение
освобождения; первое
огнестрельное оружие.
Определить изменения в
Русь – Российское
социально – экономическом государство; символы
развитии Московского
государственной власти:
княжества.
скипетр, держава.
Закрепить и обобщить
знания учащихся о жизни и
труде народа, его борьбе за
независимость, начале
объединения Русских
земель вокруг Московского
Стр. 259 –
309.
княжества.
60
61
62
63
64
65
66
67
Урал в составе
Московского
государства
Возникновение
крестьянских
поселений на Урале
традиции и
земледельческая
культура уральских
крестьян.
Уральские города
1
Развитие ремесел на
Урале: судостроение и
кузнечное
производство.
Появление первых
металлургических
производств
Развитие торговли.
Ирбитская ярмарка.
1
Урок обобщения
«Основные даты и
события родной
истории».
1
Дополните
льная
литература
1
1
1
1
1
Закрепить и обобщить
знания учащихся об
основных событиях и датах
истории России и Урала,
изученных в 7 классе.
68
Заключительный урок:
«Экскурсия в музей»
1
Познакомить уч – ся с
экспонатами музея.
Литература по предмету:
1. История России: учеб. для учащихся 7 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина.- М. Владос, 2011.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 кл.; под редакцией В. В. Воронковой. М.:
Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2011г. сб. 1.