МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области
Сысертский городской округ в лице Администрации Сысертского городского
округа
МАОУ СОШ № 2
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
школьным
методическим
объединением учителей
математики
Директор школы
________________________
Петухова Л.И.
Приказ №37-ОД от «22»
августа 2023 г.
________________________
Руководитель ШМО:
Квашнина Н.Н.
Протокол №5 от «21»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Финансовая грамотность»
для обучающихся 8-9 классов
п. Бобровский 2023 год
Пояснительная записка
Курс «Финансовая грамотность» для 8—9 классов разработан с учѐтом возрастных
особенностей обучающихся, ведь 14—16-летние подростки обретают частичную гражданскую
дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим
заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право
авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие
бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов,
развивать умения, необходимые для экономически грамотного по- ведения.
Учащиеся 8—9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах
благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в
данном возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во
взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения
важно опираться на личные потребности учащегося, формировать не только умение
действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние меха- низмы самоопределения
школьника. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать,
что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера.
Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую
ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения материальных проблемсемьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне,
чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета
семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию ком петенций поиска, подбора,
анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, представленных
как на элек- тронных, так и на твѐрдых носителях.
Большая часть времени отводится практической деятельности для получения опыта
действий в различных областях финансовых отношений (более расширенных по сравнению с
предыдущими классами).
Содержание курса
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный
банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов,
человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет
(профицит, дефицит, личный бюджет); знание видов эмиссии денег и механизмов еѐ
осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава
денежной массы, структуры доходов населения России и причин еѐ изменения в конце XX —
начале XXI вв.; понимание фак торов, влияющих на размер доходов, получаемых из
различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов
семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов
планирования личного и семейногобюджетов.
• понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров
и услуг;
• осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента
рыночной экономики;
• осознание влияния образования на последующую профессиональную
деятельность и карьеру, а также на личные доходы;
• понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью
возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность,повысить еѐ
благосостояние и могут привести к финансовым трудностям;
• понимание различий между расходными статьями семейногобюджета
и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других
факторов;
• осознание необходимости планировать доходы и расходысемьи.
• пользоваться дебетовой картой;
• определять причины роста инфляции;
• рассчитывать личный и семейный доход;
• читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения
или семьи;
• различать личные расходы и расходы семьи;
• планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в
краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
• вести учѐт доходов и расходов;
• развивать критическое мышление.
• устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и
уровнем доходов семьи;
• использовать различные источники для определения причин инфляции и еѐ
влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
Модуль2.
Способы
повышения
семейного
благосостояния.
• банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
• знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц,
возможных норм сбережения на различных этапахжизненного цикла.
• понимание принципа хранения денег на банковском счѐте;
• оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных
стадиях жизненного цикла семьи;
• осознание необходимости аккумулировать сбережения длябудущих трат;
• осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.
• рассчитывать реальный банковский процент;
• рассчитывать доходность банковского вклада и других опе-раций;
• анализировать договоры;
• отличать инвестиции от сбережений;
• сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
искать необходимую информацию на сайтах банков, страхо вых компаний и других
финансовых учреждений;
•
оценивать
необходимость
использования
различных
финан
совых
инструментов для повышения благосостояния семьи;
•
откладывать деньги на определѐнные цели;
•
выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для
обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Модуль 3. Риски в мире денег.
• особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование,
виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;
• знание видов особых жизненных ситуаций, способов госу- дарственной
поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий,
видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство
финансовых
компаний,
управляющих
семейными
сбережениями;
финансовое
мошенничество), а также представление о способах сокращения финансовых рисков.
• понимание того, что при рождении детей структура расходовсемьи
существенно изменяется;
• осознание необходимости иметь финансовую подушку без-опасности в
случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
• понимание возможности страхования жизни и семейногоимущества для
управления рисками;
• понимание причин финансовых рисков;
• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять
поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из
учреждений).
• находить в Интернете сайты социальных служб, обращатьсяза помощью;
• читать договор страхования;
• рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
• защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;
• пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
• соотносить риски и выгоды.
• оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра
структуры финансов семьи и личных финансов;
• оценивать предлагаемые варианты страхования;
• анализировать и оценивать финансовые риски;
• развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
• реально оценивать свои финансовые возможности.
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без
проблем.
• банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники
финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;
• знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости
наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов
источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства;
представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовыхправилах ведения бизнеса;
знание типов валют; представлениео том, как мировой валютный рынок влияет на валютный
рынок России, как определяются курсы валют в экономике России.
• понимание основных принципов устройства банковской си- стемы;
• понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться
не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием
способов взаимодействия;
• осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с
которыми приходится сталкиваться при выборетакого рода карьеры;
• понимание того, что для начала бизнесдеятельности необходимо получить
специальное образование;
• понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких
условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте.
читать договор с банком;
• рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
• находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящѐнных
созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
• переводить одну валюту в другую;
• находить информацию об изменениях курсов валют.
• оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих
финансовых проблем и проблем семьи;
• выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса,
а также угрожающие такому бизнесу типы рисков;
• оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от
экономической ситуации в стране.
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.
• налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пен- сия, пенсионная
система, пенсионные фонды;
• знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических
лиц (базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов
устройства пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных
накоплений.
• представление об ответственности налогоплательщика;
• понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и
осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет;
• понимание того, что при планировании будущей пенсии
необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и
создавать свои варианты по программам накопления средств в банках и негосударственных
пенсионных фондах.
• считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую
необходимо заплатить в качестве налога;
• просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и
имущества могут повлиять на величину подлежащихуплате налогов;
• находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах
управления накоплениями в сети Интернет.
• осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
• планировать расходы по уплате налогов;
• рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на
протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
Планируемые результаты обучения
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных
финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми
институтами;
• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и
самообразованию во взрослой жизни;
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
социально-экономической жизни общества;
• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании
своей Родины.
Познавательные:
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять
финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для еѐ
решения;
• нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание
последствий этих проблем;
• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего
финансового поведения;
• установление причинно-следственных связей между социальными и
финансовыми явлениями и процессами;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных
финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в
финансовой сфере, выдвигать версии еѐ решения, определять последовательность
своих действий по еѐ решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных
финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов,
в том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и
продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным
фи- нансовым
проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование,
финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
• умение анализировать и интерпретировать финансовую ин- формацию,
полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения),
доказательство (аргумент), факты.
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность
денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного
бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор,
страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и
косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
•
владение знаниями:
◊ о структуре денежной массы;
◊ о структуре доходов населения страны и способах еѐ опре-деления;
◊ о зависимости уровня благосостояния от структуры источ- ников
доходов семьи;
◊ о статьях семейного и личного бюджета и способах их кор-реляции;
◊ об основных видах финансовых услуг и продуктов, пред-назначенных
для физических лиц;
◊ о возможных нормах сбережения;
◊ о способах государственной поддержки в случае возникновения
сложных жизненных ситуаций;
◊ о видах страхования;
◊ о видах финансовых рисков;
◊ о способах использования банковских продуктов для ре шения своих
финансовых задач;
◊ о способах определения курса валют и мест обмена;
◊ о способах уплаты налогов, принципах устройства пенси онной
системы России.
Тематическое планирование 8-9 класс
Номер темы
Название темы (блока)
Количество
часов
Модуль 1
Модуль 2
Управление денежными средствами семьи
Способы повышения
семейногоблагосостояния
9
6
Модуль 3
Модуль 4
Риски в мире денег
Семья и финансовые
организации:как сотрудничать
без проблем
6
8
Модуль 5
Итого
Человек и государство: как они
взаимодействуют
5
34
Поурочное планирование 8 класс
№
п/п
Наименование темы
Количество
часов
всег КР ПР
о
1
1
Деньги: что это такое?
2
Что может происходить с деньгами и как
это влияет на финансы вашей семьи
1
3
Какие бывают источники доходов?
1
4
От чего зависят личные и семейныедоходы
1
5
Как контролировать семейные расходыи зачем
это делать
1
6
Учебные мини-проекты «Контролируем
семейные расходы»
1
7
Что такое семейный бюджет и как егопостроить
1
8
Как оптимизировать семейный бюджет?
1
\9
1
1
Для чего нужны финансовые организации
11
Как увеличить семейные доходы
с использованием финансовых организаций
Для чего необходимо осуществлятьфинансовое
планирование
Как осуществлять финансовое планирование на
разных жизненных этапах
Представление проектов
1
Обобщение результатов работы, выполнение
тренировочных заданий, тестовый контроль
Представление проектов
Итоговый контроль знаний
1
13
14
15
16
17
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Обобщение результатов работы, представление
проектов, тестовыйконтроль
10
12
Электронные(ц
ифровые)
образовательн
ые ресурсы
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
1
1
1
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
1
1
1
1
1
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
1
1
3
2
Поурочное планирование 9 класс
№ п/п
Наименование темы
1
Особые жизненные ситуации:
рождениеребѐнка, потеря
кормильца
Особые жизненные ситуации:
болезнь, потеря работы, природные
и техногенные катастрофы
Чем поможет страхование?
Какие бывают финансовые риски
Что такое финансовые пирамиды
Представление проектов,
выполнениетренировочных заданий,
тестовый контроль
1
Электронные(циф
ровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Что такое банк и чем он может быть
полезен
Польза и риски банковских карт
Что такое бизнес
1
Библиотека ЦОК
1
1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Как создать своѐ дело
Что такое валютный рынок и как он
устроен
Можно ли выиграть, размещая
сбережения в валюте
Представление проектов
Обобщение результатов работы,
выполнение тренировочных
заданий, тестовый контроль
Что такое налоги и зачем их платить,
какие налоги мы платим.
Что такое пенсия и как сделать еѐ
достойной
Итоговый контроль знаний
1
1
2
3
4
5
6
7
8
\9
10
11
12
13
14
15
16
17
Количество часов
всего
КР
ПР
1
1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
1
1
Библиотека ЦОК
1
1
1
Библиотека ЦОК
1
1
Библиотека ЦОК
1
1
3
3
Интернет-источники
1. http://ecsocman.hse.ru
– Федеральный
образовательный портал
«Экономика.
Социология.
Менеджмент».
2. https://www.hse.ru/stat.html – Статистический портал Высшей школы экономики.
3. https://www.moex.com – Московская биржа.
4. https://www.ramu.ru – портал «Российская ассоциация маркетинговых услуг».
5. https://www.rbc.ru – информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
6. http://tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ.
7. www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
8. www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
9. www.cefir.ru – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).
10. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент».
11. www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.
12. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ.
13. www.ereport.ru — сайт «Мировая экономика».
14. www.fas.gov.ru
– сайт Федеральной
антимонопольнойслужбы России.
15. www.gks.ru
–
сайт
Федеральной
службы
государственнойстатистики.
16. www.government.ru – сайт Правительства РФ.
17. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».
18. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда.
19. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ.
20. www.minpromtorg.gov.ru
–
сайт
Министерства
промышлен-ности и торговли РФ.
21. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ.
22. www.nes.ru – сайт «Российская экономическая школа».
23. www.wto.ru – Российский Центр экспертизы ВТО.
24. www.worldbank.org – сайт Всемирного банка.