Рабочая программа учебного предмета Русский язык 3 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
друга;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому
ее восприятию;
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по на конец обучения в младших классах (IV
класс):
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-
глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и
признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания
в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Условные единицы оценки достижений по развитию базовых учебных действий
0 баллов
действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем
1 балл
смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи
2 балла
Преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно
3 балла
Способен самостоятельно выполнять действие в определённых
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому
указанию учителя
4 балла
Способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя
5 баллов
Самостоятельно применяет действие в любой ситуации
Предметные результаты:
-
формирование интереса к изучению родного (русского) языка и коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения
коммуникации в различных ситуациях общения (при овладении основами грамотного письма, при использовании знаний в области
русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач).
Основные требования к уровню усвоения учебного предмета к концу 3 года обучения
Уметь
Знать
3 класс
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать
нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и
безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на
слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
алфавит
СПИСОК СЛОВ, КОТОРЫЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ:
Арбуз, валенки, воскресенье, вторник, газета, вчера, город, дневник, дорога, желтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната,
корзина, костер, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница,
рассказ, рисую, Родина, сапоги, сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, черный, четверг, шел, яблоко, язык.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В 3 классе оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
исправления, искажения в начертании букв и отдельных соединений (если это не связано с нарушением моторики)
ошибки на пройденные правила правописания (орфографические ошибки)
пунктуационные ошибки
дисграфические ошибки (следует рассматривать индивидуально для каждого ученика)
Оценка
Уровень усвоения задания
Система оценивания
% выполнения
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
очень высокий уровень усвоения
высокий уровень усвоения
средний уровень усвоения
уровень ниже среднего
низкий уровень
заданий
80 - 100%
60 - 79%
40 - 59%
Менее 40%
0%
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для
выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике
прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и
пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная
речь».
Учебно-тематический план.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Раздел учебника
Повторение
Звуки и буквы
Порядок букв в русской азбуке
Гласные и согласные звуки и буквы
Гласные буквы е.ё, и, э. ю. я
Ударение в словах
Слог, как часть слова
Перенос слов при письме
Твердые и мягкие согласные
Мягкий знак на конце и в середине слова
Гласные после шипящих
Парные звонкие и глухие согласные
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Парные звонкие и глухие согласные на конце слова
Разделительный мягкий знак
Название предметов
Большая буква в именах собственных
Названия действий
Названия признаков
Предлоги
Предложение
Повторение изученного за год
Итого:
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Раздел учебника
к/ч
1
Повторение
4
№
урока
1.
2.
3.
4.
2
Звуки и буквы
6.
Порядок букв в
русской азбуке
Гласные и
согласные
звуки и буквы
Гласные буквы
е.ё, и, э. ю. я
6
Упражнений в
учебнике - 31
Огород,
овощи.
Упражнений в
учебнике - 18
Корзина
Место звука в слове. Упражнения в
определении количества букв и звуков в
словах
Диктант по теме «Звуки и буквы»
Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.
Расположение в алфавитном порядке
нескольких слов.
Звуки гласные и согласные.
Контрольное списывание
2
12.
Ударение в
Словарны
е слова
Употребление простого предложения в речи
Большая буква в начале предложения, точка в
конце
Составление предложений по картинке
Выделение предложений из речи и текста.
2
11.
6
Примечания
Упражнений в
учебнике - 14
9.
10.
5
Используемый дидак.
материал
2
7.
8.
4
Тема урока
2
5.
3
Дата
проведения
урока
Упражнений в
учебнике - 16
Неделя
Упражнений в
учебнике - 25
Яблоко
Упражнений в
Одежда
Уч.
стр.33
Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после
гласных.
Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Гласные буквы е, ё, и, э.
ю. я»
учебнике - 24
словах
13.
14.
15.
16.
17.
18.
7
Слог, как часть
слова
8
Перенос слов
при письме
1
9
Твердые и
мягкие
согласные
2
21.
22.
24.
Гласные после
шипящих
Деление слова на слоги.
Перенос части слова при письме.
.
26.
27.
28.
29.
Посуда
Тарелка
Упражнений в
учебнике - 26
Картофе
ль
Ранец
Портфе
ль
Мебель
Упражнений в
учебнике - 26
Картина
Товари
щ
Родина
Обозначение мягкости согласных в конце
слова буквой ь.
Упражнение в написании слов с ь на конце
слов
6
25.
Упражнений в
учебнике - 22
Согласные твердые и мягкие
Различение твердых и мягких согласных
2
23.
11
Месяц
Упражнений в
учебнике - 13
20.
Мягкий знак на
конце и в
середине слова
Уч. стр.59
Упражнений в
учебнике - 20
1
19.
10
Ударение.
Гласные ударные и безударные.
Постановка ударения в двусложных словах.
Постановка ударения в трехсложных словах.
Постановка ударения в двусложных и
трехсложных словах.
Контрольное списывание
Шипящие согласные Различение шипящих
согласных на письме
Сочетание гласных с шипящими.
Правописание жи, ши,
Правописание ча, ща,
Правописание чу, щу.
30.
12
Парные звонкие
и глухие
согласные
2
31.
32.
13
Парные звонкие
и глухие
согласные на
конце слова
Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща,
чу, щу.
Словарный диктант.
.
34.
35.
Класс
Дневни
к
Упражнений в
учебнике - 31
Завод
Рассказ
Город
Праздни
к
Парные звонкие и глухие согласные
Различение парных согласных в словах
4
33.
Упражнений в
учебнике - 17
Парные звонкие и глухие согласные на конце
слова
Способ проверки написания путем изменения
формы слова
Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Парные звонкие и глухие
согласные на конце слова»