Рабочая программа учебного предмета Математика 1 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные:
а) регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
б) познавательные универсальные учебные действия:
-находить ответы на вопросы ;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
-умение высказывать своё отношение к получаемой информации ;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
в) коммуникативные универсальные учебные действия:
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя;
-сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;
-слушать собеседника;
-договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
-знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
-понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).
-знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
-понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
-знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
-знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
-выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
-различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;
-пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
-определение времени по часам (одним способом);
-решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
-решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
-различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;
-вычисление длины ломаной;
-узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур;
-нахождение точки пересечения без вычерчивания;
-знание названий элементов четырехугольников;
-вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
-различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
-знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;
-счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;
-откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
-знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
-понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию);
-различение двух видов деления на уровне практических действий;
- знание способов чтения и записи каждого вида деления;
-знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;
-правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
-понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
-знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
-знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
-выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
-различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
-знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года;
-умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году;
-знание количества суток в месяцах;
-определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
--решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
-краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;
-различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;
-вычисление длины ломаной;
-узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей;
-нахождение точки пересечения;
-знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
-вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.
Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса.
Обучающиеся должны знать:
- количественные, порядковые числительные в пределах 10;
- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
- линии — прямую, кривую, отрезок;
- единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л,
- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3,4, 5;
- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5,
- решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому
решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
Примечания:
Присчитывание и отсчитывание в пределах 20 только по 1 — 2 единице. Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания,
отсчитывания. Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5 р. Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным учителем.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Пропедевтика.
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же
величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче
(шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины,
высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный,
самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного,
одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их
составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни
одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное
количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше,
ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая
половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100.
Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год),
стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение
однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1.
Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки.
Порядок действий. Нахождение значения числового выражения.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания,
умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые
арифметические задачи на увеличение (уменьшение)
чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию); увеличение в
несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)… »,
«меньше на (в)… ». Задачи на
расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу,
ближе— дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник,
прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника —
замкнутая ломаная линия.
Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
2.
Разделы программы
Название темы
Пропедевтика.
Свойства предметов.
Геометрический материал.
Цвет, назначение предметов.
Круг. Квадрат.
Содержание темы
Первое полугодие
Различение предметов по цвету. Назначение знакомых предметов.
Круг: распознавание, называние.
Определение формы предметов путем соотнесения с кругом (похожа на круг, круглая; не
похожа на круг).
Квадрат: распознавание, называние.
Определение формы предметов путем соотнесения с квадратом (похожа на квадрат,
квадратная; не похожа на квадрат).
Дифференциация круга и квадрата; дифференциация предметов по форме.
Колич
ество
часов
1
1
3.
Сравнение предметов.
Большой – маленький
Одинаковые, равные по
величине..
Сравнение двух предметов по величине (большой - маленький, больше – меньше).
Сравнение трех-четырех предметов по величине (больше, самый большой, меньше, самый
маленький).
Выявление одинаковых, равных по величине предметов в результате сравнения двух
предметов, трех-четырех предметов.
1
4.
Положение предметов в
пространстве,
на
плоскости.
Слева – справа. В середине,
между.
Ориентировка в схеме собственного тела.
Определение положения «слева», «справа» применительно к положению предметов в
пространстве относительно себя; по отношению друг к другу; на плоскости.
Перемещение предметов в указанное положение.
Определение положения «в середине», «между» применительно к положению предметов в
пространстве по отношению друг к другу; на плоскости.
Перемещение предметов в указанное положение.
1
5.
Положение предметов в
пространстве,
на
плоскости.
Вверху – внизу, выше –
ниже, верхний – нижний, на,
над, под.
1
6.
Сравнение предметов.
Длинный – короткий.
Определение положения «вверху», «внизу» применительно к положению предметов в
пространстве относительно себя; по отношению друг к другу; на плоскости.
Определение положения «выше», «ниже», «верхний», «нижний» применительно к положению
предметов в пространстве по отношению друг к другу; на плоскости.
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в
речи предлогов «на», «над», «под».
Перемещение предметов в указанное положение.
Сравнение двух предметов по размеру: длинный - короткий, длиннее – короче.
Сравнение трех-четырех предметов по длине (длиннее, самый длинный, короче, самый
короткий).
Выявление одинаковых, равных по длине предметов в результате сравнения двух предметов,
трех-четырех предметов.
Определение положения «внутри», «снаружи» применительно к положению предметов в
пространстве по отношению друг к другу; на плоскости.
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в
речи предлогов и наречий «в», «рядом», «около».
Перемещение предметов в указанное положение.
Треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов путем соотнесения с
треугольником (похожа на треугольник, треугольная; не похожа на треугольник).
1
Внутри – снаружи, в, рядом,
около.
7.
1
Положение предметов в
пространстве,
на
плоскости.
8.
Геометрический материал.
Треугольник.
9.
Сравнение предметов.
Широкий – узкий.
Высокий – низкий.
Далеко – близко, дальше –
ближе, к, от.
10.
Положение предметов в
пространстве,
на
плоскости.
11.
Геометрический материал.
Прямоугольник.
12.
Сравнение предметов.
Глубокий – мелкий.
Дифференциация круга, квадрата, треугольника; дифференциация предметов по форме.
Выделение в целостном объекте (предмете, изображении предмета) его частей, определение
формы этих частей.
Составление целостного объекта из отдельных частей (в виде композиции из геометрических
фигур).
Сравнение двух предметов по размеру: широкий - узкий, шире – уже.
Сравнение трех-четырех предметов по ширине (шире, самый широкий, уже, самый узкий).
Выявление одинаковых, равных по ширине предметов в результате сравнения двух предметов,
трех-четырех предметов.
Сравнение двух предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.
Сравнение трех-четырех предметов по высоте (выше, самый высокий, ниже, самый низкий).
Выявление одинаковых, равных по высоте предметов в результате сравнения двух предметов,
трех-четырех предметов.
Определение положения «далеко», «близко», «дальше», «ближе» применительно к положению
предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу.
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в
речи предлогов «к», «от».
Перемещение предметов в указанное положение.
Прямоугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов путем соотнесения
с прямоугольником (похожа на прямоугольник, прямоугольная; не похожа на прямоугольник).
Дифференциация круга, квадрата, треугольника, прямоугольника; дифференциация предметов
по форме.
Выделение в целостном объекте (предмете, изображении предмета) его частей, определение
формы этих частей.
Составление целостного объекта из отдельных частей (в виде композиции из геометрических
фигур).
Сравнение двух предметов по размеру: глубокий – мелкий, глубже – мельче.
Сравнение трех-четырех предметов по глубине (глубже, самый глубокий, мельче, самый
мелкий).
Выявление одинаковых, равных по глубине предметов в результате сравнения двух предметов,
трех-четырех предметов.
1
1
1
13.
Положение предметов в
пространстве,
на
плоскости.
Впереди – сзади, перед, за.
Первый
–
последний,
крайний, после, следом,
следующий за.
14.
Сравнение предметов.
Толстый – тонкий.
15.
Единицы измерения и их
соотношения.
Сутки: утро, день, вечер,
ночь.
Рано – поздно. Сегодня,
завтра, вчера, на следующий
день.
16.
17.
18.
19.
20.
Сравнение
предметных
совокупностей
по
количеству предметов, их
составляющих
Много – мало, несколько.
Один – много, ни одного.
Нумерация.
измерения
соотношения.
Нумерация.
Число и цифра 1.
и
Единицы
их
Единицы измерения и их
соотношения.
Арифметические действия.
Число и цифра 2.
Определение положения «впереди», «сзади», применительно к положению предметов в
пространстве относительно себя, по отношению друг к другу.
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в
речи предлогов «перед», «за».
Перемещение предметов в указанное положение.
Определение порядка следования линейно расположенных предметов, изображений предметов,
на основе понимания и использования в собственной речи слов, характеризующих их
пространственное расположение (первый – последний, крайний, после, следом, следующий за).
1
Сравнение двух предметов по размеру: толстый – тонкий, толще – тоньше.
Сравнение трех-четырех предметов по толщине (толще, самый толстый, тоньше, самый
тонкий).
Выявление одинаковых, равных по толщине предметов в результате сравнения двух предметов,
трех-четырех предметов.
Выделение частей суток (утро, день, вечер, ночь), установление порядка их следования.
Овладение представлением: утро, день, вечер, ночь - это одни сутки.
Определение времени событий из жизни обучающихся применительно к частям суток.
Ориентирование во времени на основе усвоения понятий «рано», «поздно» применительно к
событиям из жизни обучающихся.
Установление последовательности событий на основе оперирования понятиями «раньше»,
«позже» (на конкретных примерах из жизни обучающихся).
Ориентирование во времени на основе усвоения понятий «сегодня», «завтра», «вчера», «на
следующий день» применительно к событиям из жизни обучающихся.
Сравнение двух-трех предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.
Оценивание количества предметов в совокупностях «на глаз»: много – мало, несколько, один,
ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества
предметов, ее составляющих (стало несколько, много; осталось несколько, мало, ни одного).
Первый десяток (24 ч)
Обозначение цифрой (запись) числа 1.
Соотношение количества, числительного и цифры.
Знакомство с монетой достоинством 1 р.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 2.
Место числа 2 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 2.
Счет предметов в пределах 2. Соотношение количества, числительного и цифры.
Сравнение чисел в пределах 2.
Пара предметов: определение пары предметов, составление пары из знакомых предметов.
Знакомство с монетой достоинством 2 р.
1
Знак арифметического действия «+», его название («плюс»), значение (прибавить).
1
1
1
1
Арифметические задачи.
21.
Геометрический материал.
Шар.
22.
Нумерация.
Число и цифра 3.
Единицы измерения и их
соотношения.
Арифметические действия.
23.
Арифметические задачи.
Геометрический материал.
Куб.
24.
Нумерация.
Число и цифра 4.
Знак арифметического действия «-», его название («минус»), значение (вычесть).
Составление математического выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметнопрактической деятельностью (ситуацией).
Знак «=», его значение (равно, получится).
Запись математического выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.
Арифметическая задача, ее структура: условие, вопрос.
Составление арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) по
предложенному сюжету. Решение и ответ задач.
Шар: распознавание, называние.
Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с шаром.
Дифференциация круга и шара.
Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на круг, похожи на шар).
Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (мяч, апельсин – похожи
на шар, одинаковые по форме; монета, пуговица – похожи на круг, одинаковые по форме и
т.п.), разной формы.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 3.
Место числа 3 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 3.
Счет предметов в пределах 3.
Соотношение количества, числительного и цифры.
Количественные и порядковые числительные, их дифференциация.
Использование порядковых числительных для определения порядка следования предметов.
Сравнение чисел в пределах 3.
Состав чисел 2, 3.
Получение 3 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р.
Арифметическое действие – сложение, его запись в виде примера.
Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Арифметическое действие – вычитание, его запись в виде примера.
Составление арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) по
предложенному сюжету. Решение и ответ задач.
Куб: распознавание, называние.
Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с кубом.
Дифференциация квадрата и куба.
Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на квадрат, похожи на куб).
Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (кубик игровой, деталь
конструктора в форме куба – похожи на куб, одинаковые по форме; платок, салфетка – похожи
на квадрат, одинаковые по форме и т.п.), разной формы.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 4.
Место числа 4 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 4.
Счет предметов в пределах 4. Соотношение количества, числительного и цифры.
1
1
1
1
Единицы измерения и их
соотношения.
Арифметические действия.
Сравнение чисел в пределах 4.
Состав числа 4.
Получение 4 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р.
25.
Арифметические задачи.
Геометрический материал.
Брус.
26.
Нумерация.
Число и цифра 5.
Единицы измерения и их
соотношения.
27.
Геометрический материал.
Точка, линии.
28.
Нумерация.
Число и цифра 0. Овал.
Сложение и вычитание чисел в пределах 4.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное
изображение состава числа 4.
Решение примеров на последовательное присчитывание (отсчитывание) по 1 единице (2 + 1 + 1
= 4, 4 – 1 – 1 = 2).
Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в
пределах 4 по предложенному сюжету.
Составление задач по готовому решению.
Брус: распознавание, называние.
Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с брусом.
Дифференциация прямоугольника и бруса.
Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на прямоугольник, похожи
на брус).
Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (коробка, шкаф – похожи
на брус, одинаковые по форме; тетрадь, классная доска – похожи на прямоугольник,
одинаковые по форме и т.п.), разной формы.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 5.
Место числа 5 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 5.
Счет предметов в пределах 5. Соотношение количества, числительного и цифры.
Сравнение чисел в пределах 5.
Состав числа 5.
Знакомство с монетой достоинством 5 р.
Получение 5 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р.
Первый десяток (продолжение)
Точка, линии: распознавание, называние.
Дифференциация точки и круга.
Линии прямые и кривые: распознавание, называние, дифференциация.
Моделирование прямых, кривых линий на основе практических действий с предметами
(веревка, проволока, нить и пр.)
Нахождение линий в иллюстрациях, определение их вида.
Изображение кривых линий на листке бумаги.
Получение нуля на основе практических действий с предметами, в результате которых не
остается ни одного предмета, использованных для счета.
Название, обозначение цифрой числа 0.
Число 0 как обозначение ситуации отсутствия предметов, подлежащих счету.
1
1
1
1
Сравнение чисел с числом 0.
Нуль как результат вычитания (2 – 2 = 0).
Практические действия с монетами, в результате которых остается 0 рублей; составление
примеров на основе выполненных практических действий (4 – 4 = 0).
Арифметические действия.
29.
Нумерация.
Число и цифра 6.
Арифметические действия.
Единицы измерения и их
соотношения.
30.
Арифметические задачи.
Нумерация.
Число и цифра 7.
Овал: распознавание, называние.
Определение формы предметов путем соотнесения с овалом (похожа на овал, овальная; не
похожа на овал).
Дифференциация круга и овала; дифференциация предметов окружающей среды по форме
(похожи на круг, похожи на овал).
Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (зеркало, поднос – похожи
на овал, одинаковые по форме; тарелка, часы – похожи на круг, одинаковые по форме и т.п.),
разной формы.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 6.
Место числа 6 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 6 в прямом и обратном порядке.
Счет предметов в пределах 6.
Соотношение количества, числительного и цифры.
Введение понятий «следующее число», «предыдущее число».
Определение следующего числа, предыдущего числа по отношению к данному числу с опорой
на числовой ряд и без опоры на числовой ряд.
Сравнение чисел в пределах 6.
Состав числа 6.
Счет в заданных пределах. Счет по 2.
Сложение и вычитание чисел в пределах 6.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное
изображение состава числа 6.
Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 3 с помощью последовательного
присчитывания (отсчитывания) по 1 (3 + 3 = 6, 3 + 1 + 1 + 1 = 6; 6 – 3 = 3, 6 – 1 – 1 – 1 = 3).
Получение 6 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р.
Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в
пределах 6.
Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению.
Составление и решение арифметических задач по краткой записи с использованием
иллюстраций.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 7.
Место числа 7 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 7 в прямом и обратном порядке.
Счет предметов в пределах 7.
Соотношение количества, числительного и цифры.
Получение следующего числа путем присчитывания (прибавления) 1 к числу. Получение
1
1
предыдущего числа путем отсчитывания (вычитания) 1 от числа.
Сравнение чисел в пределах 7.
Состав числа 7.
Сложение и вычитание чисел в пределах 7.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное
изображение состава числа 7.
Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 3 с помощью последовательного
присчитывания (отсчитывания) по 1 (3 + 3 = 6, 3 + 1 + 1 + 1 = 6; 6 – 3 = 3, 6 – 1 – 1 – 1 = 3).
Получение 7 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р.
Арифметические действия.
Единицы измерения и их
соотношения.
Арифметические задачи.
31.
Единицы измерения и их
соотношения.
Сутки, неделя.
32.
Нумерация.
Геометрический материал.
Число и цифра 8. Отрезок.
Арифметические действия.
Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в
пределах 7.
Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи с использованием иллюстраций.
Понятие о сутках как о мере времени. Краткое обозначение суток (сут.).
Понятие недели. Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели.
Порядок дней недели.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 8.
Место числа 8 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 8 в прямом и обратном порядке.
Счет предметов в пределах 8.
Соотношение количества, числительного и цифры.
Сравнение чисел в пределах 8.
Состав числа 8.
Счет по 2.
Сравнение отрезков по длине на основе результатов измерения в мерках.
Сложение и вычитание чисел в пределах 8.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное
изображение состава числа 8.
Практическое знакомство с переместительным свойством сложения, его использование при
решении примеров.
Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в
пределах 8.
Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи с использованием иллюстраций.
Получение 8 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р.
Арифметические задачи.
Моделирование получения отрезка на основе практических действий с предметами (отрезание
куска веревки, нити).
Получение отрезка как части прямой линии.
Распознавание, называние отрезка.
1
1
33.
Единицы измерения и их
соотношения.
Нумерация.
Построение отрезка произвольной длины с помощью линейки.
Сравнение отрезков по длине «на глаз» (самый длинный, самый короткий, длиннее, короче,
одинаковой длины).
Измерение длины отрезка с помощью мерки (длина мерки – произвольная).
Число и цифра 9.
Арифметические действия.
Арифметические задачи.
34.
Единицы измерения и их
соотношения.
Нумерация.
Единицы измерения и их
соотношения.
Арифметические действия.
Число 10.
Мера длины – сантиметр.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 9.
Место числа 9 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 9 в прямом и обратном порядке.
Счет предметов в пределах 9.
Соотношение количества, числительного и цифры.
Сравнение чисел в пределах 9.
Состав числа 9.
Счет по 2, по 3.
Сложение и вычитание чисел в пределах 9.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное
изображение состава числа 9.
Рассмотрение в практическом плане ситуации, когда невозможно из меньшего количества
предметов отнять большее количество предметов.
Составление примеров на вычитание на основе понимания невозможности вычитания из
меньшего числа большего числа.
Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в
пределах 9.
Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи с использованием иллюстраций.
Получение 9 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р.
Образование, название, запись числа 10.
Место числа 10 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Счет предметов в пределах 10.
Получение 1 десятка из 10 единиц на основе практических действий с предметными
совокупностями.
Сравнение чисел в пределах 10.
Состав числа 10.
Счет по 2, по 3.
Изготовление модели линейки длиной 10 см с нанесением штрихов на основе использования
мерки длиной 1 см (модели сантиметра) и записью чисел 1-10.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10.
Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное
изображение состава числа 10.
Решение примеров на последовательное присчитывание (отсчитывание) по 2 единицы (4 + 2 +
2 = 8, 8 – 2 – 2 = 4).
Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в
1
1
Арифметические задачи.
Геометрический материал
35.
Повторение
пределах 10.
Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи с использованием иллюстраций.
Измерение длины отрезка с помощью линейки (модели линейки длиной 10 см); построение
отрезка такой же длины.
Построение отрезков заданной длины.
1