Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по изобразительному искусству создана для 7 класса на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного
учебного плана ОУ. Обучение ведётся по типовой программе специальной (коррекционной)
школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 – 9 классы».
Сборник под редакцией В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2005.
Класс
7
Количество
часов в
неделю
1
Количество часов в четверть
I
10
II
9
III
11
IV
10
Количество
часов в год
35
В программу включены следующие разделы:
*Рисование с натуры.
*Декоративное рисование.
*Рисование на тему.
*Беседы об изобразительном искусстве.
Цель:
* формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и
изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными
возможностями.
* коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного
мышления.
Задачи:
* корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения,
величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
* развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения;
совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном
выполнении рисунка;
* улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
* формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по
памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и
общественно полезной деятельности;
* развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное
суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое
отношение к ним;
* знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного
искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую
речь;
* развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе;
содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
Рисование с натуры.
Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект
изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение
в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность
выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться
вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке
объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной
форм. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.
Декоративное рисование.
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических
формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в
оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На
конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных
композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.
Рисование на темы.
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в
рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в
зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать
предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного
уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений
изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование
понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных
средствах выразительной живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в
изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений
декоративно-прикладного искусства.
Основные формы работы:
урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения:
словесные, наглядные, практические.
Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий:
- рисование с натуры
- декоративное рисование;
- рисование на тему;
-беседы об изобразительном искусстве.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся:
К концу 7 класса учащиеся должны уметь:
- передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых
предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в
определенной последовательности;
- изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и
комбинированной формы, передавая из объем и окраску;
- проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные
формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя
осевые линии;
- использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему,
изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;
- проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них
оценочные суждения.
Критерии оценивания:
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
«Оценка 4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик
допускает неточности в выполнении работы.
«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы,
конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны
учителя.
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству в 7 классе.
35 часа (1 час в неделю)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
ТЕМА УРОКА
Кол-во в неделю
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной
формы, повернутого углом к рисующему.
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной
формы в наиболее простом для восприятия положении.
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства.
Живопись».
Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы,
расположенных ниже уровня зрения.
Рисование по представлению объемного предмета
цилиндрической формы.
Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного
конуса.
Рисование с натуры предмета комбинированной формы.
Беседа об изобразительном искусстве «Выразительные
средства живописи».
Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее
узором.
Тематическое рисование осеннего леса.
Рисование с натуры объемных предметов – посуда.
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства.
Скульптура».
Народная скульптура (игрушки), ее образность и
выразительность.
Рисование с натуры предмета комбинированной формы.
Рисование с натуры предмета комбинированной формы.
Разработка декоративной композиции посвященной
школьному празднику (эскиз оформления сцены).
Декоративное рисование. Изготовление макета
пригласительного билета.
Тематическое рисование. Выполнение зарисовок зимнего
леса.
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства».
Беседа на тему «Графика».
Выполнение эскизов оформления книги.
Рисование с натуры объемных предметов округлой формы
(фрукты, овощи).
Рисование с натуры постройки из элементов строительного
материала.
Рисование с натуры предметов комбинированной формы.
Декоративное рисование – составление узора для вазы.
Рисование с натуры столярных или слесарных инструментов.
Беседа «Народное декоративно-прикладное искусство
России».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства,
Декоративно-прикладное творчество».
Рисование с натуры предметов комбинированной формы.
Разработка плаката «День Победы».
Беседа об изобразительном искусстве.
Произведения о Великой Отечественной войне.
Выполнение эскиза эмблемы, посвященной спортивным
соревнованиям.
Иллюстрирование отрывка литературного произведения
Итоговый урок.
1
1
1
1
1
1
1
1