РП-мир-природы-и-человека-2-класс

Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека», 2 класс
1. Планируемые результаты
Минимальный уровень:
– представления о назначении объектов изучения;
– узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
– отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
– называние сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе;
– представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
– знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его
выполнения;
– знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
– ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
– составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;
– адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях;
– адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
– представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
– узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
– отнесение изученных объектов к определённым группам с учётом различных оснований
для классификации;
– развёрнутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
– знание отличительных существенных признаков групп объектов;
– знание правил гигиены органов чувств;
– знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учётом
возрастных особенностей;
– готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач;
– ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление
желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

– выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предварительного и
итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней
ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
– проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении
с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
– соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
– выполнение доступных природоохранительных действий;
– готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач в объёме программы.
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её
восприятию; целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и
социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договорённостей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и
бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–
класс, учитель−класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учётом выявленных недочётов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленных на бумажных, электронных и других носителях)
2. Содержание программы
Содержание программы предполагает большое количество непосредственных
наблюдений, поэтому особое значение отводится экскурсиям и практическим работам,
позволяющим организовать наблюдение за живыми и неживыми объектами и явлениями
природы. Ведущими методами обучения является: беседы, рассказы, наблюдения и
составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный
труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под
руководством учителя.
Сезонные изменения в природе:
Сезонные изменения в неживой природе. Смена времён года. Наблюдение за солнцем.
Изменение продолжительности дня и ночи. Наблюдение за погодой. Знакомство с
календарём. Растения и животные в разные времена года. Птицы зимующие и перелётные.
Домашние животные в разные времена года Лесные животные. Сезонные работы в саду,
огороде, труд людей в разные времена года.
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр. Воздух и его
значение.
Живая природа

Растение. Сравнение и распознавание растений, части растений. Растение сада, леса.
Животные: дикие, домашние, сравнение животных. Птицы, разнообразие птиц. Человек.
Дыхание. Термометр. Профилактика заболеваний. Окружающая среда и здоровье
человека. Питание. Употребление продуктов. Профилактика пищевых отравлений.
3. Тематическое планирование

№

Наименование

Кол-во

п/п

разделов и тем

часов

Виды деятельности
обучающихся

Дата проведения
урока
план

1

Долгота дня.
Введение.
Влияние солнца на
смену времен года.

2

2ч

Рассматривание
рисунка. Нахождение и
показ объектов.
Называние объектов
неживой природы.
Зарисовка выбранного
объекта

1ч.

Зарисовка объекта
природы. Называние
объектов природы.
Отгадывание загадок.

1ч.

Определение времени
суток по изображению.
Составление рассказа
по картинке.
Определение
соответствия по
картинке

1ч

Рассматривание
рисунка. Показ на
рисунке объектов
природы. Ответы на
вопросы

Влияние солнца на
смену времен года
3

Сутки. Солнце и жизнь
растений

4
Утро, день, вечер ночь

5

Долгота дня летом

1ч

Дифференциация
изображений.
Составление рассказа о
видах деятельности.
Показ объектов на
рисунке. Составление
рассказа по рисунку.
Зарисовка

6

Занятие людей в
течение суток летом

1ч

Рассматривание схемы.
Определение

факт

положения объекта.
Составление рассказа
по рисунку.
Нахождение
несоответствия
7

Долгота дня зимой

1ч

Рассматривание схемы.
Составление рассказа о
деятельности в
различное время суток.
Ответы на вопросы.
Составление рассказа
по опорным картинкам.
Зарисовка в тетради
схематичного
изображения предмета.
Определение по
рисункам времени года

8

Занятие людей в
течение суток зимой

1ч

Отработка навыков
распределения
деятельности днем
зимой. Ознакомление с
понятиями долгота дня.
Составление рассказа о
зимнем дне
самостоятельно или с
помощью учителя

9

Времена года
Осень

1ч

Рассматривание
рисунков. Нахождение
рисунка в соответствии
с темой. Работа с
календарем. Ответы на
вопросы. Нахождение
различий на рисунках.
Прослушивание текста,
стихотворения.
Определение по схеме
причины сезонных
изменений. Работа с
опорными словами
(осень, листопад)

10

Растения осенью

1ч

Прослушивание текста,
стихотворения.
Нахождение признаков
объектов по рисункам.
Ответы на вопросы.
Составление рассказа с

опорой на схему,
иллюстрацию. Работа с
опорными словами
(сентябрь, октябрь,
ноябрь, заморозки).
Зарисовка объектов
природы с опорой на
иллюстрацию.
11

Животные осенью

12

2ч

Составление рассказа с
опорой на
иллюстрации.
Классификация
объектов по
назначению.
Объяснение выбора
объектов и предметов.
Прослушивание
стихотворения. Работа
с опорными словами
(урожай, грибы)

2ч

Классификация и
выбор предметов по
картинкам (одежда,
игры, предметы для
игры).

Занятия людей и одежда
осенью

13

Погода. Календарь
природы

1ч

Перечисление осенних
месяцев. Узнавание и
называние дней недели.
Определение дня
недели по указанию
учителя. Определение
на календаре сроков
осенних каникул,
времени занятий и
отдыха

14

Зима. Признаки зимы

1ч

Нахождение различий в
изображениях.
Прослушивание текста.
Определение причин
сезонных изменений по
схеме. Проведение
опыта совместно с
учителем. Вырезывание
объекта природы
(аппликация) по
готовому образцу.

Работа с опорными
словами (зима,
снегопад)
15

Растения зимой

1ч

Нахождение и
называние признаков
сезона на
иллюстрациях.
Называние объектов
природы по
иллюстрациям.

16

Животные зимой

1ч

Составление рассказаописания животных.
Изготовление
кормушки по образцу.
Работа с опорными
словами (снег, сорока,
дятел, лиса, заяц, еж,
белка). Сравнение
внешнего вида
животных в различное
время года.
Нахождение
несоответствия в
изображении, тексте

17

Занятия и одежда зимой

1ч

Классификация и
выбор предметов по
картинкам (одежда,
игры, предметы для
игры). Рассматривание
иллюстрации к сказке
«Два Мороза», игра
«Два Мороза»
Заучивание
стихотворного текста

18

Погода.
Календарь природы.

1ч

Перечисление зимних
месяцев. Узнавание и
называние дней недели.
Определение дня
недели по указанию
учителя. Определение
на календаре периодов
зимних каникул,
времени занятий и
отдыха, праздничных
дней

19

Весна

1ч

Нахождение различий
по картинке.
Прослушивание текста,
стихотворения.
Определение причин
сезонных изменений по
схеме. Знакомство с
правилом безопасного
поведения вблизи
крыш домой. Работа с
опорными словами
(весна, ручьи, почки)

20

Растения весной.
Признаки весны

1ч

Прослушивание текста.
Нахождение признаков
весны по
иллюстрациям. Ответы
на вопросы по тексту
учебника.
Рассматривание и
называние
изображенных
объектов природы
(насекомых, птиц).
Рисование объекта
природы
(подснежника) по
образцу. Разучивание
стихотворения. Работа
схеме (солнце снег,
капля, ручьи),приход
весны. Запоминание
правил

21

Растения весной

1ч

Нахождение и
называние признаков
сезона на
иллюстрациях.
Называние объектов
природы по
иллюстрациям.(мать-имачеха, ландыши).
Разучивание
стихотворения.
Рассматривание
рисунка.

22

Животные весной.

1ч

Составление рассказаописания животных:
лиса, заяц, еж, белка.

Сравнение внешнего
вида животных в
различное время года.
23

Занятия и одежда
весной

1ч

Нахождение и
называние предметов
на рисунке. Выделение
нужных предметов
(одежды) после
прослушивания
стихотворения. Ответы
на вопросы по
рисункам (занятия
людей весной)

24

Погода. Календарь
природы

1ч

Перечисление весенних
месяцев. Узнавание и
называние дней недели.
Определение дня
недели по указанию
учителя. Определение
на календаре периодов
весенних каникул,
времени занятий и
отдыха, праздничных
дней

25

Лето. Признаки лета.

1ч

Нахождение различий
на рисунках.
Нахождение признаков
лета по опорным
схемам. Работа с
календарем (название
летних месяцев, летние
каникулы, выход в
школу). Рисование по
теме «Лето» после
прослушивания
стихотворения.
Определение цветовой
гаммы рисунка. Работа
с опорными словами
(лето, цветы).
Определение
безопасного поведения
по рисунку

26

Растения летом

1ч

Составление рассказа
по рисунку.
Определение

последовательности
объектов по рисунку.
Знакомство с правилом
безопасного поведения
в природе. Ответы на
вопросы.
Прослушивание текста
27

Животные летом

1ч

Составление рассказаописания животных:
лиса, заяц, еж, белка.
Сравнение внешнего
вида животных в
различное время года.

28

Занятия и

2ч

Классификация
предметов по картинке.
Рассматривание и
определение занятий
детей в летний период.
Заучивание телефона
помощи в любых
ситуациях.
Составление рассказа о
безопасном поведении
около водоемов (по
опорным вопросам).
Дифференциация
летних объектов для
игр (игрушки).
Разучивание
подвижной игры
«Рыбак и рыбаки»

одежда летом

29

Неживая природа.
3четверть.
Вода

1ч

Рассматривание
рисунка. Нахождение и
показ объектов.
Называние объектов
неживой природы.
Зарисовка выбранного
объекта

30

Вода горячая и
холодная.

1ч

Зарисовка объекта
природы. Называние
объектов природы.
Отгадывание загадок.
Чаепитие.

31

Температура воды.

1ч

Определение
температуры воды.

Термометр (градусник).
32

Вода в природе
1ч

Рассматривание
рисунка. Показ на
рисунке объектов
природы, реки, ера,
болота, пруды. Дождь,
лед, снег, пар.Ответы
на вопросы. Чтение
стихов

33

Значение воды

1ч

Дифференциация
изображений.
Составление рассказа о
видах деятельности.
Показ объектов на
рисунке. Составление
рассказа по рисунку.
Зарисовка

34

Живая природа

2ч

Части растений:
корень, стебель, лист,
цветок, цветы.
Сравнение частей
растений и нахождение
различий (лист,
стебель, корень).
Нахождение частей
растений по рисунку.
Ответы на вопросы по
различию растений.

1ч

Рассматривание
рисунка. Определение
условий для роста
растений.

Растения

35

Жизнь растений


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».