Биология-7-8-класс

Рабочая программа Биология 7- 8 класс
На изучение учебного предмета отводится 70 часов, 2 часа в неделю в каждом классе
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ
2. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
3. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред.
М.И. Бгажноковой. М., «Просвещение», 2010 г.
5. Учебного плана образовательного учреждения.
Для реализации данной программы используется учебники:
 Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс. З.А. Клепинина М.: Просвещение, 2005 г.
 А.И.Никишов, А.В. Теремов Биология. Животные 8 класс.- М.: Просвещение, 2005 г.
Количество часов – 70 (из расчета 2 часа в неделю)
В 7-8 классах обучающиеся на уроке знакомятся с многообразием растительного и животного мира, изучают особенности
выращивания некоторых растений, образ жизни наиболее распространенных животных; получают сведения об их строении,
приспособленность к условиям произрастания и жизни.
Цель: Создание условий для формирования знаний об окружающем мире: умения ориентироваться в мире растений и мире
животных; использовать полученные знания в повседневной жизни; применять биологические знания.

Задачи:
1. Сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же
об организме человека и его здоровье).
2. Экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех
растений), бережного отношения к природе.
3. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за
ними
4. Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
5. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её
уникальности и чистоты.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии
индивидуального обучения и другие.
Формы контроля :
- пересказ;
- работа с раздаточным материалом.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- аспект передачи восприятия учебной информации – словесные, наглядные, практические.
- логические аспекты – индуктивные и дедуктивные.
Методы контроля и самоконтроля:
-устный контроль и самоконтроль;
-письменный контроль и самоконтроль;
-лабораторно-практический контроль и самоконтроль;
Словесные методы обучения:
-рассказ учителя
-объяснение
-беседа
-работа с книгой

Наглядные методы обучения:
-самостоятельные наблюдения
-метод иллюстраций
-метод демонстраций
Практические методы обучения:
-упражнения
-учебно-производительный труд
Формы организации учебной деятельности: урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся. 7 класс
Обучающиеся должны знать:
-

Названия некоторых бактерий, грибов, а так же растений из их основных групп: мхов папоротников, голосеменных и цветковых .
Строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий (1,2).
Некоторые биологические особенности и приемы возделывания распространенных сельскохозяйственных растений , особенно
местных.(1-3)
Разницу ядовитых и съедобных грибов (1-3).знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Обучающиеся должны уметь:

-

Отличать цветковые растения от других групп (1-3). – мхов, папоротников, голосеменных.
Приводить примеры растений некоторых групп (1,2). – бобовых, розоцветных, сложноцветных.
Различать органы у цветкового растения -цветок, лист, стебель, корень- (1-3).
Различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры
однодольных и двудольных растений(1,2).
Выращивать некоторые цветочно-декоративные растения в саду и дома.
Различать грибы и растения (1-3).

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся. 8 класс
должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в
местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения
животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы),
имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Критерии оценки знаний и умений
Оценка « 5»
- Обнаруживает понимание материала
- Самостоятельно формулирует ответы
- Умеет привести примеры
Допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка « 4»
- Обнаруживает понимание материала
- Самостоятельно формулирует ответы
- Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки).
- Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка « 3»
- Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.
- Излагает материал недостаточно полно и последовательно.
- Допускает ряд ошибок в речи.
- Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.
- Нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка « 2»
- Обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала.
- Допускает ошибки в формулировке ответа, искажающего его смысл.
- Делает грубые ошибки.
- Не использует помощь учителя.

Календарно-тематическое планирование
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс
№
п/п

Тема урока

1. 1

2.
3.
4.
5.

1
2
3
4

6. 1
7. 2
8. 3
9. 4
10. 5
11. 1
12.2
13.3
14.4

Окружающий нас мир (1ч.)
Вводный урок. Знакомство с новым учебником. О чем расскажет учебник. Как
работать с учебником.
Многообразие растений (4ч)
Многообразие растений
Значение растений
Охрана растений
Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень
Лабораторная работа. Строение растения.
Цветок (5ч)
Строение цветка (пестик, тычинка, венчик лепестков)
Лабораторная работа. Строение цветка.
Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка)
Опыление цветков
Образование плодов и семян. Плоды сочные и сухие
Распространение плодов и семян
Семя растения (6ч)
Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Лабораторная работа. Внешний
вид семени фасоли.
Лабораторная работа. Строение семени фасоли, пшеницы
Размножение семенами.
Условия прорастания семян. Опыт. Условия, необходимые для прорастания семян

Кол-во
часов
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

15.5
16.6.
17.1
18.2
19.3
20.4.
21.1
22.2
23.3

24.4
25.5
26.6
27.1
28.2

29.3
30.1
31.2
32.1

Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян.
Правила заделки семян в почву. Опыт. Глубина заделки семян
Разнообразие корней
Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски
Значение корня в жизни растения
Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень)

Лист (6ч)
Внешнее строение листа (листовая пластина, черешок)
Листья простые и сложные. Жилкование. Проведение опытов
Значение листьев в жизни растения - образование из воды и углекислого газа
органических питательных веществ в листьях на свету. Опыт. Образование крахмала
в листьях растения на свету
Испарение воды листьями, значение этого явления
Дыхание растений. Опыт, демонстрирующий дыхание растений
Листопад и его значение
Стебель (3ч)
Строение стебля на примере липы
Значение стебля в жизни растения- доставка воды и минеральных веществ от корня к
другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим
органам
Демонстрация опыта
Разнообразие стеблей
Растение-целостный организм (2ч)
Растение –целостный организм
Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания
Бактерии, Грибы. Мхи. Папоротники. Голосеменные, Покрытосеменные (7ч)
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

33.2
34.3
35.4
36.5
37.6
38.7

39.1
40.2
41.3
42.4
43.1
44.2
45.3
46.4
47.1
48.2
49.3

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.
Грибы съедобные и несъедобные, их распознавание
Мхи. Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов.
Торфяной мох и образование торфа
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания
папоротника
Голосеменные. Сосна и ель-хвойные деревья.
Покрытосеменные, или цветковые. Особенности строения (наличие цветков,
плодов с семенами)
Злаки (4ч)
Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза.
Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие)
Выращивание: посев, уход, уборка
Использование в народном хозяйстве.
Лилейные (4ч)
Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая
характеристика (цветок, лист, луковица, корневище)
Лук, чеснок –многолетние овощные растения
Лабораторная работа. Строение луковицы
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта.
Лилия, тюльпан, хлорафитум
Дикорастущие лилейные. Ландыш
Двудольные растения (24ч)
Пасленовые.

1
1
1

Дикорастущие пасленовые.
Дикий паслен.
Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа. Строение

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

50.4
51.5
52.6
53.7
54.8
55.9
56.10
57.11
58.12
59.13
60.14
61.15
62.16
63.17
64.18
65.19

66.20

клубня картофеля
Выращивание картофеля
Овощные пасленовые.
Томат -помидор
Овощные пасленовые. Баклажан и перец
Цветочно-декоративные пасленовые.
Петунья и душистый табак
Бобовые.
Пищевые бобовые растения. Бобы и горох
Фасоль и соя – южные бобовые культуры
Клевер, люпин - кормовые травы
Розоцветные.
Шиповник
Плодово-ягодные розоцветные.
Яблоня, груша, вишня
Плодово-ягодные розоцветные.
Малина, земляника
Сложноцветные.
Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.
Однолетние (календула, бархатцы) и многолетние (маргаритка и георгин) цветочнодекоративные сложноцветные
Уход за комнатными растениями.
Перевалка и пересадка комнатных растений. Практическая работа
Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке СЮН
Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками.
Практическая работа
Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке.
Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

67.21

68.22
69.23
70.24

Практическая работа
Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке.
Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками.
Практическая работа
Обобщение по теме «Растения – живой организм»
Урок-игра «В мире растений»
Эксукрсия на пришкольный участок

1

1
1

Календарно-тематическое планирование
Биология. Животные. 8 класс.

№

Кол. Часов

Планируемые результаты освоения материала

2
Введение
Многообразие животного мира.

3

4

1

Уметь классифицировать животных.

2.

Значение животных в народном
хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные

1

Знать значение животных.

3.

Общие признаки беспозвоночных
животных.
Дождевой червь.

1

Знать признаки беспозвоночных животных.

1

Знать строение, значение дождевого червя.

1

Образ жизни, внешний вид насекомых и дождевых
червей.

1

Знать внешнее строение насекомых.

1

Объяснить значение насекомых.

8.

Экскурсия « Наблюдения за
насекомыми и дождевыми червями».
Насекомые
Внешнее строение насекомых. Бабочка
капустница.
Экскурсия на природу для наблюдения
за насекомыми.
Яблонная плодожорка.

1

Уметь описать внешний вид гусеницы и бабочки.

9.
10.
11.
12.
13.

Майский жук.
Комнатная муха.
Пчела. Пчелиная семья и ее жизнь.
Тутовый шелкопряд.
Муравьи

1
1
1
1
1

Знать характерные особенности и значение жуков.
Знать особенности строения и образа жизни.
Знать особенности, роль в природе и жизни человека.
Знать значение тутового шелкопряда.
Знать особенности строения и значение муравьев.

1
1.

4.
5.

6.
7.

Тема урока

Дата

14. Обобщающий урок по теме
«Беспозвоночные животные»
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных
животных.
Рыбы
15. Внешнее строение и скелет рыб.

1

Знать общие признаки позвоночных.

1

Уметь определять части тела. Знать название плавников.

1
1
1
1

Знать строения внутренних органов рыб.
Объяснить размножение рыб.
Уметь отличать речного окуня от других рыб.
Знать особенности строения и образ жизни морских рыб.

20. Рыболовство и рыбоводство.
21. Рациональное использование и охрана
рыб.
Земноводные
22. Лягушка. Место обитания, образ жизни.
23. Внутреннее строение земноводных.
24. Размножение лягушки.
Пресмыкающиеся
25. Внешнее строение пресмыкающихся.
26. Внутреннее строение пресмыкающихся.
27. Размножение и развитие
пресмыкающихся, их охрана.
Птицы
28. Особенности внешнего строения птиц.
29. Особенности скелета птиц.

1
1

Объяснить понятия рыболовство и рыбоводство.
Знать ценных промысловых рыб.

1
1
1

Знать внешнее строение лягушки.
Объяснить внутреннее строение лягушки.
Объяснить размножения лягушки.

1
1
1

Знать особенности внешнего строения.
Знать строение и функции внутренних органов.
Особенности размножения пресмыкающихся.

1
1

30. Внутреннее строение птиц.
31. Размножение и развитие птиц

1
1

Объяснить внешнее строение птиц.
Знать отличие скелета птиц от скелета
пресмыкающихся.
Объяснить внутреннее строение птиц.
Объяснить размножение и развитие птиц.

16.
17.
18.
19.

Внутреннее строение рыб.
Размножение рыб.
Речные рыбы. Окунь, щука.
Морские рыбы.
Треска, океанический сельдь.

32. Птицы, кормящиеся в воздухе.
33. Птицы леса. Практическая работа:
подкормка зимующих птиц.
34. Хищные птицы.
35. Птицы пресных водоемов и болот.
36. Птицы – обитающие вблизи жилья
человека.
37. Домашние куры, утки и гуси.
Птицеводство.
38. Обобщающий урок по теме «Птицы»
Млекопитающие

1
1

Знать особенности питания птиц.
Знать название птиц леса.

1
1
1

Значение хищных птиц.
Знать особенности птиц обитающие в болотах
Уметь называть птиц обитающие возле жилья человека.

1

Значение домашних птиц для человека.

Общие признаки млекопитающего.
Дикие млекопитающие
40.
Внешнее строение млекопитающих.

1

Знать классификацию млекопитающих.

1

41. Внутреннее строение.

1

Знать внешнее строение млекопитающих, отличие от
птиц.
Особенности строения внутренних органов.

42. Грызуны. Мышь, белка, бобр. Общие
признаки. Внешнее строение.
43. Значение грызунов в природе и
хозяйственной деятельности человека.
44. Зайцеобразные.
45. Хищные звери. Волк, медведь, тигр.
46. Домашние хищники: собака, кошка.
Уход за ними.
47. Дикие. Пушные хищные звери –
куница, лисица, соболь, норка.
48. Разведение норок на зверофермах.
49. Ластоногие морские животные.

1

50. Китообразные кит, дельфин. Значение
этих животных и их охрана.
51. Парнокопытные: лось.

39.

1

Биологические особенности грызунов, уметь называть
грызунов.
Знать какую пользу и вред и приносят грызуны.

1
1
1

Особенности строения зайцеобразных.
Знать хищные звери понятия – хищные.
Породы кошек и собак.

1

Уметь называть пушных хищных зверей.

1
1

Значение норки в природе и для человека.
Знать морские животные.

1

Уметь называть китообразных, биологические
особенности.
Понятия – парнокопытные. Уметь называть

1

парнокопытных животных.
Понятия – непарнокопытные. Уметь называть
непарнокопытных животных.
Высокоразвитые животные.

52. Непарнокопытные.

1

53. Приматы.

1

54. Обобщающий урок «Дикие
млекопитающие»
55. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие
и исчезающие виды.
Сельскохозяйственное животное

1

Знать растения и животных занесенных в Красную
книгу.

56. Разведение домашних кроликов.
Значение кролиководства.
57. Корова. Внешнее строение. Молочная
продуктивность корма для коров.
58. Содержание коров на фермах, их
оборудование.
59. Содержание телят.
60. Овцы. Внешнее строение и питание.
61. Содержание овец и выращивание ягнят.
62. Верблюды.
63. Северный олень.
64. Домашние свинья.

1

Уметь различать кролика от зайца.

1

Знать внешнее строение коровы.

1

Знать как содержат коров на фермах.

1
1
1
1
1
1

65. Домашние лошади.
66. Обобщающий урок
«Сельскохозяйственные животные»
Обобщающее занятие. Различие диких
и домашних животных. Охрана диких и
67. уход за домашними.
68. Обобщающий урок по теме
«Позвоночные животные»
69. Обобщающий урок по курсу «Биология.

1
1

Корм для телят.
знать внешнее строение овец.
Польза овец для человека.
Особенности строения верблюда.
Северные олени – парнокопытные животные
Домашние свиньи – парнокопытные нежвачные
животные.
Особенности строения, породы

1

Уметь беречь природу, знать правила поведения в
природе.

1

Систематические группы царства животных.

1

Животные»
70. Урок – игра «В мире животных»

1


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».