Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 3 класс
1. Планируемые результаты
«Изобразительное искусство» в 3 классе.
Достаточный уровень освоения предметных результатов
Обучающиеся должны уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения
изображаемого;
самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие
предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые
средствами изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Минимальный уровень освоения предметных результатов
Обучающиеся должны уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения
изображаемого;
с помощью размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
с помощью распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
с помощью изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
различать и называть цвета;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые
средствами изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
1.2 Нормы оценивания:
Знания и умения, обучающихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
Оценка «4» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся допускает неточности в
выполнении работы.
Оценка «3» - выставляется, за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если
работа требует корректировки со стороны учителя.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету
«Изобразительное искусство» в 3 классе.
2.1 Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
2.2 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные;
технологии разноуровнего и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
2.3 Виды и формы организации учебного процесса
Виды занятий:
- рисование с натуры;
- декоративное рисование;
- рисование на тему;
- беседа по картинам.
2.4 Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа.
2. Содержание предмета
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация
произведений народных мастеров позволяет обучающимся понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В
процессе занятий обучающиеся получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с
художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в
определенной степени формированию у обучающихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют
технические и изобразительные умения обучающихся.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров
отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета обучающиеся передают его в рисунке так, как
видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить обучающихся рисовать, передавая в рисунке соотношения
ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у обучающихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой
и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у обучающихся умения применять среднюю
(осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности
рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из
литературных произведений.
В 3 классе перед обучающимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин
предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед обучающимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения,
проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации
зрительных образов. После объяснения учителя обучающиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой
последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания обучающихся.
В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций
художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а
выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки обучающихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с
иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у обучающихся зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы обучающиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные
предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи
обучающихся, по коррекции недостатков произношения.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить обучающихся рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность
анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей;
использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги
в декоративных рисунках.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы
квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов
симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка;
использовать, в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить обучающихся соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием;
располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(2 раза в четверть)
Учить обучающихся узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года,
передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Примерные задания
Первая четверть
Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.
Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка
вишневого дерева).
Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).
Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).
Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.
Рисование шахматного узора в квадрате.
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
Вторая четверть
Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).
Рисование с натуры будильника круглой формы.
Рисование с натуры двухцветного мяча.
Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).
Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).
Рисование на тему «Нарядная елка».
Третья четверть
Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу.
Рисование на тему «Елка зимой в лесу».
Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные
вилы и т. п.).
Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой
любимый сказочный герой».
Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов.
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).
Четвертая четверть
Рисование узора из растительных форм в полосе.
Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры
весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».
Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).
Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).
Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).
Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
3. Тематическое планирование
Коррекционные
Словарь
Виды
задачи
работы
Рисование с натуры осенних Коррекция зритель Картина
Рисование с
листьев.
ного восприятия
натуры,
беседа по
картине
Рисование узора в полосе из Коррекция
Узор
Декоративно
веток с листочками.
зрительного
е рисование
восприятия
Рисование с натуры ветки
Коррекция
Натура
Рисование с
вишневого дерева.
зрительного
натуры
восприятия
Рисование на тему «Парк
Коррекция
Парк
Рисование на
осенью». Беседа по картине воображения
тему, беседа
И.Левитана «Золотая
по картине
осень».
Рисование с натуры
Коррекция
Форма
Рисование с
предметов различной
восприятия формы
натуры
формы и цвета (яблоко,
груша, огурец, морковь).
Рисование с натуры
Коррекция простр Сигнальный
Рисование с
морских сигнальных
анственного
флажок
натуры
флажков (3-4 флажка).
восприятия
Рисование с натуры доски (с Коррекция
Узор
Рисование с
узором) для нарезания
зрительного
натуры
овощей.
восприятия
Рисование шахматного
Коррекция
Шахматный
Декоративно
узора в квадрате.
пространственного узор
е рисование
восприятия
Иллюстрирование рассказа, Коррекция
Иллюстрация Рисование на
прочитанного учителем.
воображения
тему, беседа
по
содержанию
Тема
Оборудование
Домашнее задание
Листья, альбомы,
цветные карандаши
Повторить времена
года.
Образец узора,
альбомы, цветные
карандаши.
Ветка вишневого
дерева, альбомы,
цветные карандаши
Репродукция картины
И.Левитана «Золотая
осень», альбомы,
цветные карандаши.
Муляжи овощей и
фруктов, альбомы,
цветные карандаши
Повторить основные
цвета.
Флажки, альбомы,
цветные карандаши.
Повторить
геометрические
формы.
Повторить основные
цвета.
Доска разделочная,
альбомы, цветные
карандаши.
Шахматная доска,
альбомы, цветные
карандаши.
Рассказ, альбомы,
цветные карандаши.
Рассмотреть деревья
в парке
Повторить признаки
осени.
Повторить
геометрические
формы.
Повторить
геометрические
формы.
Рассмотреть
иллюстрации в
детских книгах
10
Рисование с натуры
игрушечного домика.
11
Натура
Рисование с
натуры
Рисование с натуры
Коррекция
будильника круглой формы. восприятия формы
Будильник
Рисование с
натуры
Наглядный и
раздаточный материал
«Игрушки»
Будильник, альбомы,
цветные карандаши.
12
Рисование с натуры мяча.
Коррекция
восприятия формы
Форма
Рисование с
натуры
Мяч, альбомы,
цветные карандаши.
13
Узор для тарелки (тарелка –
готовая форма).
Коррекция
воображения
Узор
Декоративно
е рисование
14
Иллюстрирование рассказа,
прочитанного учителем.
Коррекция
воображения
Иллюстрация
15
Рисование узора в полосе
(снежинки и веточки
ели). Беседа по картине
И.Шишкина «Зима».
Рисование на тему
«Новогодняя ёлка». Беседа
по картине К.Юона
«Русская зима».
Рисование узора на
рукавичке (рукавичка –
готовая форма).
Рисование на тему «Елка
зимой в лесу».
Коррекция
зрительного
восприятия
Снежинка
Коррекция
зрительного
восприятия
Ель, сосна
Коррекция
зрительного
восприятия
Коррекция
воображения
Рукавичка
Декоративно
е рисование
Вьюга
19
Рисование с натуры
молотка.
Инструменты
20
Рисование с натуры
теннисной ракетки. Беседа
Коррекция
зрительного
восприятия
Коррекция
зрительного
Рисование на Плакат «Времена
тему
года», альбомы,
цветные карандаши.
Рисование с Наглядный м
натуры
раздаточный материал
«Инструменты»
Рисование с Репродукции картин
натуры,
К.Юона «Конец зимы»
16
17
18
Коррекция
восприятия формы
Теннисная
ракетка
Тарелка с узором,
альбомы, цветные
карандаши.
Рисование на Иллюстрация к
тему
рассказу, альбомы,
цветные карандаши.
Декоративно Репродукция
е рисование, картины И.Шишкина
беседа по
«Зима», альбомы,
картине
цветные карандаши.
Рисование ан Репродукции картин
тему, беседа К.Юона «Русская
по картине
зима»
Образец, альбомы,
цветные карандаши.
Повторить
геометрические
формы.
Повторить
геометрические
формы.
Повторить
геометрические
формы.
Рассмотреть узоры на
посуде
Рассмотреть
иллюстрации в
детских книгах
Рассматривание
узоров
Повторить основные
цвета.
Рассматривание
узоров
Повторить зимние
месяцы.
Повторить названия
инструментов
Повторить основные
цвета.
или «Полдень»,
альбомы, цветные
карандаши.
Рисование на Альбомы, цветные
тему
карандаши.
Повторить сказочных
героев.
День
защитника
Отечества
8 Марта
Рисование на Открытки, альбомы,
тему
цветные карандаши.
Рассматривание
открыток
Рисование на Открытки, альбомы,
тему, беседа цветные карандаши,
по картине
репродукция картины
Т.Яблонской «Весна».
Рассматривание
открыток
Коррекция
восприятия формы
Орнамент
Декоративно
е рисование
по образцу
Повторить
геометрические
формы.
Рисование с натуры
постройки из элементов
строительного материала.
Рисование с натуры
игрушки –
вертолета (изготовлен из
картона).
Коррекция
восприятия формы
Постройка –
башенка
Рисование с
натуры
Коррекция
зрительного
восприятия
Вертолет
Рисование с
натуры
27
Рисование узора из
растительных форм в
полосе.
Коррекция
восприятия формы
Узор, форма
Декоративно
е рисование
28
Рисование с натуры
Коррекция
весенней веточки. Беседа по зрительного
картине И.Левитана
восприятия
Весна
Рисование с
натуры,
беседа по
21
22
23
24
25
26
по картине К.Юона «Конец
зимы» или «Полдень».
восприятия
Рисование на тему «Мой
любимый сказочный
герой».
Рисование поздравительной
открытки к Дню защитника
Отечества.
Оформление
поздравительной открытки
к 8 Марта. Беседа по
картине Т.Яблонской
«Весна».
Рисование по образцу
орнамента из квадратов.
Коррекция
воображения
Сказка
Коррекция
мышления
Коррекция
воображения
беседа по
картине
Образец, альбомы,
цветные карандаши,
набор карточек
«Цвета»
Конструктор, альбомы,
цветные карандаши.
Наглядный и
раздаточный материал
«Игрушки» – вертолет,
альбомы, цветные
карандаши.
Образец узора,
альбомы, цветные
карандаши, набор
карточек «Цветы»,
«Ягоды»
Репродукция
картины И.Левитана
«Март», альбомы,
Повторить
геометрические
формы.
Повторить игрушки.
Рассмотреть весенние
веточки с почками
Рассмотреть деревья
в парке
29
«Март».
Рисование на тему «Деревья Коррекция вообра
весной».
жения
Цвет
картине
цветные карандаши.
Рисование на Альбомы, цветные
тему
карандаши.
Рисование орнамента из
квадратов (крышка для
коробки квадратной
формы).
Рисование на тему
«Праздник Победы»
(праздничный салют).
Декоративное рисование
«Нарисуй узор в квадрате».
Коррекция
восприятия формы
Орнамент
Декоративно
е рисование
Коррекция
воображения
Салют
Коррекция
воображения
Узор
Рисование на Иллюстрация «День
тему
Победы», альбомы,
цветные карандаши.
Декоративно Образец, альбомы,
е рисование цветные карандаши.
33
Рисование с натуры куста
земляники с цветами.
Коррекция
зрительного
восприятия
Земляника
34
Рисование с натуры цветов.
Беседа по картине
А.Пластова «Сенокос».
Коррекция зритель Сенокос
ного восприятия
30
31
32
Рисование с
натуры
Рисование с
натуры,
беседа по
картине
Образец, альбомы,
цветные карандаши.
Набор карточек
«Ягоды», образец,
альбомы, цветные
карандаши.
Цветы, альбомы,
цветные
карандаши, репродукц
ия
картины А.Пластова
«Сенокос».
Повторить
геометрические
формы.
Повторить
геометрические
формы.
Рассматривание
открыток
Повторить
геометрические
формы.
Повторить признаки
лета.
Повторить летние
месяцы.