1
1.ПАСПОРТ
Программы развития МАОУ СОШ № 2
Полное наименование
Документы,
послужившие
основанием для
разработки
Программа
развития
муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа № 2 имени лётчика, дважды Героя Советского Союза Г.А.
Речкалова» п. Бобровский
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 23 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка» (в ред. от 02.12.2013 г. № 328-ФЗ);
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на
период до 2024 года»;
Национальный проект «Образование» (2019-2024 гг.), паспорт
проекта утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектами, протокол
от 03 сентября 2018 г. № 10;
Государственная программа «Развитие образования» на 20182025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26
декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования»;
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 30
марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы
оценки качества работы организаций, оказывающих социальные
услуги»;
Распоряжение Министерства просвещения Российской
Федерации от 12.01.2021 № Р-6 «Об утверждении методических
рекомендаций по созданию и функционированию в
общеобразовательных организациях, расположенных в сельской
местности и малых городах, центров образования
естественнонаучной и технологической направленностей»
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным профессиональным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную
2
деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. № 317 «О
реализации Национальной технологической инициативы»
Постановление Правительства Свердловской области от
19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении государственной
программы Свердловской области «Развитие системы образования
и реализация молодежной политики в Свердловской области до
2025 года»
Цель Программы
Основные задачи
Программы
Период и этапы
реализации
Ожидаемые конечные
Создание условий для получения каждым обучающимся высокого
качества конкурентоспособного образования, обеспечивающего его
профессиональный и социальный успех в современном мире.
-Развитие инфраструктуры образовательного учреждения,
обеспечивающей доступность всем обучающимся качественного и
вариативного образования.
-Обновление материально-технической базы для реализации
основных и дополнительных общеобразовательных программ
естественнонаучного и технического профилей.
-Оптимизация структуры и содержания образовательной
деятельности, обеспечивающей духовно-нравственное развитие и
поддержку талантов у детей.
- Развитие у обучающихся естественно-научной, математической,
информационной грамотности, формирования критического и
креативного мышления, совершенствования навыков
естественнонаучной и технологической направленностей.
- Обеспечение повышения профессиональной компетентности
педагогического коллектива
-Обеспечение функционирования внутришкольной системы оценки
качества общего образования (ВСОКО) на основе разработанной
методологии и критериев оценки качества общего образования в
общеобразовательных организациях.
2023 - 2024 — основной (внедренческий)
Проведение мероприятий, направленных на реализацию
Программы. Повышение квалификации и переподготовка кадров.
Развитие внешнего взаимодействия школы с социальными
партнерами, органами местного самоуправления с целью
оптимизации образовательного процесса. Формируется банк
методических материалов, совершенствуется развивающая среда,
пополняется материально-техническая база, на содержание
образовательных программ проецируются социальноадаптивные и
личностно-развивающие технологии, проводится промежуточный
анализ результативности внедрения новой нормативной модели
МАОУ СОШ № 2 с последующей корректировкой в случае
необходимости.
2025 — заключительный (аналитический)
Информационно-аналитическая деятельность. Сбор оценка
материалов, сопоставление показателей МАОУ СОШ № 2 за
период до и после внедрения обновлений, анализ воздействия
инновационных технологий
Положительная динамика образовательных результатов
3
результаты, важнейшие
целевые показатели
Программы
Система организации
контроля за
выполнением
Программы
ФИО, должность,
телефон руководителя
Программы
Объем и источники
финансирования
Сайт ОУ в Интернете
обучающихся. Положительная динамика качества освоения
программ за счет междисциплинарной интеграции предметных
областей в проектной деятельности.
Повышение мотивации обучающихся к формированию
предметных и метапредметных компетенций, и результативности
обучения
Административный уровень – директор, заместители директора по
УВР, ВР.
Общественно-профессиональный уровень –педагогический совет,
методические объединения, творческие группы.
Социально-общественный уровень – родительская
общественность, органы ученического самоуправления классов,
школы
Петухова Любовь Ивановна, директор, 8(34374)32639
Ежегодная субвенция из федерального, регионального бюджета
на выполнение утвержденного муниципального задания.
Финансовая поддержка со стороны организаций, физических и
юридических лиц, заинтересованных и поддерживающих
образование. Средства от иной приносящей доход деятельности
htpp://bschool2.ru
4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ВВЕДЕНИЕ
Программа развития муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени лётчика, дважды Героя
Советского Союза Г.А. Речкалова» п. Бобровский (далее - Программа) является
управленческим документом и составлена в соответствии со стратегиями развития российской
системы образования, закрепленными в нормативных и организационных документах: законах,
нормативно-правовых актах, государственных, национальных и федеральных проектах.
Вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего
образования, достижение им конкурентоспособного уровня - государственная стратегия,
которая реализуется через национальный проект «Образование» и составляющие его
федеральные и региональные проекты, а также государственную программу Российской
Федерации «Развитие образования». Достижение этой цели предусматривает изменение всей
системы образования в ее содержательно-качественном, кадровом, организационном,
управленческом аспектах. Настоящая Программа разработана на основании приоритетов
образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и
муниципального уровней.
Программа представляет собой основной стратегический управленческий документ,
регламентирующий и направляющий ход развития муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени лётчика,
дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова» п. Бобровский (далее – МАОУ СОШ № 2). В
Программе отражаются системные, целостные изменения в школе (инновационный режим),
сопровождающиеся проектно-целевым управлением. Программа включает в себя серию
проектов, основанных на национальном проекте “Образование” и региональных проектах:
“Современная школа”, “Успех каждого ребёнка”, “Поддержка семей, имеющих детей”,
“Цифровая образовательная среда”, “Учитель будущего”, “Социальная активность”. Реализация
этих программ направлена на достижение положительных результатов для всех участников
образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей и иных участников
образовательных отношений). Программа представляет собой документ, планирующий, в
соответствии с государственными стратегиями образования и для оптимальной и эффективной
реализации образовательной деятельности учреждения, изменение его инфраструктуры: форм,
методов, технологий обучения и воспитания, качества профессиональной подготовки
педагогического состава, организации образовательного процесса, предметного пространства
школы, системы управления качеством обучения.
Программа развития образовательного учреждения, как средство эффективной
реализации государственной политики в сфере образования, определяет на среднесрочную
перспективу стратегическую направленность развития школы, конкретизированную в цели,
намечает конкретные пути развития образовательного учреждения, сформулированные в
задачах и реализуемые в проектах, определяет педагогические, методические, кадровые,
организационные, финансовые и материальные ресурсы ее реализации.
Основными функциями настоящей Программы развития являются:
организация и координация деятельности МАОУ СОШ № 2 по достижению поставленных
перед ней задач;
определение ценностей и целей, на которые направлена Программа;
5
последовательная реализация мероприятий Программы с использованием научнообоснованных форм, методов и средств;
выявление качественных изменений в образовательном процессе посредством контроля и
мониторинга хода и результатов реализации Программы развития
интеграция усилий всех участников образовательных отношений, действующих в интересах
развития школы.
2.1 Ценностно-смысловые принципы реализации Программы
Программа развития школы построена на принципах гуманизации, дифференциации обучения
и воспитания школьников. Гуманизация образовательного процесса является целью и
средством развития личности педагога и обучающегося. Программа школы ориентирована на
удовлетворение образовательных потребностей:
- обучающихся и их родителей — в предоставлении гарантированных образовательных
результатов;
- общества и государства — в реализации образовательных программ и программ воспитания,
обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности, закладывающих прочную основу
духовно-нравственного и гражданского самосознания молодежи;
- Сысертского городского округа, п.Бобровский — в сохранении и увеличении интеллигенции
как носителя культурных традиций округа и посёлка;
-учащихся и их родителей — в гарантированном уровне общего образования;
- профессиональных образовательных учреждений— в притоке молодежи, способной к
самообразованию и профессиональному обучению.
Концепция развития школы - разработана в соответствии с основными направлениями
государственной политики России в области образования, с государственными стандартами
образования, стратегией развития воспитания, нормативными документами Управления
образования Администрации Сысертского городского округа и Уставом Школы;
- предусматривает совершенствование учебно-воспитательной, научно—методической,
организационно—управленческой сферде ятельности школы;
- исходит из того, что учащийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного
процесса, он живет в том микросоциуме, которым является школа, поэтому главная задача
педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно
образовательного процесса, но и в организации полноценной, продуманной в деталях
жизнедеятельности обучающихся.
Педагогический коллектив школы строит свою деятельность на следующих гуманистических
npинциnax: - обеспечение права личности на всестороннее развитие и самоопределение на
основе признания самоценности индивидуальности каждого участника образовательного
процесса;
- взаимодействие взрослых и детей на основе доверия, уважения к человеческому достоинству
каждого, выполнение международной конвенции о правах ребенка;
- гуманизация педагогического общения, отказ от авторитарных методов в обучении и
воспитании; - ценностное единство педагогического коллектива;
- превращение педагогического пространства школы в комфортную среду, способствующую
гармонизации внутреннего мира педагогов и учащихся, создающую атмосферу для творчества;
- реализация личностно-ориентированной модели обучения и воспитания учащихся. За
последние годы в школе разработана система педагогических условий по формированию
6
информационной культуры всех участников образовательного процесса, которая успешно
реализуется и требует своего развития в новых условиях.
Мы определили, что повышение уровня информационной культуры учащихся
способствует развитию умений и навыков самостоятельно осуществлять поиск и анализировать
информацию из различных источников, формулировать собственные выводы и умозаключения,
что напрямую сказалось на уровне исследовательских и проектных ученических работ. В
настоящий момент в школе сложились благоприятные условия для интеллектуального и
личностного развития детей, выявления одаренных школьников, способных к учебноисследовательской и проектной деятельности, к творчеству. Целостный подход к построению
образовательного процесса в данном случае должен быть основан на интеграции
образовательных ресурсов урочной и внеурочной деятельности. При организации
исследовательской и проектной деятельности педагогам необходимо предусмотреть
возможности повышения самостоятельности, инициативности и в определенной мере —
ответственности самого учащегося. Педагогическое сопровождение самостоятельной
деятельности учащихся в работе над учебным исследованием и проектом мы понимаем как
профессиональную деятельность учителя, направленную на создание условий для личностного
развития и самореализации обучающихся. Таким образом, организация деятельности
обучающихся рассматривается не как цель обучения, а как средство их личного развития.
3. Анализ потенциала развития МАОУ СОШ № 2 по реализации стратегии развития
образования
3.1Анализ результатов реализации прежней программы развития МАОУ СОШ № 2 Программа
развития МАОУ СОШ № 2 на 2015 – 2020 годы реализована в полном объеме. Главной целью
деятельности школы было: выявление и развитие способностей каждого ученика,
формирование духовно-богатой, свободной, физически здоровой личности, обладающей
прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям жизни.
Приоритетными направлениями работы школы на 2015-2020 годы были:
- обновление содержания образования,
- повышение качества знаний учащихся,
- совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление
здоровья учащихся,
- привитие навыков здорового образа жизни, развитие познавательных интересов,
- осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании,
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством участия в
различных уровнях олимпиад, конкурсов, фестивалях.
Выбор приоритетных направлений работы школы, согласовывался со специфическими
характеристиками образовательного пространства школы, а именно:
-педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с
государственными образовательными стандартами и ФГОС;
-психологическая работа, обеспечивающая комфортность учащихся в рамках
образовательного пространства школы;
- дополнительное образование как логическое продолжение базового образования;
-воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
-внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование здорового
образа жизни.
7
Направления деятельности школы были выбраны исходя из социального заказа родителей
в соответствии с пожеланиями обучающихся и возможностями педагогического коллектива.
Наблюдается положительная динамика количества призеров и победителей предметных
олимпиад: 2018-2019 год- 56 человек , 2019-2020- 65 человек , 2020-2021 -83 человек.
Эффективность образовательного процесса подтверждается успешностью выпускников школы
в профессиональном самоопределении, достаточно высокими результатами ЕГЭ. Поступление
выпускников 11 классов в учебные заведения с целью продолжения обучения - от 78% до 84 %
в период с 2018 по 2021 год .
Профильное и предпрофильное воспитание на уровнях ООО и СОО. Концепция
профильного обучения на уровне СОО отмечает, что реализация идеи профилизации обучения
ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора
– предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной
деятельности. Целью организации предпрофильной подготовки МАОУ СОШ № 2 является
создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в
отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности. Для
достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки в школе решались
следующие задачи: - сформировать готовность выпускников основной школы ответственно
осуществлять выбор профильных предметов для обучения на уровне СОО, в соответствии с их
способностям и интересам; - сформировать более высокий уровень учебной мотивации
обучения по избранным предметам; - познакомить обучающихся со спецификой видов
деятельности, которые будут для них ведущими, после осуществления выбора профильных
предметов; - обеспечить преемственность между основной и старшей школой, в том числе в
подготовке учеников 8-9 классов к освоению программ СОО - расширение возможностей
социализации учащихся. Проводится анкетирование учащихся и их родителей по
окончательному выбору курсов. Учебный план СОО предполагает повышение качества
образования и максимальное обеспечение возможностей самоопределения личности с учётом
специфических условий п. Бобровский. Низкая наполняемость класса старшей школы в
сельской местности не даёт возможность организации профильных уровней. Поэтому
обучающиеся старших классов выбирают универсальный профиль обучения.
В школе активно велась работа по формированию активной гражданской
позиции и самосознания гражданина РФ через систему классных и внеклассных мероприятий.
Продолжалась работа по формированию у обучающихся представления о здоровом образе
жизни, обновлялась и развивалась система работы по охране здоровья обучающихся. В связи с
реализацией ФГОС НОО и внедрением ФГОС ООО, ФГОС СОО в школе достаточно развита
система внеурочной деятельности обучающихся, направленная на формирование нравственной
культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на
улучшение усвоения учебного материала. Велась активная работа с родителями и
общественностью. Родители активно были вовлечены в жизнь школы. Обучающиеся школы
активно участвовали в олимпиадах, конкурсах, фестивалях разного уровня. Продолжалась
работа по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по
предупреждению наркомании среди подростков, ребята из «группы риска» были максимально
привлечены к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций. Продолжалась работа
по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области
воспитания детей. Совершенствовалась система методической работы с классными
руководителями, учителями-предметниками.
8
Здоровьесбережение обучающихся направлено укрепление и сохранение здоровья
учащихся, пропаганду здорового образа жизни. Каждым классным руководителем разработан и
реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя
организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажей по правилам техники
безопасности, мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского
травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, встреч родителей и детей с
представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками,
экскурсий и походов, участие коллектива класса в Днях здоровья, спортивных внутришкольных
мероприятиях. У детей есть возможность выбрать себе занятие по интересам и развивать свои
творческие способности в других заведениях дополнительного образования. Наибольший
интерес учащиеся проявляют к физической культуре, технике и компьютерным технологиям,
что является актуальным на современном этапе развития общества. В школе работают
спортивные секции: баскетбол, волейбол, акробатика, тяжелая атлетика. Наполняемость секций
достаточно полно отражает потребности детей в двигательной активности. Большую роль в
сохранении здоровья учащихся играет регулярное полноценное питание, поэтому проблема
организации и качества горячего питания постоянно находится на контроле
Результаты реализации Программы развития 2015-2020 гг. позволяют сделать вывод о
готовности педагогического коллектива МАОУ СОШ № 2 к дальнейшей инновационной
деятельности по обновлению образовательного пространства в соответствии с веяниями
времени, анализом социального заказа, адресованного школе, и требованиями современного
законодательства.
В то же время проблемно-ориентированный анализ позволил выявить «болевые точки»
образовательной системы школы, на которых необходимо сосредоточить внимание
руководству и педагогическому коллективу, чтобы и на следующем этапе жизнедеятельности
успешно решать все цели и задачи современного образовательного процесса:
- нормативно-правовая база не является исчерпывающей для решения современных актуальных
проблем участников образовательных отношений в связи с расширением их прав и
обязанностей;
- профессиональный рост отдельных педагогических работников отстает от новых
тенденций развития отечественного образования;
- содержание и организация образовательного процесса не в полной мере отвечает новым
целям и задачам формирования современного гражданина России;
- социум не всегда откликается на потребности школы в расширении пространства
социализации школьников и взаимной ответственности за результаты образования.
4.Концепция Программы развития МАОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 2 имени лётчика, дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова» п. Бобровский
В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. Ключевые приоритеты государственной политики в сфере образования до 2026 года
Ключевые приоритеты государственной политики в сфере общего образования до 2026 года
определены в следующих стратегических документах:
государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (сроки
реализации 2018-2025);
в части решения задач и
достижения стратегических целей по направлению «Образование»;
(протокол от 03 сентября 2018 г. №10);
Стратегические цели развития образования до 2026 года сформулированы в Национальном
9
проекте «Образование»:
1. Цель: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
2. Цель: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций.
Конкретизация стратегических целей развития образования осуществлена в целевых
показателях государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Содержательно стратегия развития образования опирается на новую модель качества
образования,отвечающего критериям международных исследований по оценке уровня
подготовки обучающихся, и привлечение новых ресурсов, обеспечивающих достижение этого
качества образования. Новая модель качества образования является компетентностной
характеристикой образовательной деятельности обучающихся, оценивающей способность
ребенка к использованию полученных знаний в организации его жизнедеятельности.
К новым ресурсам относятся:
Инструментами достижения нового качества образования, актуальными для образовательной
организации, выступают:
-педагогическое консультирование родителей;
мирование финансовой грамотности обучающихся;
обучающихся;
представителей предприятий, социальных институтов, студентов и др.)
4.2 Миссия развития образовательной организации
Миссия Школы - содействие самоопределению и самореализации обучающихся в условиях
быстро меняющегося мира посредством формирования у них целостного видения мира и места
человека в нем на основе позитивного самоизменения, самораскрытия и совершенствования
человеческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Система наших ценностей включает: честность, уважение, разнообразие мнений, упорство и
гибкость мышления.
Мы обеспечиваем полный объем образовательных услуг в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС
ООО, ФГОС СОО, ФГОС АООП средствами урочной и внеурочной деятельности,
дополнительного образования, индивидуализации обучения и опережающего развития.
4.3 Организационно-управленческие принципы реализации Программы:
- ориентация на требования Федеральных государственных образовательных стандартов
общего
образования;
- высокоэффективное использование информации и научных знаний в качестве созидательной
силы
общества, его стратегических ресурсов, факторов развития;
- повышение ответственности за результаты образования, распределение ответственности за
них между
администрацией, педагогами, обучающимися, их родителями;
- сетевое взаимодействие и социальное партнерство, предполагающие активное участие всех
10
административных структур, субъектов образовательного процесса, окружающего социума,
различных
ведомств и организаций в развитии системы образования школы
4.4 Краткое описание сценария устойчивого развития школы
На период 2021-2026 годы школа рассчитывает на сохранение контингента обучающихся в
количестве 450-500 человек при количестве классов от 23 до 25. Эта задача может быть и
должна быть достигнута в ходе реализации Программы, направленной на создание
положительного имиджа школы. Высокая степень социальной значимости, являющаяся одним
из важных показателей качества образования, школой может быть достигнута при условии
поддержания рейтинга привлекательности школы среди населения и высокой
конкурентоспособности школы в образовательной среде Сысертского городского
округа. Средством реализации поставленной задачи является достижение нового качества
образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных). Реализация
проектной идеи осуществляется в ходе реализации целевых программ и проектов,
представляющих комплекс мероприятий, направленных на решение стратегических задач.
Программно-целевой и проектный методы реализации программы позволят обоснованно
определить содержание, организационные и финансовые механизмы деятельности, обеспечить
контроль за промежуточными и конечными результатами реализации Программы.
Обновление системы образовательного учреждения в соответствии с современной
законодательной базой должно осуществляться в интересах участников образовательных
отношений и прежде всего в интересах школьников.
Наиболее полно данные целевые установки отражены в «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России»:
а) в сфере личностного развития:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе
моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки
«становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения,
основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать
собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать
от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим
поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически
оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального
выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в
достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям
и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной
безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному,
гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной
ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
11
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми,
настоящими и будущими поколениями.
б) в сфере общественных отношений: - осознание себя гражданином России на основе
принятия общих национальных нравственных ценностей; - готовность граждан солидарно
противостоять внешним и внутренним вызовам; - развитость чувства патриотизма и
гражданской солидарности; - заботу о благосостоянии многонационального народа Российской
Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь,
уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Настоящая Программа как концептуальная и организационно-правовая основа системы
управления МАОУ СОШ № 2 формулирует следующую миссию школы:
МАОУ СОШ № 2 – это востребованное в социуме п. Бобровский образовательное учреждение
с:
- современной системой управления,
- высокопрофессиональной педагогической командой,
-педагогически насыщенным образовательным процессом, ориентированным на реализацию
современных задач общего образования и удовлетворение образовательных запросов учащихся
и их семей,
- безопасным и комфортным образовательным пространством, предусматривающим охрану и
развитие здоровья участников образовательных отношений,
- информационной открытостью для взаимодействия с социумом, что в совокупности
создает оптимальные условия для формирования духовно-нравственной, социально и
профессионально адаптированной личности гражданина Российской Федерации.
Настоящая Программа определяет систему общих педагогических требований,
соответствие которым обеспечит эффективное участие всех участников образовательных
отношений в решении современных задач образования и в качестве ведущих приоритетов
выделяет следующие социальные и педагогические понятия:
- базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные
нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических,
религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от
поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных
условиях;
- духовно-нравственное развитие личности гражданина России — осуществляемое в процессе
социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы
личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
- духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически
организованный процесс усвоения и принятия учащимся базовых национальных ценностей,
имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Преемственность настоящей Программы и Программы развития 2015-2020 гг.
заключается в развитии принципов реализации Программных мероприятий:
- принцип гуманизации – реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных
Федеральным законом «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка и другими
нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного
человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки,
культуры, литературы и искусства;
12
- принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе взаимного
уважения и доверия учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами
ненасильственного общения;
- принцип развивающего обучения – отказ от репродуктивных методик и применение методов
творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся;
- принцип индивидуализации обучения – всесторонний учет уровня способностей каждого
ученика, формирование на этой основе личных траекторий развития учащихся; повышение
учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика;
- принцип дифференциации – выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к
работе в различных направлениях изучаемых наук и на различном уровне в зависимости от
личных качеств обучающихся; формирование классов, групп с учетом индивидуальных
особенностей учащихся, что может отражаться в построении учебного плана;
- принцип системности – взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов образовательного
пространства;
- принцип вариативности – обеспеченность образовательного процесса содержанием и видами
деятельности, выходящими за рамки жесткого учебного плана и предоставляющими учащимся
возможность выбора (факультативными, специализированные, элективные курсы и т.д.).
«Современный национальный воспитательный идеал, отмечается в «Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации».
Данный тезис, а также рамочные требования Федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования, лежит в основе определения «портрета выпускника» каждого
уровня образования.
«Портрет выпускника основной школы»:
- любит свое Отечество и свой край, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ,
его культуру и духовные традиции;
- осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества;
- умеет учиться, понимает важность образования и самообразования для жизни и деятельности,
способен применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с
нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания,
сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни,
безопасного для человека и окружающей его среды;
- представляет особенности своей личности, адекватно оценивает свои возможности для
дальнейшей профильной ориентации, умеет строить жизненные планы и понимает средства их
достижения;
- ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для
человека в интересах устойчивого развития
«Портрет выпускника средней школы»:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою
сопричастность судьбе Отечества;
13
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир,
осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и
информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок,
осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни, активно участвующий в защите окружающей
среды; - подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Реализация «портрета выпускника» каждого уровня образования невозможна без соответствия
педагога определенному профессиональному стандарту. С учетом «Профессионального
стандарта педагога» определен следующий
«Портрет педагога МАОУ СОШ № 2:
- владеющий современными формами и методами обучения и воспитательной работы,
умеющий их профессионально использовать в различных видах деятельности ребенка (учебной,
игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
- умеющий устанавливать четкие правила поведения учащихся в соответствии со школьным
уставом и правилами поведения в школе, эффективно регулировать поведение учащихся для
обеспечения безопасной образовательной среды;
- эффективно управляющий учебным коллективом с целью вовлечения учеников в процесс
обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
- профессионально ставящий воспитательные цели и задачи, способствующие развитию
учеников, независимо от их способностей, характера, культурных различий, половозрастных и
индивидуальных особенностей, определять педагогические пути их достижения;
- признающий достоинство каждого ученика, понимая и принимая его;
- поддерживающий конструктивные воспитательные усилия родителей (законных
представителей) учащихся, привлекающий семью к решению вопросов воспитания ребенка;
- конструктивно взаимодействующий с другими педагогами и специалистами в решении
воспитательных задач;
- поддерживающий в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, демонстрируя
образцы толерантности;
- умеющий защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
- поддерживающий уклад, атмосферу и традиции школьной жизни, внося в них свой
положительный вклад;
- способный адекватно анализировать свою профессиональную деятельность, определять и
реализовывать пути ее непрерывного совершенствования.
Такой комплексный характер концептуальных подходов к разработке настоящей
Программы определяет ее успешность на этапе проектирования, задает ее цели, задачи и
механизмы реализации.
5. Целью настоящей Программы является:
Создание условий, способствующих максимальному раскрытию творческого
потенциала личности ребёнка, формированию ключевых компетентностей, сохранению и
укреплению здоровья школьников путем
обновления структуры и содержания
образования.
14
Стратегические задачи:
1. Обновление системы управления школой в соответствии с тенденциями развития
управленческой науки, требованиями новых федеральных образовательных стандартов.
2. Оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников
как необходимое условие современных образовательных отношений.
3. Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса в
направлении обеспечения оптимальных условий формирования духовно-нравственной,
социально адаптированной и профессионально ориентированной личности гражданина
Российской Федерации.
Вспомогательные задачи:
1. Обеспечение информационной открытости образовательного пространства школы в целях
привлечения партнеров социума для обновления инфраструктуры и содержания
образовательного процесса.
2. Формирование пакета диагностических методик для проведения мониторинга основных
показателей процессов обучения, воспитания, управления в школе.
3.Совершенствование экономических механизмов в сфере образования, укрепление
материально-технической базы школы для эффективной реализации данной программы.
4. Создание организационной структуры школы на основе системы менеджмента качества,
обеспечивающей
качественное предоставление образовательных услуг обучающимся в
соответствии с критериями доступности, качества образования по направлениям:
- технология деятельностного подхода как эффективное условие повышения качества
образования,
- формирование ключевых компетентностей,
- создание здоровьесберегающей образовательной среды,
- управление качеством образования на основе образовательного мониторинга учебновоспитательного процесса школы.
5. Формирование внеучебной разноуровневой образовательной среды, направленной на
поддержку талантливых детей, удовлетворение образовательных потребностей всех категорий
учащихся, родителей и социума.
6. Развитие партнёрской сети в ОУ и реализация совместных проектов в сети, как следствие –
превращения школы в открытый социальный институт.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и предусматривает реализацию
следующих направлений развития образовательной системы школы.
1. Решение стратегической задачи «Обновление системы управления школой в
соответствии с тенденциями развития управленческой науки и требованиями ФГОС»
обеспечивается за счет осуществления программных мероприятий по следующим основным
направлениям:
- обновление нормативно-правовой документации школы;
- совершенствование механизмов управления школой на основе современных нормативноправовых требований и научно-методических рекомендаций;
- разработка и внедрение системы мониторинга результативности реализуемой образовательной
системы.
2. Решение стратегической задачи «Оптимизация системы профессионального и
личностного роста педагогических работников как необходимое условие современных
образовательных отношений» обеспечивается за счет реализации следующих программных
мероприятий:
- обновление системы непрерывного профессионального образования педагогических кадров в
целях оптимальной реализации ФГОС общего образования;
15
- освоение педагогами современного законодательства в сфере образования, содержания, форм,
методов и технологий организации образовательного процесса;
- создание современной системы оценки и самооценки профессионального уровня педагогов по
результатам образовательного процесса.
3. Решение стратегической задачи «Обновление организации, содержания и технологий
образовательного процесса в целях создания оптимальных условий формирования
духовно-нравственной, социально адаптированной и профессионально ориентированной
личности гражданина Российской Федерации» обеспечивается за счет осуществления
программных мероприятий по следующим ведущим направлениям:
- разработка и реализация образовательных программ в соответствии с современным
содержанием образование и с учетом образовательных потребностей и возможностей
учащихся;
- реализация Основных образовательных программ начального и основного общего
образования, направленных на формирование и развитие гражданской позиции,
профессиональной и социальной адаптации учащихся;
- обновление системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в
целях создания благоприятных условий реализации ФГОС общего образования;
- расширение возможностей дополнительного образования и внеурочной деятельности
учащихся в условиях школы;
- обновление и реализация действенной системы детского самоуправления.
4. Решение стратегической
задачи
«Обеспечение информационной
открытости
образовательного пространства школы в целях привлечения партнеров социума к участию в
оптимизации условий реализации ФГОС» обеспечивается за счет организации программных
мероприятий по следующим важнейшим направлениям:
- обновление нормативно-правовой базы и механизмов взаимодействия школы с партнерами
социума для обновления инфраструктуры и содержания образовательного процесса;
- приведение инфраструктуры школы в соответствие с требованиями ФЗ-273, СанПиНов и
ФГОС общего образования;
- активное взаимодействие школы с социумом и образовательным пространством
муниципалитета, региона, страны для оптимизации условий реализации ФГОС.
6.Стратегический план реализации Программы развития
Направления
деятельности
Содержание мероприятий
Сроки
реализации
(годы,
учебные
годы)
Виды деятельности
Задача 1: Обновление системы управления школой в соответствии с тенденциями
развития управленческой науки и требованиями ФГОС
Банк нормативно1.1.
Обновление - Реализация ФГОС СОО (11 2021
правовых
нормативнокласс)
документов,
правовой
посвященных ФЗ №
Изучение
и
анализ
ФГОС
для
документации
2021
273-ФЗ.
обучающихся с ОВЗ на
школы
Обновленная
предмет определения рамок
16
нормативноправовая база
школы.
Материалы
внедрения
обновленной
нормативноправовой базы
обновления образовательного
пространства школы (работа
информационноаналитическая
1.2.
Совершенствование
механизмов
управления школой
на
основе
современных
нормативноправовых
требований
и
научнометодических
рекомендаций
- Анализ существующей
нормативно-правовой базы
образовательного
пространства школы и
определение масштабов ее
изменения (информационноаналитическая деятельность
руководства, педагогов и
привлеченных специалистов);
- Обновление нормативноправовой базы школы с
учетом требований ФГОС
общего образования и ФГОС
ОВЗ (проектная
деятельность руководства,
руководителей МО и
привлеченных специалистов,
использование разнообразных
ресурсов школы):
- Устав школы;
- Положения;
- Должностные инструкции;
- Договоры;
- Инструкции по организации
отдельных видов и форм
образовательной деятельности
и др.
- Апробация, коррекция и
дальнейшая реализация
обновленной нормативноправовой базы школы
- Определение современных
приоритетных технологий
управления в соответствии с
обновленной нормативноправовой базой и содержанием
управляемой системы
(проектная деятельность
руководства и привлеченных
специалистов)
- Развитие административных,
психологических,
экономических и других
современных методов
управления образовательной
системой школы (проектная и
организационная
17
2021
2021-2025
2021
2021-2025
Созданные условия
для реализации
современных
методов
управления
образовательной
системой.
Созданная
управленческая
информационнотехнологическая
среда школы
Механизм
реализации
программы
1.3. Разработка и
внедрение системы
мониторинга
результативности
обновленной
образовательной
системы
деятельность руководства,
использование разнообразных
ресурсов школы и
привлеченных финансовых
ресурсов);
- Расширение использования в
управлении школой
информационнокоммуникативных технологий
(проектная и организационная
деятельность руководства;
программного обеспечения,
оплата деятельности
специалистовпрограммистов):
школы;
- Развитие единого
электронного банка данных по
организации образовательного
процесса;
- Систематическое обновление
сайта школы в соответствии с
изменяющимися
требованиями.
Годовые планы работы школы,
образовательные проекты по
направлениям развития
МАОУ СОШ № 2
- Определение критериев
системы оценки деятельности
школы в условиях реализации
ФГОС и современных
требований к качеству
образования (информационноаналитическая и проектная
деятельность руководства,
руководителей МО и
привлеченных специалистов);
- Определение форм
информационно-аналитической
документации по оценке
результативности
образовательной системы
школы (проектная
18
2021-2025
2021-2025
Еженедельно
ежегодно
Корректировка
программы ООП,
воспитательной
программы и др. в
соответствие с
требованиями
ФГОС ООО, ФГОС
СОО,ФГОС ОВЗ
2021
2021-2022
Описание системы
мониторинга
результативности
обновленной
образовательной
системы школы.
Комплект
информационноаналитической
документации по
реализации
системы
мониторинга.
деятельность руководства,
руководителей МО, педагогов,
использование разнообразных
ресурсов школы);
- Разработка системы
мониторинга деятельности
обновленной образовательной
системы школы (проектная
деятельность руководства,
2021-2022
руководителей МО, педагогов,
использование разнообразных
ресурсов школы);
- Реализация системы
мониторинга деятельности
обновленной управленческой
системы (организационная и
аналитическая деятельность
руководства, педагогического
коллектива, использование
2021-2026
разнообразных ресурсов
школы).
Задача 2: Оптимизация системы профессионального и личностного роста
педагогических работников как необходимое условие современных образовательных
отношений
2021
Описание системы
2.1.Обновление
- Анализ и определение
непрерывного
системы
резервов сложившейся в
профессионального
непрерывного
школе системы повышения
образования
профессионального квалификации, определение
педагогических
образования
перспективных потребностей
работников школы
педагогических
и потенциальных
с учетом
кадров
возможностей в повышении
требований ФЗ №
273-ФЗ и ФГОС
квалификации педагогов
НОО, ФГОС
(информационноООО,ФГОС СОО,
аналитическая деятельность
ФГОС ОВЗ.
руководства, руководителей
Методические
МО, педагогов);
материалы по
организации
- Выявление организаций
инновационной
повышения квалификации
2021
научнопедагогов и практикующихся
методической и
в них современных форм
исследовательской
обучения взрослых,
деятельности.
использование выявленных
возможностей
(информационноаналитическая деятельность
руководства, руководителей
МО и педагогов, расходы на
внебюджетные курсы
повышения квалификации и
командировочные расходы);
19
- Обновление
внутриучрежденческой
системы повышения
квалификации педагогов в
условиях реализации ФГОС
ООО, ОВЗ (проектная
деятельность
руководства, руководителей
МО и привлеченных
специалистов, использование
разнообразных ресурсов
школы).
- Создание условий
формирования
индивидуальных траекторий
профессионального,
карьерного и личностного
роста педагогов
(организационная
деятельность руководства,
руководителей МО,
практическая деятельность
педагогов, использование
разнообразных ресурсов
школы);
- Включение педагогов
(педагогических команд) в
современные направления
научно-методической и
исследовательской
деятельности
(организационная
деятельность руководства,
руководителей МО,
практическая деятельность
педагогов, использование
разнообразных ресурсов
школы)
2.2.Освоение
педагогами
современного
законодательства в
сфере образования,
содержания, форм,
методов и
технологий
организации
образовательного
- Изучение и использование
педагогами современного
законодательства в сфере
образования, в том числе
содержания Федерального
Закона «Об образовании в
Российской Федерации»,
ФГОС ООО,ФГОС СОО,
ФГОС ОВЗ,
профессиональный стандарт
20
2021-2025
2021-2022
2021-2025
2021
Компетентность
педагогического
коллектива в
области требований
современного
законодательства в
сфере образования.
Банк методических
материалов по
реализации ФГОС
общего
процесса
педагога (приобретение
нормативно-правовых
документов, информационноаналитическая и
организационная деятельность
педагогов и руководства,
руководителей МО);
образования (по
уровням и
категориям
учащихся),
методических
материалов по
оценке результатов
обучения,
контрольных
измерительных
материалов.
Банк современных
образовательных
технологий.
2.3.Создание
современной
системы оценки и
самооценки
профессионального
уровня педагогов
по результатам
образовательного
процесса.
- Анализ эффективности
существующей в школе
системы оценки качества
деятельности педагогов
(информационноаналитическая деятельность
педагогов, сотрудников
психолого-педагогической
службы и руководства);
2021
2021-2022
- Определение современных
критериев и параметров
оценки и самооценки
деятельности педагогов,
разработка (адаптация
существующих)
диагностических материалов
(проектная деятельность
педагогов, сотрудников
психолого-педагогической
службы, руководства и
руководителей МО);
- Создание современной
системы мотивации педагогов
школы на участие в
инновационной деятельности
(аналитическая, проектная и
организационная работа
руководства, расчет
необходимых дополнительных
финансовых средств):
анализ существующей
21
2021-2025
Методические
материалы по
системе
современной
оценки и
самооценки
качества
деятельности
педагогических
работников в
условиях
реализации
инноваций.
Портфолио
педагогов.
системы мотивации педагогов;
- Реализация обновленной
системы оценки и самооценки
качества деятельности
педагогического коллектива
2021-2025
Задача 3: Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса
в целях создания оптимальных условий формирования духовно-нравственной, социально
адаптированной и профессионально ориентированной личности гражданина Российской
Федерации
3.1. Разработка и
- Выявление образовательных
Банк программ,
реализация
потребностей учащихся
2021-2025
эффективных
образовательных
школы и запросов социума в
дидактических
программ в
целях определение актуальных
методов и
соответствии с
направлений и содержания
образовательных
современным
образовательных программ
технологий в
содержанием
(аналитическая и проектная
соответствии с
образование и с
деятельность педагогов,
новым
учетом
сотрудников психологосодержанием
образовательных
педагогической службы,
учебного процесса
потребностей и
руководства и привлеченных
(программы,
возможностей
специалистов);
учебные планы,
учащихся
- Использование в
2021-2025
методические
образовательном процессе
разработки и т.д.).
(в рамках всех учебных
Материалы
предметов) информационноежегодной
коммуникационных
психологотехнологий (проектная и
педагогической
организационная
(дидактической)
деятельность педагогов,
диагностики
использование разнообразных
реализации
ресурсов школы, работа с
программ.
Интернет-ресурсами);
- Создание и реализация для
учащихся старших классов
основной школы и
2021-2025
профильных классов старшей
школы оптимальных условий,
обеспечивающих возможность
выбора индивидуального
учебного плана и сетевых
22
3.2. Реализация
основных
образовательных
программ
начального и
основного общего
образования,
направленных на
формирование и
развитие
гражданской
позиции,
профессиональной
и социальной
адаптации
учащихся
форм получения образования
(дополнительное
финансирование
индивидуальных учебных
программ, проектная и
организационная
деятельность руководителей
и педагогов школы,
использование разнообразных
ресурсов школы);
- Разработка и реализация
2021-2025
программ поддержки
талантливых учащихся по
различным направлениям
интеллектуальной,
творческой, социальной и
спортивной деятельности
- Использование в
2021-2025
образовательном процессе
разнообразных форм
контроля знаний: зачет,
защита проектов, защита
реферативных и
исследовательских работ и др.
(проектная, организационная и
аналитическая деятельность
педагогов, использование
разнообразных ресурсов
школы, работа с Интернетресурсами).
- Оптимальное использование 2021-2025
всех элементов ООП ООО,
АООП в направлении
формирования духовнонравственной, социально и
профессионально
адаптированной личности
гражданина Российской
Федерации (проектная и
организационная деятельность
педагогов, классных
руководителей и руководства,
использование разнообразных
ресурсов школы, оплата
консультационных услуг и
рецензирования
специалистам);
- Реализация программ
общешкольных мероприятий
23
Новое содержание
организации
образовательного
процесса.
Банк эффективных
методов,
технологий и форм
организации
образовательного
процесса.
Портфолио
учащихся.
различного содержания и в
разнообразных формах в
направлении формирования
духовно-нравственной,
социально и профессионально
адаптированной успешной
личности гражданина
Российской Федерации
- Использование в
образовательном процессе
информационнокоммуникационных
технологий
- Организация помощи
учащимся в подготовке
портфолио как одно из
условий планирования и
реализации потенциальных
возможностей саморазвития
3.3. Обновление
системы психологопедагогического
сопровождения
образовательного
процесса в целях
создания
благоприятных
условий реализации
ФГОС ООО,ФГОС
СОО, ФГОС ОВЗ
- Анализ деятельности
психолого-педагогической
службы и выявление ее
потенциальных возможностей
обновления (информационноаналитическая деятельность
специалистов службы,
руководства и привлеченных
специалистов, использование
разнообразных ресурсов
школы, работа с Интернетресурсами);
- Обновление программнометодического и
диагностического материала
деятельности психологопедагогической службы с
учетом современных
требований (аналитическая и
проектная деятельность
специалистов службы и
руководства школы,
использование разнообразных
ресурсов школы, работа с
Интернет-ресурсами);
- Реализация и текущая
24
2021-2025
2021
2021-2025
Комплекты
обновленного
программнометодического и
диагностического
материала
деятельности
психологопедагогической
службы с учетом
современных
требований.
Аналитические
материалы по
результатам
ежегодной
диагностики
образовательного
процесса.
коррекция обновленной
программы деятельности
психолого-педагогической
службы для различных
категорий участников
образовательных отношений
(аналитическая и
организационная деятельность
специалистов службы и
руководства, использование
разнообразных ресурсов
школы, работа с Интернетресурсами);
2021-2025
2021-2025
- Организация специалистами
службы системы
методических семинаров,
консультаций, тренингов,
индивидуальной практической
помощи для всех участников
образовательных отношений
(организационная
деятельность специалистов
службы, педагогов и
руководства, использование
разнообразных ресурсов
школы, работа с Интернетресурсами)
- Организация инклюзивного
образования и безбарьерной
образовательной среды
3.4. Расширение
возможностей
дополнительного
образования и
внеурочной
деятельности
учащихся в
условиях школы
2021-2022
- Анализ существующей в
школе системы
дополнительного образования
и внеурочной деятельности в
целях выявления резервов ее
оптимизации.
2021
- Расширение форм и
направлений дополнительного
образования и внеурочной
деятельности школы в
соответствии с потребностями
учащихся разных возрастов
- Реализация наиболее
популярных у школьников
2021-2025
25
2021-2025
Описание системы
дополнительного
образования и
внеурочной
деятельности
школы.
Материалы
реализации
эффективных форм
и направлений
дополнительного
образования и
внеурочной
деятельности
Портфолио
направлений и форм
школьников
внутриучрежденческого
дополнительного образования
и внеурочной деятельности.
Задача 4: Обеспечение информационной открытости образовательного пространства
школы в целях привлечения партнеров социума к участию в оптимизации условий
реализации ФГОС
4.1. Обновление
- Анализ социума школы на
2021
База
нормативнопредмет выявления новых
потенциальных
правовой базы и
потенциальных партнеров для
партнеров социума
механизмов
полноценной реализации
для оптимизации
взаимодействия
ФГОС (работа с Интернетусловий реализации
школы с
ресурсами, информационноФЗ № 273-ФЗ
партнерами
аналитическая деятельность
Действующая
социума для
руководства);
обновленная
совершенствования - Изучение и анализ ФГОС
нормативноинфраструктуры и
ОВЗ совместно с родительской 2021-2022
правовая база
содержания
общественностью и
взаимодействия
образовательного
определение рамок
участников
процесса
обновления нормативнообразовательных
правовой документации по
отношений,
взаимодействию школы с
Взаимодействию
потребителями
школы и социума..
образовательных услуг.
Компетентность
- Разработка обновленных
всех потребителей
нормативно-правовых
2021-2022
образовательных
документов взаимодействия
услуг школы в
школы, потребителями
действующем
образовательных услуг и
законодательстве в
социума
области
- Всеобуч для родителей по
образования.
содержанию Федерального
2021-2022
Закона «Об образовании в
Российской Федерации» и
обновленной нормативноправовой базы школы в целях
обеспечения единых подходов
(организационная
деятельность педагогов,
родительской общественности
и руководства, использование
ресурсов школы, работа с
Интернет-ресурсами).
26
4.2. Приведение
инфраструктуры
школы в
соответствие с
требованиями
ФГОС ООО, ФГОС
СОО, ФГОС ОВЗ
- Анализ ресурсной базы
школы и выявление
потребностей в ее расширении
в соответствии требованиями
ФЗ № 273-ФЗ, СанПиНов и
ФГОС ООО(6 класс), ОВЗ
(информационноаналитическая деятельность
педагогов и руководства);
2021
- Анализ уровня комфортности 2021
и безопасности условий
организации образовательного
процесса и выявление
потенциальных возможностей
обновления (информационноаналитическая деятельность
специалистов служб,
руководства и привлеченных
специалистов, использование
ресурсов школы, работа с
Интернет-ресурсами);
- Совершенствование
2021-2025
материально-технической
базы школы в соответствии
требованиями ФЗ № 273-ФЗ,
СанПиНов и ФГОС общего
образования (организационная
работа руководства,
приобретение необходимого
оборудования):
-Пополнение учебных
кабинетов специальным
лабораторным, техническим
оборудованием,
необходимыми программами и
учебно-методическими
комплексами для реализации
ФГОС общего образования;
- Пополнение спортивной базы
школы;
2021-2025
-Пополнение базы
инклюзивного образования и
для обучения детей с ОВЗ;
- Комплектование школьной
библиотеки учебной, учебно27
Образовательная
среда,
соответствующая
требованиям
требованиями ФЗ
№ 273-ФЗ,
СанПиНов и ФГОС
.
Ресурсная база,
соответствующая
современному
содержанию
образования.
Работающие
механизмы
инвестиций в
образовательное
пространство
школы.
Созданные
комфортные и
безопасные
социально-бытовые
условия
образовательного
процесса.
методической, научнопопулярной литературой в
соответствии с новыми
образовательными
программами.
- Формирование научнометодической базы школы в
соответствии с современными
образовательными
программами.
2021-2025
- Обновление деятельности
службы безопасности и
охраны труда с учетом
современных нормативноправовых требований
- Совершенствование системы
питания учащихся и персонала
школы в соответствии с
требованиями СанПиНов,
- Благоустройство
пришкольной территории Обеспечение в школе всех
необходимых бытовых
условий в соответствии с
требованиями.
4.3. Активное
взаимодействие
школы с социумом
и образовательным
пространством
муниципалитета,
региона, страны для
оптимизации
условий реализации
ФГОС
- Реализация механизмов
взаимодействия школы и
партнеров социума по
обеспечению необходимых
условий, реализации
современных программ и
технологий образования и
социализации
- Презентационная работа
школы через сайт,
организацию дней открытых
дверей, участие в
мероприятиях
педагогического сообщества и
общественности, публикаций,
интервью в СМИ
- Распространение
эффективного
педагогического опыта работы
28
2021-2025
2021-2025
2021-2025
Материалы
взаимодействия
школы с
образовательными
учреждениями
муниципалитета,
региона, страны и
другими
партнерами
социума.
Материалы
презентации школы
в методических
изданиях, в СМИ и
др.
школы
7. Механизм реализации Программы
Изменения
1. В системе
управления
Мероприятия
Сроки
Ответственн
реализации
ые
- Обновить
До 1
нормативно-правовую
сентября
базу функционирования
2021 г.
образовательного
учреждения;
- Создать новую
В течение
организационную
2021 – 2022
структуру управления гг
школой;
- Подготовить
нормативно-правовое
обеспечение системы
социального
партнёрства.
Сентябрь
2021 г.
Промежуточный
результат
Администраци - Создана новая
я школы
нормативно-правовая база
функционирования
образовательного
учреждения;
Администраци - Создана новая
организационная
я школы
структура управления
школой;
Администраци - Подготовлено
я школы
нормативно-правовое
обеспечение системы
социального партнёрства.
2. В содержании - Изучить и
образования
скорректировать
учебные программы;
Июль, август Учителя- - Скорректированы
2021г.
предметники учебные программы
Директор
школы,
- Обеспечить педагогов В течение заместители
учебной нагрузкой в
августа 2021
директор
соответствии с нормой;
г.
Реализация
2021-2025
профильного обучения г.г.
в 10-11 классах
3. В системе
- Откорректировать
В течение
воспитательной программу воспитания июня 2021 г
работы
и социализации;
- Усовершенствовать
взаимодействие школы В течение
с организациями на
2021 – 2025
селе, работающими с
гг
детьми;
- Разработать пакет
документов по работе
детской организации;
Зам.
Директора по
ВР,
руководители
творческий
групп
- Корректировка
программы воспитания и
социализации
- Разработан план
совместной деятельности с
обучающимися,
организация досуга;
- Разработаны документы
В течение
Администраци по деятельности детских
20212025 гг
я школы организаций;
Зам.
- Разработать
29
программы внеурочной Июнь 2021г. Директора по
деятельности
ВР, педагогорганизатор
групп, учитель
физической
культуры
4. В системе
методической
работы
5. В работе с
родителями и
социумом
- Разработать –
Разработать план
поэтапного внедрения
инновационных
педагогических
технологий –
Разработать карту
профессионального
роста педагогов.
- Привлечь к работе
Совета школы
общественность;
До
Администраци - Разработан план
сентября2021 я школы внедрения педагогических
технологий
,
- Создана карта
профессионального роста
педагогов.
Сентябрь
2021 г.
До августа Администраци - Расширен состав Совета
2021 г.
я школы школы;
- Составить план работы Сентябрь Председатель
Совета школы;
2021 г.
Совета школы Составлен План работы
- Разработать план
Администраци Совета школы
взаимодействия с ОУ, В течение
я школы - Уставлена взаимосвязь со
2021
–
2022
находящимися вблизи
школами
гг
ОУ;
В течение
- Спланировать
сентября
совместную работу с
Администраци - Разработан план
правоохранительными 2021 г.
я школы совместных мероприятий с
органами, медицинской,
медицинской,
психологической
психологической и
службами;
милицейской службами;
2021
г-2025г.
- Привлечь к работе
родителей и
социальных партнёров
- Организована совместная
школы к реализации
Администраци работа с родителями и
Программы
я школы социальными партнёрами
по проведению досуга
школьников
30
8.Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы, показатели ее
эффективности
В системе управления:
- в школе будет действовать обновленная система управления, разработанная с учетом
современного законодательства и тенденций развития управленческой науки;
- нормативно-правовая и научно-методическая база школы будет соответствовать требованиям
ФГОС всех уровней и современным направлениям развития психолого-педагогической науки и
практики;
- система мониторинга станет неотъемлемой основой управления развитием школы;
- будет отмечаться рост привлеченных средств в соответствии с расширением образовательных
услуг и партнерских отношений школы.
В обновлении инфраструктуры:
- инфраструктура и организация образовательного процесса школы будет максимально
возможно соответствовать требованиям ФГОС , СанПиНов и другим нормативно-правовым
актам, регламентирующим организацию образовательного процесса;
- все учебные кабинеты будут максимально возможно оснащены в соответствии с требованиями
ФГОС ;
- не менее 100 % учебных кабинетов будет иметь доступ к локальной сети школы и к Интернетресурсам;
В совершенствовании профессионального мастерства педагогического коллектива:
- 100 % педагогов и руководителей школы пройдет повышение квалификации и (или)
профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе
ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям;
- не менее 50 % педагогов будет работать по инновационным образовательным технологиям;
- не менее 50 % педагогов будут иметь опыт предъявления собственного опыта на
профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях,
профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том
числе электронных и т.д.).
В организации образовательного процесса:- не менее 5-10 % школьников будет обучаться по
индивидуальным учебным планам и программам по выбору в соответствии с личностными
склонностями и интересами, в том числе с использованием дистанционных форм и ресурсов
образовательных сетей;
- 80 % школьников будет получать образование с использованием информационнокоммуникационных технологий;
- не менее 70 % школьников будет обучаться в системе внутришкольного дополнительного
образования;
- 100 % учащихся основной и старшей школы будет включено в исследовательскую и
проектную деятельность;
- в школе будет работать программа поддержки талантливых детей (по различным
направлениям интеллектуального, творческого, физического развития);
В расширении партнерских отношений:
- не менее 50 % родителей (законных представителей) будет включено в различные формы
активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в
общешкольных мероприятиях и т.д.);
- не менее 5-10 партнеров социума (учреждений, организаций, физических лиц) будет
участниками реализации общеобразовательных и дополнительных программ школы.
31
Система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ход реализации
Программы развития МАОУ СОШ № 2 на 2021 – 2026 годы
Важнейшие целевые
индикаторы и
показатели Программы
Единицы Текущее
Целевое
измерения значение
Значение
(%, баллы,
количество)
(по годам)
2021
2022
2023
2024
2025
Обновление системы управления школой в соответствии с тенденциями развития
управленческой науки, требованиями новых федеральных образовательных стандартов.
Полнота
реализации
основных
образовательных
программ
Реализация профильного
обучения
Сохранение контингента
обучающихся
при
переходе с одного на
другой
уровни
образования
Отсутствие обучающихся
9 классов, не получивших
аттестат об основном
общем образовании
Отсутствие выпускников
11
классов,
не
получивших аттестат о
среднем
общем
образовании;
Отсутствие предписаний
надзорных органов
Соответствие итогов
ОГЭ,
ЕГЭ
общеобразовательной
организации итогам по
региону в соответствии
с уровнем реализуемой
образовательной
программы:
%
100
100
100
100
100
%
100
100
100
100
100
%
100
100
100
100
100
%
100
100
100
100
100
%
100
100
100
100
100
количество
0
0
0
0
0
%
100
100
100
100
100
32
Доля обучающихся – %
участников и призеров
олимпиад и конкурсов на
региональном,
федеральном,
международном уровнях
Удовлетворенность
уровень
педагогов
образовательными
услугами
1
2
2
2
2
высокий
высокий
высокий высокий высокий
уровень
средний
средний
высокий высокий
высокий
уровень
средний
средний
высокий высокий
высокий
Комфортность
образовательной среды
%
100
100
Доля детей –инвалидов,
обучающихся с ОВЗ,
получающих общее
образование
%
Удовлетворенность
учащихся
образовательными
услугами
Удовлетворенность
родителей
образовательными
услугами
100
100
100
100
100
100
100
100
Оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников как
необходимое условие современных образовательных отношений.
Оптимальная
%
укомплектованность
кадрами
(Отсутствие
педагогических вакансий
(если предмет не ведется 3
месяца и более))
Соответствие
%
квалификации работников
занимаемым должностям
(Отсутствие
педагогических
работников, не прошедших
повышение квалификации
за предыдущие 5 лет)
Доля педагогов в возрасте %
до 30лет
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
41
7
7
7
7
33
Повышение квалификации %
100
100
100
100
100
административных
и
педагогических работников
Участие
педагогов
в %
10
20
30
30
30
различного
уровня
конкурсах, фестивалях
Обобщение опыта работы %
70
70
80
80
85
педагога
в
СМИ, в
печатных изданиях
Внедрение инновационных %
60
70
80
90
90
технологий
в
образовательный процесс
Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса в направлении
обеспечения оптимальных условий формирования духовно-нравственной, социально
адаптированной и профессионально ориентированной личности гражданина Российской
Федерации.
Доля обучающихся
вовлечённых в детские
творческие объединения
социальная активность
учащихся
участие подростков в
проектной деятельности
освоение обучающимися
социального
опыта,
основных
социальных
ролей, соответствующих
ведущей
деятельности
данного возраста, норм и
правил
общественного
поведения
%
уровень
%
50
60
средний
60
средний
60
70
70
высокий высокий
80
80
70
высокий
80
уровень
средний
средний
средний высокий
высокий
Создание здоровой и уровень
безопасной среды в школе
средний
средний
средний высокий
высокий
Повышение
психолого- уровень
педагогической
грамотности
родителей
учащихся школы.
средний
средний
средний высокий
высокий
При реализации Программы развития на 2021-2026 гг. «Приведение образовательного
пространства МАОУ СОШ № 2 возможно возникновение рисков (угроз), которые могут
снизить эффективность спланированных инновационных изменений. Чтобы исключить
подобные риски, настоящая Программа обозначает следующую систему мер по их
минимизации.
34
9.Система мер по минимизации рисков реализации Программы
Виды рисков
Пути минимизации рисков
Нормативно-правовые риски
- Неполнота отдельных нормативно- Регулярный анализ нормативно-правовой
правовых документов, не предусмотренных базы школы на предмет ее актуальности,
на момент разработки и начало внедрения
полноты, соответствия решаемым задачам.
Программы.
- Систематическая работа руководства школы
- Неоднозначность толкования отдельных
с педагогическим коллективом, родительской
статей ФЗ-273 и нормативно-правовых
общественностью и партнерами социума по
документов, регламентирующих
разъяснению содержания ФЗ-273 и
деятельность и ответственность субъектов
конкретных нормативно-правовых
образовательного процесса и школе в целом документов
Финансово-экономические риски
- Нестабильность и недостаточность
- Своевременное планирование бюджета
бюджетного финансирования;
школы по реализации программных
- Недостаток внебюджетных, спонсорских
мероприятий, внесение корректив с учетом
инвестиций и пожертвований в связи с
реализации новых направлений и программ, а
изменением финансово-экономического
также инфляционных процессов.
положения партнеров социума.
- Систематическая по работа по расширению
партнерства, по выявлению дополнительных
Организационно - управленческие риски
- Некомпетентное внедрения сторонних
- Разъяснительная работа руководства школы
структур (организаций, учреждений) и лиц
по законодательному разграничению
в процессы принятия управленческих
полномочий и ответственности, четкая
решений по обновлению образовательного
управленческая деятельность в рамках ФЗпространства школы в образовательный
273 (статьи 6-9, 28).
процесс.
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора)
- Недостаточность профессиональной
- Систематическая работа по обновлению
инициативы и компетентности у отдельных внутриучрежденческой системы повышения
педагогов по реализации углубленных
квалификации. Разработка и использование
программ и образовательных технологий.
эффективной системы мотивации включения
- Неготовность отдельных педагогов
педагогов в инновационные процессы.
выстраивать партнерские отношения с
- Психолого-педагогическое и методическое
другими субъектами образовательного
сопровождение педагогов с недостаточной
процесса, партнерами социума.
коммуникативной компетентностью
Ресурсно-технологические риски
- Неполнота ресурсной базы для реализации
новых направлений и отдельных программ
и мероприятий Программы;
- Прекращение плановых поставок
необходимого оборудования для
реализации программ реализации ФГОС
общего образования.
35
- Систематический анализ достаточности
ресурсной базы для реализации всех
компонентов Программы.
- Включение механизма дополнительных
закупок необходимого оборудования за счет
развития партнерских отношений.
Участие педагогов и всего образовательного
учреждения в международных, федеральных,
региональных проектах и в грантовой
деятельности для расширения возможностей
развития ресурсной базы.
Все эти предусмотренные мероприятия по осуществлению, сопровождению и текущей
коррекции Программы развития на 2021-2025 гг. являются определенной гарантией ее
успешной и полноценной реализации.
10.Информационно-аналитическое сопровождение Программы
Мониторинг процесса развития школы
Объекты
мониторинга
Критерии
Показатели
Обновление системы управления школой в соответствии с тенденциями развития
управленческой науки, требованиями новых федеральных образовательных стандартов.
Программа развития Удовлетворённость
ОУ
участников
образовательного
процесса
Выявление изменений внедрения в
деятельность школы программы развития.
Система управления Удовлетворённость
ОУ:
педагогического
коллектива
1. Управление ОУ
деятельностью
администрации по
развитию ОУ
2. Качество
образовательного
процесса
- Стиль управления (коллегиальность,
делегирование полномочий, система
стимулирования);
- Исследовательский подход в управлении.
Направленность управления на получение
устойчивых положительных результатов
педагогического труда;
- Качество взаимодействия с окружающей
средой;
Удовлетворённость детей - Ведение школьной документации.
и родителей
- Качество обновления образовательного
образовательным
процесса;
процессом
- Способы обновления образовательного
процесса (реализация образовательных
программ, диагностирование обучающихся,
учёт данных диагностики в построении
учебного процесса, право выбора
обучающимися темпа и форм учебнопознавательной деятельности, формирование
субъект-субъектных отношений).
36
3. Качество знаний
школьников
Качество знаний
обучающихся
- Наличие системы работы, направленной на
повышение качества обучения;
- Усвоение базисного компонента,
образовательного стандарта, формирование
УУД (универсальные учебные действия) по
образовательным областям;
- Умения применять УУД в творческой
ситуации;
- Сформированность общеучебных умений и
навыков;
Оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников
как необходимое условие современных образовательных отношений.
Педагоги:
Инновационный
потенциал
Готовность к
использованию
инновационных
технологий, к
профессиональному
росту
- Уровень психолого-педагогических,
теоретических знаний;
- Навыки исследовательской деятельности;
- Познавательная деятельность
Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса в направлении
обеспечения оптимальных условий формирования духовно-нравственной, социально
адаптированной и профессионально ориентированной личности гражданина Российской
Федерации.
37
Здоровье
обучающихся,
соблюдение
здорового образа
жизни
3. Творческая
деятельность
Состояние здоровья
- Наличие системы диагностики и
обучающихся по
отслеживание состояния здоровья
возрастам.
обучающихся;
Деятельность
- Результаты действия программы «Здоровье
педагогического
обучающихся»;
коллектива с учётом
- Деятельность педагогического коллектива с
состояния здоровья,
формированию здорового учётом состояния здоровья, формирование
здорового образа жизни;
образа жизни
- Режим;
- Организация питания;
- Состояние здоровья по возрастам.
- Наличие системы работы по вовлечению
Владение способами
обучающихся в творческую деятельность;
творческой деятельности. - Охват обучающихся творческой
Готовность к творчеству. деятельностью;
- Результаты творчества обучающихся.
Готовность к выбору
4. Жизненные планы профессии,
самоопределению,
продолжению
образования.
5. Нравственная
воспитанность
Социальная среда
- Уровень системы профориентационной
работы;
- Способы осуществления
профориентационной работы;
- Результативность ориентации обучающихся
на выбор жизненного пути, самоопределение
обучающихся.
Умение в любой
экстремальной ситуации - Культура чувств;
делать правильный
- Гражданская позиция;
нравственный выбор.
- Мотивы деятельности, общения;
- Дисциплинированность (отсутствие
правонарушения);
- Культура общения, этика.
Положительное
воздействие школы на
социальную среду.
Инициатива участия
школы в решении
социальных и
- Взаимодействие школы с окружающей
социальной средой.
38
культурных проблем.
11.Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Пути и условия достижения конечного результата
Ресурсный потенциал нашей школы складывается из следующих видов ресурсов: финансовых,
материальных, трудовых, информационных и технологических.
Финансовые ресурсы нашего учреждения образования складываются из бюджетных ассигнований,
спонсорских средств и частных пожертвований. К материальным ресурсам относятся здание школы,
сооружения, функциональные помещения, хозяйственные и учебные материалы. Трудовые ресурсы - это все
категории работников учреждения: педагогические, административно-управленческие работники,
специалисты, обслуживающий персонал. Информационные ресурсы включают в себя необходимую для
организации жизнедеятельности информацию, которая поступает из вышестоящих органов управления
образованием в виде законов, инструкций, положений, распоряжений, решений, приказов. Технологические
ресурсы школы: технические средства обучения (46 компьютеров, 12 мультимедийных проектора,
образовательные программы, методики работы с детьми, дидактические средства обучения, методические
рекомендации, методические указания, учебно-методические пособия. Школа обеспечена необходимым
комплектом учебной и методической литературы, осуществлено подключение к Интернету.
При разработке программы развития школы учтены две категории ресурсов – уже имеющиеся и те,
которые предстоит создать. Имеющиеся ресурсы – это наличный потенциал учреждения (образовательные
программы, способы организации образовательного процесса, квалификация педагогических кадров,
методическое обеспечение, финансовое обеспечение, материальная база, инфраструктурные связи
учреждения и т. п.).
Вторая группа – ресурсы, необходимые для реализации целей программы и сконструированные в
процессе разработки перспективной модели развития школы. В первую очередь это:
·
новые направления деятельности, образовательные программы;
·
новые приемы организации работы с детьми;
·
элементы психолого-педагогической поддержки, диагностики и коррекции;
·
научно-методическое обеспечение и повышение квалификации кадров;
·
оптимизация финансовой поддержки учреждения и обновление материально-технической базы.
Комплекс организационно-педагогических условий, необходимых для создания структуры управления
сложной социальной системы «Школа – социокультурный центр села», в функционирующем режиме
развития включает:
- диагностику организационной структуры методом проблемно-ориентированного анализа и оценку её
соответствия новым объекту и содержанию управленческой деятельностью;
определение конкретного места каждого субъекта (индивидуального и коллективного) в
организационной структуре в соответствии с новыми функциональными обязанностями и реальными
правами;
- оценку новой структуры и модели педагогическим и родительским коллективом;
- рефлексию нововведений и корректировку модели.
39