РП-ручной-труд1-класс

Рабочая программа учебного предмета Ручной труд 1 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»:









положительное отношение и интерес к труду;
понимание значения и ценности труда;
отношение к труду как первой жизненной необходимости;
понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
способность к самооценке;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»;
привычка к организованности, порядку, аккуратности.

Предметные результаты освоения учебного предмета:
Минимальный уровень
К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:






правила организации рабочего места;
виды трудовых работ;
названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в первом классе, правила их хранения,
санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и
режущими инструментами;
приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения
деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.







уметь организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;
анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
определять способы соединения деталей с помощью учителя;
составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя
работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).

Достаточный уровень
К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:








правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.
уметь самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметнооперационные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий
самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Название раздела

«Работа с глиной и
пластилином»,

Содержание
Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). .
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для
работы с пластилином.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей;
пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.
Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из
пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной
формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).
Комбинированные работы: бумага и пластилин.

«Работа с бумагой»,

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги).
Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал).
Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.
Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).
Виды работы с бумагой:
Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата
с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и
середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь».
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.
Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по
короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов
прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой
линии (кругу)».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика).
Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная
аппликация).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения:
«точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

«Работа с природными
материалами»,

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов).
Способы соединения деталей (пластилин).
Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства листьев (цвет, форма,
засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).
Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение

деталей изделия (с помощью пластилина).
Работа с тростниковой травой. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойств сухой тростниковая трава
(пушистая и др.)

«Работа с нитками».

Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с
нитками.
Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой «в два приема».

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
«Урок труда»
Материалы,
используемые на уроках
труда
Инструменты
для
работы с поделочными
материалами
Правила
работы
на
уроках труда

Количество
часов
1

1
Как
работать
пластилином

с

1

1
Приемы
работы
пластилином

с

1

Характеристика деятельности обучающегося
Ознакомление с особенностями урока труда и требованиями к нему.
На уроках ручного труда учатся работать с разными поделочными материалами (глина, пластилин, природные
материалы, бумага, клей, нитки).
Задание. Посмотри на эти материалы и назови их. Скажи, что из них можно сделать. Ознакомление с
инструментами (карандаш, кисти, ножницы, иглы, стеки), которые применяют в работе с какими-либо
материалами.
Задание. Посмотреть на эти инструменты и назови их. Сказать, что ими можно делать.

Формирование умения анализировать объект, выделяя его характерные признаки: форму, величину, цвет, детали и
их пространственные соотношения, материал.
Обучение элементарным приемам работы с пластилином.
-Разминание пластилина.
Технология выполнения приема: разминание пластилина
-Отщипывание кусочков пластилина.
-Размазывание пластилина по картону.
Технология выполнения приема: размазывания пластилина (сначала большим пальцем, затем указательным,
средним, безымянным и мизинцем с усилием размазать пластилин по картону, получив пятно).
Задание: Сделать аппликацию из пластилина на тему «Яблоко».
-Раскатывание пластилина столбиками (палочками, жгутиками).
Технология выполнения приема: Пластилин раскатывают в ладонях и на подкладной доске.
Задание: Сделать по образцу аппликацию «Домик и елочка».
Скатывание шара из пластилина.
Технология выполнения приема: скатывание пластилина кругообразными движениями в ладонях.
Задание: Сделать по образцу помидор.
Раскатывание шара до овальной формы, вытягивание одного конца столбика.
Технология выполнения приема: Пластилин раскатывают в ладонях.
Задание: Сделать по образцу огурец.
Вытягивание одного конца овальной формы.
Технология выполнения приема: скатать овальную форму и вытянуть ее с одного конца, обкатывая между ладонями
до конической формы.
Задание: Сделать по образцу морковь
Вытягивание боковины шара.
Технология выполнения приема: скатать форму шара и вытянуть ее с одного конца, обкатывая между ладонями до

1

Лепка из пластилина 1
многодетальных фигурок
и макетов
Работа с природным
материалом.

1

Как работать с
природным материалом

1

Аппликация из
засушенных листьев

1

Композиции из еловых
шишек
Геометрические фигуры
из бумаги: треугольник,
круг, овал, квадрат

1
1

конической формы.
Задание: Сделать по образцу свеклу и репку.
Сплющивание шара.
Технология выполнения приема: скатать шар и сдавить его в ладонях до круга.
Задание: Сделать по образцу пирамидку из четырех кругов и вершины.
Задание: Слепить три гриба разной величины и помести их рядом.
Прищипывание пластилина двумя пальцами.
Технология выполнения приема: Захватить двумя пальцами кусочек пластилина и немного его сдавить.
Примазывание пластилина.
Технология выполнения приема: Большим или указательным пальцем с небольшим усилием размазать пластилин в
месте соединения деталей.
Задание: Слепить цыпленка из пластилина желтого цвета.
Используя разные приемы лепки, затем соединив сделанные детали, можно вылепить разные фигурки и
использовать их при изготовлении макетов.
Задание: Слепить по образцу котика из нескольких деталей.
Задание: Слепить из пластилина фигурку снегурочки. Подумай и расскажи, как сделать елочку.
В природе много разнообразных цветов. Из цветов составляют букеты. Их травы, соломы делают игрушки, Из
прутиков плетут полезные предметы быта и др.
Задание: Посмотреть на картинку, и сказать, кого ты узнаешь в плетеной игрушке (козлик).
Задание: Посмотреть на эти предметы. Назвать их и скажи, для чего они нужны (корзины, шляпы, абажуры и др.).
В лесу (парке) растет много разных деревьев. Кора, ветки и листья, шишки и желуди – все это природный материал.
Учить анализировать объекты труда, выделяя и называя их характерные признаки и свойства: название,
назначение, форму, величину, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал.
Объяснять технологию изготовления изделий (аппликации, объемные) из природных материалов.
Формировать умение внимательно слушать и понимать пошаговую инструкцию изготовления изделий с опорой на
графический план в учебнике.
Развивать умение правильно рассматривать, понимать и использовать в работе графическую наглядность.
Задание: Прикрепить большой и маленький засушенные листья с помощью пластилина на подложку из цветной
бумаги;
Задание: Сделать аппликацию из засушенных листьев «Бабочка», прикрепить детали с помощью пластилина.
Еловые шишки прекрасный материал для изготовления игрушек.
Задание: Сконструировать по образцу ежика из шишки и пластилина.
Формирование представлений о геометрических фигурах.
Бумаге можно придать разную форму - треугольную, квадратную, прямоугольную, круглую.
Треугольник – это геометрическая фигура. У неё три угла и три сороны. Есть много предметов, которые имеют
форму треугольника.
Задание: Посмотреть на картинки. Назвать предметы, которые похожи на треугольник.
Квадрат – это геометрическая фигура. У нее четыре угла и четыре стороны. Углы все прямые. Квадраты могут
быть разными по величине (большой, средний, маленький).Форму квадрата имеют многие предметы.
Задание: Посмотреть на картинки. Назвать предметы, которые похожи на квадрат.

Технология
бумаги

сгибания 4

Прямоугольник – это геометрическая фигура. Прямоугольник похож на квадрат, только у него более вытянутая
форма. Он может быть широким и узким. Многие предметы имеют прямоугольную форму.
Задание: Посмотреть на картинки. Назовать предметы, похожие на прямоугольник.
Круг – это геометрическая фигура, у которой нет конца и начала, нет углов и сторон.
Многие предметы, похожи на круг.
Задание: Посмотреть на картинки. Назвать предметы, имеют круглую форму.
Овал – это геометрическая фигура, которая похожа на круг, только имеет вытянутую форму.
Многие предметы, имеют овальную форму.
Задание: Посмотреть на картинки. Назвать предметы овальной формы.
С бумагой можно совершать разные практические действия: мять, сгибать, рвать, резать, клеить, окрашивать и др
Сгибание бумажного треугольника пополам.
Задание: Сложить из бумаги стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу».
Задание: Сделай елочку из треугольников разной величины. Сгибание бумаги прямоугольной формы пополам.
Задание: Сложить из бумаги наборную линейку.
Задание: Сложить из бумаги пароходик.

Сгибание углов прямоугольника к середине и квадрата к центру.

Сгибание бумаги по типу гармошки.
Технология выполнения приема: лист бумаги сгибается пополам несколько раз.
Задание: Сделать из бумаги птицу со складными крыльями и хвостом.

Ножницы.
ножницами

Работа

с 1

Приемы
резания 1
ножницами по прямым
коротким и длинным
линиям
4
Приемы
резания
ножницами по кривым
линиям

Обучение элементарным приемам резания ножницами бумаги:
-Разрез по короткой вертикальной линии
-Разрез по короткой наклонной линии.
Задание: Сказать, какая фигура получилась (квадрат).
Задание: Сказать, какая фигура получилась (треугольник).
Задание: Сложить по образцу орнамент из вырезанных квадратов.
Задание: Сложить по образцу орнамент и парусник из вырезанных треугольников разного цвета.
Задание: Надрезать три полоски разного цвета – желтого, оранжевого и красного. Из полученных заготовок
сделай игрушку «Бумажный фонарик».
Задание: Надрезать полоску бумаги зеленого цвета на глаз. Используй ее при изготовлении декоративной веточки.
Задание: Надрезать полоску бумаги по наклонной линии, предварительно разметив ее по шаблону.
Задание: Использовать этот прием при изготовлении флажков.

Вырезание предметов округлой формы.

Вырезание по совершенной кривой (круга).
Технология выполнения приема: лезвия ножниц разведи; режь средней частью лезвий, но не соединяй их до конца;
поворачивай заготовку на себя.
Задание: Обвести карандашом по изогнутым линиям и точкам.
Задание: Вырезать детали: апельсин, яблоко, виноград, лимон и тарелку. Сделать аппликацию на тему «Фрукты на

4
Приемы симметричного
вырезания из бумаги,
сложенной пополам

Приемы разметки
по шаблону

1

Клей и кисть

1

Нитки. Пряжа. Свойства
и фнкции ниток

1
1

Наматывание ниток

1

Поделки из ниток
Шитье

1
2

тарелке».
Задание: Обвести карандашом круг по шаблону и вырежи его. Вырезанные круги использовать для изготовления
аппликаций «Снежная баба» и «Гусеница».
Обучение приемам симметричного вырезания из бумаги сложенной пополам:

Симметричный надрез по прямым линиям.

Симметричный надрез по волнообразной линии.
Технология выполнения приемов: лезвия ножниц разведи; режь средней частью лезвий, но не соединяй их до конца.
Не щелкай концами лезвий, чтобы не получились надрывы на конце линий надреза.
Задания:
1.Сдалать по образцу плетеный коврик.
2. Сделать по образцу птицу.
3.Вырезать геометрический орнамент из квадратиков и кружков.
4. Сделать аппликацию «Самолет в облаках».
Шаблон – это образец, по которому производят разметку бумаги.
Обучение приемам разметки:

Разметка по шаблону линий (прямых, наклонных, волнистых).

Разметка по шаблону геометрических фигур (квадраты, треугольники, круги, овалы).
Разметка по шаблону изображений предметов реальной действительности (фрукты, самолет, цветы).
Обучение правилам работы с клеем и кистью: клей намазывается кистью и равномерно наносится на основу. После
работы кисть промывается в теплой воде, высушивается и убирается в папку для труда.
Поделка «Разноцветная змейка»
Нитки делают из растений (лен, хлопок) и шерсти животных.
Задание: Посмотреть на картинку. Какое животное ты узнаешь (Барана).
У ниток есть особые свойства.
Они бывают длинные, короткие, толстые, тонкие, цветные. Тонкие нитки можно разорвать руками, а крепкие
нитки разрезают ножницами. Нитки бывают белые, черные, серые и разноцветные.
Ознакомление с правилами обращения колющими и режущими инструментами (иглой, ножницами).
Обучение приемам намотки ниток:
Сматывание ниток в клубок.
Задание: Смотай ниточки в клубок.
Наматывания ниток на картонку.
Задание: Из картонки сделать катушку для ниток в виде бабочки (по рисункам). Намотать нитки на эту катушку.
Задание: Сделать по образцу кисточку.
Изготовление помпона из ниток, путем наматывания на картонку, разрезания и соединения деталей
Обучение приему шитья: «Игла вверх-вниз».
Используя этот прием, выполняется прямая строчка.
Задание: Прошить способом «игла вверх-вниз по проколам на полосе плотной бумаги или тонкого картона
(вертикальны, горизонтальным и наклонным линиям).
Задание: Прошить способом «игла вверх-вниз по проколам на полосе плотной бумаги или тонкого картона
(треугольник, круг, квадрат)

Вышивание

1

Обучение приему «вышивание в два приема».
Технология выполнения приемов: прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить
ниткой того же цвета.
Задание: Вышить способом «в два приема» по прямым и наклонным линиям нитками одного цвета.


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».