Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство», 2
класс
1. Планируемые результаты
Минимальный уровень:
-знание названий художественных инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
-знание элементарных правил передачи формы предмета и др.;
-знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «точка», «линия»,
«штриховка», «пятно»;
-пользование материалами для рисования;
-знание названий предметов, подлежащих рисованию;
-организация рабочего места;
-рисование по образцу;
-применение приёмов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
-ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной
поверхности;
-адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета;
-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображённых
предметов и действий
Достаточный уровень:
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Хохлома и др.);
-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;
-знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объём и др.;
-знание правил построения орнамента и др.;
-оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
-рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта;
рисование по воображению
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нём, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в единстве с его природной и
социальной частями; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договорённостей; понимание личной ответственности за
свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе; готовность к безопасному и
бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–
класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных
или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать её с учётом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных
недочётов.
Познавательные учебные действия
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
2. Содержание предмета
1. Декоративное рисование Учить детей проводить от руки прямые линии
(вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать
умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в
полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных
элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка;
равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя
за контур; учить использовать в узорах красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый,
оранжевый, фиолетовый цвета.
2. Рисование с натуры Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги;
различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных
предметов; развивать умения замечать и предавать в рисунке квадратную и
прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения
предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять
существенные признаки предмета, выявлять характерные детали путём расчленения
относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные
карандаши в соответствии с натурой.
3. Рисование на темы Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых
предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по
представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать
пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
4. Беседы об изобразительном искусстве (2 раза в четверть) Развивать у детей умение
узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц,
изображённых на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать
цвета. Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего
дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В.
Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.
3. Тематическое планирование
№
п/п
1
Тема.
Рисование с натуры осенних
листьев. Беседа по картине
И.Хруцкого «Цветы и плоды».
2
Рисование с натуры ветки дерева с
простыми по форме листьями
(ветка вишневого дерева).
3
Рисование на тему «Парк осенью».
Беседа по картине И.Левитана
«Золотая осень».
4
Рисование с натуры предметов
различной формы и цвета (яблоко).
5
Рисование с натуры флажков (34флажка на одном листе).
6
Рисование с натуры досок (с
узорами) для резания овощей.
7
Рисование шахматного узора в
квадрате.
8
Иллюстрирование рассказа,
прочитанного учителем.
9
Рисование геометрического
орнамента в квадрате.
Оборудование
Осенний лист,
картина И.Хруцкого
«Цветы и плоды»,
образец.
Карандаш, кисть,
краски.
Ветка вишневого
дерева, образец.
Карандаш, кисть,
краски.
Образец, картина
И.Левитана «Золотая
осень».
Карандаш, кисть,
краски.
Образец, яблоко.
Карандаш, кисть,
краски.
Флажки, образец.
Карандаш, кисть,
краски.
Доска для резания
овощей, образец.
Карандаш, кисть,
краски.
Образец, шахматная
доска. Карандаш,
кисть, краски.
Рассказ для чтения.
Карандаш, кисть,
краски.
Образец.
Карандаш, кисть,
краски.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
10
Знакомство с работами гжельских
мастеров. Узор для гжельской
тарелки (тарелка – готовая форма).
11
Рисование с натуры будильника
круглой формы.
12
Рисование с натуры двухцветного
мяча.
13
Рисование с натуры игрушечного
домика.
14
Рисование узора в полосе
(снежинки и веточки ели). Беседа
по картине И.Шишкина «Зима».
15
Рисование на тему «Нарядная
елка». Беседа по картине К. Юон
«Русская зима».
16
Иллюстрирование рассказа,
прочитанного учителем.
17
Рисование узора на рукавичке
(выкройка из бумаги – готовая
форма). Беседа по картине Н. П.
Крымова «Зимний вечер».
18
Рисование на тему «Елка зимой в
лесу». Беседа по картине К. Юона
«Конец зимы».
19
Рисование с натуры несложного по
форме инструмента (шпатель).
20
Рисование на тему «Мой любимый
сказочный герой». Беседа по
картине В. М. Васнецова
«Аленушка».
21
Рисование с натуры постройки из
элементов строительного
материала (стена из разноцветного
Работы гжельских
мастеров, тарелка,
образец.
Карандаш, кисть,
краски.
Будильник круглой
формы, образец.
Карандаш, кисть,
краски.
Двухцветный мяч,
образец.
Карандаш, кисть,
краски.
Игрушечный домик,
образец. Карандаш,
кисть, краски.
Образец, картина
И.Шишкина «Зима».
Карандаш, кисть,
краски.
Образец, картина К.
Юон «Русская зима».
Карандаш, кисть,
краски.
Рассказ для чтения.
Карандаш, кисть,
краски.
1
Рукавичка, образец,
картина Н. П.
Крымова «Зимний
вечер».
Карандаш, кисть,
краски.
Образец, картина К.
Юона «Конец зимы».
Карандаш, кисть,
краски.
Шпатель, образец.
Карандаш, кисть,
краски.
Образец, картина В.
М. Васнецова
«Аленушка»,
рисунки сказочных
героев.
Карандаш, кисть,
краски.
Разноцветный
конструктор,
образец.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
конструктора).
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Карандаш, кисть,
краски.
Рисование с натуры игрушки –
Вертолет из картона,
вертолета (изготавливается из
картинка вертолета,
картона).
образец.
Карандаш, кисть,
краски.
Рисование с натуры теннисной
Теннисная ракетка,
ракетки.
образец.
Карандаш, кисть,
краски.
Декоративное рисование –
Образец.
оформление поздравительной
Карандаш, кисть,
открытки к 8 марта.
краски.
Рисование по образцу орнамента из
Образец.
квадратов.
Карандаш, кисть,
краски.
Рисование симметричного узора по
Образец.
образцу.
Карандаш, кисть,
краски.
Рисование узора из растительных
Образец, картина И.
форм в полосе. Беседа по картине о
Левитана «Март».
весне И. Левитана «Март».
Карандаш, кисть,
краски.
Рисование с натуры весенней
Веточка дерева,
веточки. Беседа по картине о весне
образец, картина А.
А. Саврасова «Грачи прилетели».
Саврасова «Грачи
прилетели».
Карандаш, кисть,
краски.
Рисование на тему «Деревья
Образец, картина Т.
весной». Беседа по картине о весне Яблонская «Весна».
Т. Яблонская «Весна».
Карандаш, кисть,
краски.
Рисование орнамента из квадратов
Крышка квадратной
(крышка для коробки квадратной
формы, образец.
формы).
Карандаш, кисть,
краски.
Декоративное рисование на тему
Квадрат, образец.
«Нарисуй любой узор в квадрате»
Карандаш, кисть,
(квадрат – готовая форма)
краски.
Рисование на тему «Праздник
Образец.
Победы» (праздничный салют).
Карандаш, кисть,
краски.
Рисование с натуры куста
Земляника с цветами,
земляники с цветами. Беседа по
образец, картина А.
картине А. Куинджи «Березовая
Куинджи «Березовая
роща».
роща».
Карандаш, кисть,
краски.
Рисование с натуры цветов. Беседа
Цветы, образец,
по картине А. Пластова «Сенокос». картина А. Пластова
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
«Сенокос».
Карандаш, кисть,
краски.
35
Резервный урок