Рабочая программа по географии 7 класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных школ VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией Бгажноковой И.М. – М.
«Просвещение», 2005 г..
Обучение ведется в соответствии с индивидуальным учебным планом. Программа
рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Цель:
Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить
кругозор об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
Дать элементарные научные и систематические сведения о особенностях географического
положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении,
хозяйстве зарубежных стран;
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и
бытом народов мира;
Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию;
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий,
распространённых в нашем регионе.
Коррекционно – развивающие:
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления;
Понимать причинно – следственные зависимости;
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;
Расширять лексический запас;
Развивать связную речь.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
*Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
*Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
*Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над
уровнем моря;
*Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
*Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;
*Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
*Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
*Правила поведения в природе;
*Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе .
Учащиеся должны уметь:
*Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных
зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
*Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные
в программе , наносить их названия на контурную карту;
*Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными
условиями и занятиями населения;
*Делать несложные макеты изучаемых природных зон;
*Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.
Технологии обучения:
личностно – ориентированные, коммуникативные, игровые, интегрированные.
Методы обучения:
Словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; наглядные: наблюдение,
демонстрация.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения
тестов, контрольных работ.
Критерии оценки знаний обучающиеся:
«5»-ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;правильно формулирует
выводы;
«4»-есть неточности в изложении основного географического материала или выводов, легко
исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
«3»-допускает неточности в формулировке выводов, неаккуратное оформление результатов.
«2»-ответ неправильный, не раскрывает основное содержание учебного материала.
Содержание тем учебного курса география России 7 класс
Особенности природы и хозяйства России
Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и
Азиатская части России. Административное деление России.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения.
Типы климата. Водные ресурсы России, их исполь¬зование.
Численность населения России. Размещение по территории России. Народы России.
Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли. Особенности развития сельского хозяйства и
транспорта. Экологические проблемы.
Природные зоны России
Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и
жизни людей. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь
Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы.
Население и его основные занятия. Северный морской путь.
Зона тундры
Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.
Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры.
Хозяйство. Население и его основные занятия. Города Экологические проблемы Севера. Охрана
природы тундры.
Лесная зона
Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы.
Реки, озера, каналы. Растительный мир. Животный мир лесной зоны. Промышленность и сельское
хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Западная Сибирь. Восточная
Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения
в лесу.
Зона степей
Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения зоны
степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия.
Зона полупустынь и пустынь
Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы.
Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия
населения.
Зона субтропиков
Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы.
Курортное хозяйство. Население, занятия населения.
Высотная поясность в горах
Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства.
Календарно – тематическое планирование
по географии в 7 классе.
75 часов (2 часа в неделю)
№
Тема урока, изученная на уроке.
Домашнее задание
Кол-во
часов
Особенности природы и хозяйства России.
1.
2.
Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская части России.
не задано.
ответить на вопросы, 15 минут.
1
1
3.
Административное деление России.
ответить на вопросы, 15 минут.
1
4.
5.
6.
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
Климат России.
не задано.
ответить на вопросы, 15 минут.
ответить на вопросы, 15 минут.
1
1
1
7.
Водные ресурсы России, их использование.
1
8.
Население России. Народы России.
9.
10.
11.
12.
Промышленность- основа хозяйства, её отрасли.
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт.
Экономическое развитие европейской и азиатской
частей России.
Природные зоны России
Природные зоны. Размещение природных зон на
территории России.
Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь.
Зона арктических пустынь. Положение на карте.
Климат.
вопрос 5 (письменно), 15
минут.
приготовить рассказ про одно
из блюд, 15 минут.
ответить на вопросы, 15 минут.
ответить на вопросы, 15 минут.
не задано.
не задано.
ответить на вопросы, 15 минут.
1
Работа с картой, 10 минут.
1
не задано.
вопрос 5 (сделать рисунок), 10
минут.
ответить на вопросы, 10 минут.
вопрос 4, 15 минут.
не задано.
1
1
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24..
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
Зона тундры.
Зона тундры положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Водоёмы тундры.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города тундры: Мурманск, Нарьян – Мар.
Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь.
Экологические проблемы севера.
Лесная зона.
Лесная зона. Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Реки, озёра, каналы.
не задано.
не задано.
ответить на вопросы, 15 минут.
вопрос 4, 20 минут.
вопрос 1, 15 минут.
не задано.
ответить на вопросы, 15 минут.
приготовить доклад про из один
из городов, 15 минут.
ответить на вопросы, 15 минут.
вопрос 7, 5-7 минут.
ответить на вопросы, 15 минут.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33.
34.
Растительный мир. Животный мир (тундры).
Смешанные и лиственные леса
вопрос 4, 15-20 минут.
вопрос 4, 15-20 минут.
1
1
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Животный мир лесной зоны.
Пушные звери.
Значение леса.
Промышленность и с/х лесной зоны.
Промышленность и с/х Центральной России.
Города Центральной России.
1
1
1
1
1
1
41.
Особенности развития Северо-Западной России.
Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков,
Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
не задано.
ответить на вопросы, 15 минут.
составить схему, 10-15 минут.
не задано.
вопрос 6, 10 минут.
приготовить доклад про один
город, 20 минут.
вопрос 4, 10 минут.
ответить на вопросы, 15 минут.
ответить на вопросы, 15 минут.
вопрос 5 (письменно), 15
минут.
не задано.
1
1
1
ответить на вопросы, 15 минут.
не задано.
ответить на вопросы, 15-20
минут.
ответить на вопросы, 15-20
минут.
вопрос 9 (письменно), 5-10
минут.
ответить на вопросы, 15 минут.
1
1
1
ответить на вопросы, 15 минут.
вопрос 4 (письменно), 15-20
минут.
ответить на вопросы, 15 минут.
1
1
работа с картой, 15 минут.
1
не задано.
составить рассказ, 15 минут.
рисунок, 15 минут.
1
1
1
составить рассказ о верблюде,
15 минут.
не задано.
не задано.
1
вопрос 5 (устно), 10 -15 минут.
не задано.
работа с картой, 15 минут.
1
1
1
1
1
42.
43.
44.
46.
47.
48.
Заповедники и заказники лесной зоны.
Зона степей.
Зона степей. Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые. Реки.
Растительный мир.
49.
Животный мир.
50.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
51.
56.
57.
58.
Города лесостепной и степной зоны: Воронеж, Курск,
Оренбург, Омск.
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь,
Краснодар.
Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь.
Зона полупустынь и пустынь. Положение на
карте.
Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир.
59.
Животный мир.
60.
61.
Хозяйство. Основные занятия населения.
Города зоны пустынь и полупустынь.
Зона субтропиков.
Зона субтропиков. Положение на карте.
Климат и природа субтропиков.
Население и его основные занятия. Города.
Высокая поясность в горах.
Высокая поясность в горах. Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала.
45.
52.
53.
54.
55.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Алтайские горы. Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города.
вопрос 6 (письменно), 15
минут.
не задано.
приготовить рассказ про
Екатеринбург, 15-20 минут.
ответить на вопросы, 15 минут.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
69.
70.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города.
Итоговый урок.
вопрос 5 (устно), 5-7 минут.
1
не задано.
1