Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Резьба по дереву»
1. Планируемые результаты.
Личностными результатами освоения учащимися курса «Резьба по дереву»
являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области.
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
овладение установками, нормами и правилами научной организации
умственного и физического труда.
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности.
развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности.
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения курса «Резьба по дереву» являются:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой
деятельности.
определение адекватных имеющимся организационным и материальнотехническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на
основе заданных алгоритмов.
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного
из них.
проявление инновационного подхода к решению практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса.
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию изделий.
согласование и координация совместной познавательно-трудовой
деятельности с другими ее участниками.
объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности
в решение общих задач коллектива.
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в
обществе и коллективе требованиям и принципам.
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям.
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения
противоречий в выполняемых технологических процессах.
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической
культурой производства.
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения курса «Резьба по дереву» являются:
- знание классификации резьбы, её историю.
- эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для резьбы.
- способы обработки резного изделия.
- технологический процесс изготовления резьбового изделия и пути снижения
его себестоимости.
- правила безопасности труда.
- способы выявления потребностей общества в товарах и услугах.
- основные законы построения композиции.
- знакомство с творческими профессиями декоративно-прикладного характера
2. Содержание программы.
Выпиливание.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть
включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом
дидактического материала и приёмов работы. Программой предусматриваются
экскурсии в музеи, на выставки декоративно – прикладного искусства.
Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе
работы осваиваются приёмы выпиливания и выжигания. Это должны быть
небольшие по объёму работы, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в
работе является выполнение школьниками комплексных работ.
Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и
технического ритма, светотени, объёма, умение видеть и передавать красоту
окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего
цвета и текстуры. Учащиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок в
цвете, составлять узор в круге, квадрате, полосе, орнаменты симметричные и
нессиметричные, выполнение по народным мотивам.
Резьба по дереву.
На первом году обучения школьники осваивают наиболее простые виды работы по
дереву – контурную и геометрическую. Эти виды разных работ не требуют сложных
инструментов и редких материалов.
Создавая резные композиции, учащиеся осваивают профессиональные приёмы
обработки древесины, практически знакомятся физическими и декоративными
свойствами наиболее распространённых древесных пород, приобретают познания в
области претворения их в декоративные формы и образы.
Занятия контурной и геометрической резьбой, характерными для искусства
многих народов нашей страны, играют также существенную роль в патриотическом
воспитании учащихся, так как позволяют приобщить к художественным традициям
своего края, народов наше страны, так как воспитать у них чувство гордости за свой
талантливый народ.
Запас знаний и навыков, полученных школьниками в течение первого года
занятий, позволяет им на втором году обучения успешно справляться с более
сложным видом работ – рельефной резьбой.
По сравнению с первым годом обучения, когда задания в геометрической резьбе
сменяются относительно часто, что обусловлено учебно–психологическими и
методическими соображениями, на втором и третьих годах обучения предусмотрено
исполнение всех трёх заданий. Это объясняется значительно более трудоёмкой
техникой и технологией исполнения рельефной, плоскорельефной и полуобъёмной
резьбы, сложностью моделировки деталей, обработки фона, значительно более
ответственной работой над подготовительным рисунком, объёмом и значимостью
коллективного задания по оформлению конкретного интерьера, заточке и правке
инструмента
Токарная обработка древесины.
Беседам по теоретическим вопросам должно отводиться не более 15-20 минут на
каждом двухчасовом занятии. Рассказ учителя сопровождается показом образцов
токарных изделий, а также просмотром диафильмов, фотографий, анализом
изделий.
Практическая работа включает изучение токарного станка, заточку инструмента,
примеры работы измерительным инструментом, составление эскизов и чертежей
изделий, разработку творческой работы.
Особенное место на практических занятиях отводится работе на токарных станках
по выполнению изделия из материала. Обучение этой работе следует начинать с
изготовления изделия по образцам. Такие задания выполняются при точении
цилиндрических, криволинейных поверхностей и при внутреннем точении.
В процессе выполнения учебных заданий предусматривается сообщение сведений
по материаловедению, технологии точения древесины, о породах, об отделке
готовых изделий.
После выполнения учебного задания по каждому виду точения древесины
учащиеся составляют рисунки (чертежи) для выполнения индивидуальной и
коллективной работы, в которую надо вносить элементы выжигания, выпиливания,
резьбы.
На последнем этапе работы школьники выполняют задания на произвольную
тему. Выбор тематики, отбор эскизов изделий и их исполнение в материале должен
носить коллективный характер. Это будет способствовать развитию у школьников
чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело.
В процессе занятий руководитель должен уделять особое внимание вопросам
безопасности труда, соблюдения правил личной гигиены.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п
Тема
Количество
часов
Первый год обучения
1.
2.
3.
4.
5.
Вводное занятие.
Правила техники безопасности.
Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты)
Выпиливание по внутреннему контуру.
Комплексная работа по выпиливанию.
1
1
2
3
12
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Инструменты, приспособления для худ. обработки
древесины.
Основные свойства древесины.
Технология контурной резьбы.
Правила техники безопасности.
Выполнение задания по образцу. (на светлом фоне).
Контурная резьба по тонированному фону.
Технология и декоративные особенности геометрической
резьбы.
Выпиливание предмета с резной заставкой.
Проведение выставки.
Итого:
Второй год обучения
Вводное занятие.
Правила техники безопасности.
Устройство токарного станка по дереву.
Точение цилиндрических форм.
Коническое и фасонное точение.
Правила техники безопасности.
Рельефная резьба.
Подготовка к выставке.
Проведение выставки.
Итого:
3
4
3
12
12
4
12
1
70
1
2
6
16
20
2
20
2
1
70