РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения,
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
-выполнение несложного ремонта одежды)
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований
при выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
экономное расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и
графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Личностные результаты
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию;
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, т
Развитие мыслительной деятельности;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 3 класса:
- технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
- санитарно-гигиенические требования.
- самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоя¬тельно;
- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
- анализировать свое изделие и изделие товарища;
- ориентироваться в пространстве;
- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских
природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью
учителя.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы
с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы
учителем.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий
аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
Изготовление обложки для проездного билета.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым
проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной
ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком) РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с
помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно,
ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
Учебно - методическое обеспечение.
- учебник 3 класс «Технология. Ручной труд» Л.А. Кузнецова (Москва "Просвещение" 2018г.)
- методические рекомендации «Ручной труд» Л.А.Кузнецова ( Москва "Просвещение" 2018г.)
- В.В. Выганов "Оригами"( Москва, 2002)
- И.М. Петрова "Объемная аппликация"
- З.А. Богатеева "Чудесные поделки из бумаги"
- С.А. Хворостухина "Оригинальные поделки для дома"
- Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)
- Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" ( Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г).
№ Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
1 четверть
Вводный урок.
Закрепление учебного
материала первого и
вторых классов.
Экскурсия в природу
«Сбор природного
материала»
Изготовление по
образцу жирафа из
кукурузных початков,
моркови, кочерыжек,
палочек и бумажных
деталей.
Изготовление по
рисунку паука из
скорлупы грецкого
ореха, плюски желудя,
проволоки, пластилина.
Окантовка картона
полосками бумаги,
листом.
Изготовление по
образцу подложек
квадратной и
прямоугольной формы.
Экскурсия в слесарную
мастерскую.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
результаты
Деятельность
обучающихся
Личностные
Кол- Планируемые
во
Предметные
часов
9
Знать правила поведения Осознание себя как ученика,
1
работы на уроках
заинтересованного посещением
ручного труда.
школы.
1
1
Знать правила заготовки Воспитание и развитие
природных материалов. социально значимых личностных
качеств;
Уметь работать по
Оценивать поступки людей,
образцу.
жизненные ситуации с точки
зрения общепринятых норм и
ценностей;
Мониторинг
Применять на практике
правила работы на уроках
ручного труда.
Беседа
Сбор природного
материала.
Беседа.
Изготовление по образцу
жирафа
Практическая
работа
1
Уметь работать с
природными
материалами.
Выполнять правила безопасного Изготовление по рисунку Практическая
поведения в школе.
паука из скорлупы грецкого работа
ореха.
1
Уметь самостоятельно
ориентироваться в
задании.
Уметь сравнивать
образец с натуральным
объектом.
Адекватно воспринимать оценку Самостоятельно работать
учителя.
по образцу.
Практическая
работа
Самостоятельность в
выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей.
Изготовление по образцу
подложек
Практическая
работа
Знать правила
безопасности в
слесарной мастерской.
Владение навыками
коммуникации и принятыми
ритуалами социального
взаимодействия;
ТБ в слесарной мастерской Фронтальный
опрос
1
1
8 Изготовление по
1
образцу и контурному
рисунку стилизованных
фигурок рыб.
9 Изготовление по
1
образцу и контурному
рисунку стилизованных
фигурок птиц.
Уметь подбирать
материалы и
инструменты.
Готовность к безопасному и
Работа по образцу
бережному поведению в природе
и обществе.
Практическая
работа
Уметь придерживаться
плана при выполнении
изделия.
Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Работа по образцу.
Практическая
работа.
Ориентироваться при
выполнении
плоскостных и
объемных работ,
правильно располагать
детали, соблюдать
пропорции;
Знать правила ТБ при
работе с конструктором.
Способность к осмыслению
социального окружения, своего
места в нем, принятие
соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей.
Изготовление объемных
изделий из различных
природных материалов.
Практическая
работа
Выполнять правила безопасного Работа с металлическим
поведения в школе.
конструктором.
Практическая
работа
1
Знать приемы
соединения деталей
Адекватно воспринимать оценку Работа по образцу.
учителя.
Практическая
работа
1
Уметь анализировать
свое изделие и изделие
товарища.
Уметь делать отчет о
последовательности
изготовления изделия.
Уметь подбирать
материалы и
инструменты.
Воспитание и развитие
социально значимых личностных
качеств;
Самостоятельность в
выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей
Формирование способности к
эмоциональному восприятию
учебного материала
Работа по образцу.
Практическая
работа
Работа с металлическим
конструктором.
Практическая
работа
Уметь осуществлять
необходимые
Осознание себя как ученика
Изготовление ёлочных
игрушек.
2 четверть
7
1 Изготовление по
1
замыслу объемных
изделий из различных
природных материалов.
2 Сборка по образцу
треугольника из трех
плоских планок.
3 Сборка по образцу
лопатки из большого
квадрата.
4 Сборка по образцу
лопатки из большого
квадрата и планки.
5 Сборка по образцу
лесенки из двух
длинных планок.
6 Изготовление плоских
карнавальных
полумасок и масок из
тонкого картона и
плотной бумаги.
7 Изготовление елочных
игрушек.
1
1
1
1
Изготовление
Практическая
карнавальных полумасок и работа
масок
Практическая
работа
контрольные действия.
3 четверть
1 Сборка стола по
образцу.
10
1
2 Упражнения в разметке 1
бумаги и картона по
линейке.
3 Изготовление обложки 1
для проездного билета.
самостоятельно
ориентироваться в
задании
сравнивать образец с
натуральным объектом
Развитие мыслительной
деятельности.
Работа с металлическим
конструктором.
Адекватно воспринимать оценку Работа с линейкой
учителя.
Практическая
работа
Самостоятельность в
выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей.
Воспитание и развитие
социально значимых личностных
качеств.
делать отчет о
Владение навыками
технологии изготовления коммуникации и принятыми
отдельных частей
ритуалами социального
изделия по вопросам
взаимодействия.
учителя с употреблением
в речи технических
терминов.
анализировать свое
Осознание себя как ученика
изделие и изделие
товарища
Изготовление обложки для Практическая
проездного билета
работа
7 Упражнения на полосе 1
тонкого картона по
готовым проколам.
осуществлять
необходимые
контрольные действия;
8 Пришивание косыми
стежками вешалки из
тесьмы к полотенцу.
9 Изготовление
кармашка из клеенки
или бархатной бумаги
делать отчет о
последовательности
изготовления изделия
4 Изготовление по
1
образцу складной доски
для игры в шашки.
5 Изготовление по
1
образцу папки для
тетрадей без клапанов,
с завязками.
6 Ознакомление с косым 1
обметочным стежком.
1
1
составлять план работы
самостоятельно и по
вопросам учителя
подбирать материалы и
инструменты
Практическая
работа
Владение навыками
коммуникации и принятыми
ритуалами социального
взаимодействия.
Адекватно воспринимать оценку
учителя.
Формирование способности к
эмоциональному восприятию
учебного материала
Работа по образцу.
Практическая
работа
Изготовление по образцу
папки для тетрадей.
Практическая
работа
ТБ при работе с иглой.
Практическая
работа
Работа с текстильным
матераилом.
Практическая
работа
Пришивание косыми
стежками вешалки из
тесьмы.
Изготовление кармашка из
клеенки.
Практическая
работа
Практическая
работа
для счетных палочек,
ножниц.
10 Обметывание боковых 1
срезов кармашка по
готовым проколам
косым стежком.
1
2
3
4
56
4 четверть
Изготовление
открытых коробок из
тонкого картона.
Разметка развертки
коробки по шаблону и
по линейке.
Склеивание коробок
двумя способами: с
помощью клапанов и
по стыкам, оклеивание
полосой бумаги.
Составление по
образцам простейшего
рисунка на листе
бумаги в клетку.
Вышивание рисунка,
переведенного
учителем на льняное
полотно, ручными
стежками.
делать отчет о
последовательности
изготовления изделия
Адекватно воспринимать оценку Обметывание боковых
учителя.
срезов кармашка.
Практическая
работа
самостоятельно
ориентироваться в
задании
сравнивать образец с
натуральным объектом
Развитие мыслительной
деятельности.
Изготовление открытых
коробок.
Практическая
работа
Осознание себя как ученика
Работа по образцу
Практическая
работа
1
составлять план работы
самостоятельно и по
вопросам учителя
Формирование способности к
эмоциональному восприятию
учебного материала.
Склеивание коробок двумя Практическая
способами.
работа
1
анализировать свое
изделие и изделие
товарища
Адекватно воспринимать оценку Составление по образцам
учителя.
рисунка на листе бумаги в
клетку.
Практическая
работа
2
делать отчет о
технологии изготовления
отдельных частей
изделия по вопросам
учителя с употреблением
в речи технических
терминов.
подбирать материалы и
инструменты
Самостоятельность в
выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей.
Практическая
работа
9
1
1
7 Самостоятельная
1
сборка по образцу и
техническому рисунку
стола с
перекрещенными
ножками.
Вышивание рисунка.
Воспитание и развитие
Работа с металлическим
социально значимых личностных конструктором.
качеств.
Практическая
работа
8 Самостоятельная
1
сборка по
техническому рисунку
дорожного знака.
9 Самостоятельное
1
изготовление по
образцу и по
представлению
вагончика, тележки,
машины.
сравнивать образец с
натуральным объектом
Осознание себя как ученика.
Сборка по техническому
рисунку дорожного знака.
самостоятельно
ориентироваться в
задании
Адекватно воспринимать оценку Работа по образцу.
учителя.
Практическая
работа
Практическая
работа