Чтение-и-развите-речи-8-класс

Рабочая программа по предмету « Чтение и развитие речи»
8 класс (3 часа в неделю)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: 5-9 классы .:В 2 Сб./ Под ред. И.М. Бгажноковой. Автор учебника (Чтения): З.Ф Малышева
Обучение чтению носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета.
Цель изучения предмета: формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и
подготовки их к социально трудовой адаптации.
Главными задачами изучения предмета являются:
- формирование у обучающихся устойчивого желания читать доступную литературу, повышение интереса к книге;
- развитие способности к адекватному восприятию художественного произведения: непосредственный эмоциональный отклик,
обдумывающее восприятие, выражение собственного отношения к содержанию произведения;
- овладение учащимися умением самостоятельно ориентироваться в книгах для извлечения нужной для себя информации;
- коррекция недостатков речевого, умственного развития учащихся, расширение круга представлений об окружающей действительности;
- воспитание у учащихся эстетических, нравственных, этических качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
На изучение чтения и развития речи в 8 классе по учебному плану выделено 3 часа в неделю.
Из них:
- на изучение произведений- 92 часа
-развитие речи - 5 часов
-контрольные работы- 5 часов.
В рабочую программу в отличие от программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9
классы.: В 2. Сб./ Под ред. И.М. Бгажноковой, были внесены следующие изменения:
-расширен круг авторов произведений, в соответствии с учебником;

Программа предполагает следующие виды работы обучающихся:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
- выразительное чтение;
- чтение наизусть;
- чтение по ролям.
Актуальность программы:
Чтение в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. В данной программе
представлены разделы изучения курса чтения 8 класса. Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности
детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание тем учебного курса

№

Название
раздела

Количество Содержание темы
часов

Практическая Требования к ЗУН
часть
обучающихся
программы
к/р л/р э р.р
Знать об
изображении
человека как
важнейшей идейнонравственной
проблеме
литературы.

Формы контроля

I

Введение.

1час

Роль книги в жизни человека.

II

Устное
народное
творчество

8 часов

Русские народные сказки, былины,
баллады.

2

2

Знать
тексты
фронтальный опрос,
произведений;
оценка художественного
жанровые
произведения
особенности;
понимать значение
былин,
баллад,
сказок
в
жизни
народа.

III

Произведения
русских
писателей XIX
века

39 часов

Произведения А.С.Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, И.А.Крылова,
Н.А..Некрасова, Л.Н.Толстого,
И.Тургенев,А.П.Чехов

2

2

Знать сведения о Вопросы и задания,
писателях и поэтах.
Понимать
смысл, индивидуальный опрос.
тему,
идею

Тест, вопросы и задания

произведений.

IV

Произведения
русских
писателей 1 –
ой половины
20 века.

23 час

Произведения А.Г.Короленко,
М.Горького, С.Есенина, А.Платонова,
А.Толстого,Н.Заболоцкого

V

Произведения
русских
писателей 2 –
ой половины
20 века.

27 часов

Произведения К.Паустовского,
Р.Фраермана, Л.Кассиля,
А.Твардовского,В.Шкушина, В.А
стафьева, Р.Погодина, А.Суркова

VI

Повторение

3 часа

Знать сведения о Фронтальный и
писателях и поэтах. индивидуальный опрос,
Понимать
смысл, оценка ответов
тему,
идею
произведений.

2

2

1

Знать сведения о Фронтальный и
писателях и поэтах. индивидуальный опрос,
Понимать
смысл, оценка ответов
тему,
идею
произведений.
Знать
содержание Индивидуальный опрос
курса чтения за 8
класс

Календарно-тематическое планирование уроков чтения в 8 классе
по программе В.В.Воронковой и др. для специальный (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида .
№ урока
по
порядку

№ урока
по теме.

Содержание

Количество Дата
часов
по
плану
Введение.

1

1

Роль книги в жизни человека.

1
Устное народное творчество.

2
3
4
5
6
7
8
9

1
1
2
3
1
2
1
1

Сказка –ложь, да в ней намек…Виды сказок.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Чтение.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Сюжет сказки.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Характеристика героев.
Понятие о балладе. В.А.Жуковский «Перчатка»
И.З.Суриков «Нашла коса на камень»
Понятие о былине. «Добрыня и змей»
Письменный опрос по теме «Устное народное творчество»
Произведения русских писателей XIX века.

1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17

1
1
1
1
1
1
1
2

А.С.Пушкин. Слово о поэте. М.Я.Басина «Публичное испытание»
И.И.Пущин «Записки о Пушкине»
А.С.Пушкин «Памятник»,»Во глубине сибирских руд…»
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
А.С.Пушкин «И.И.Пущину», «19 октября 1827».
А.С.Пушкин «Няне», «На холмах Грузии…», «Сожженное письмо
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».Чтение.
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».Анализ

1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
по
факту

Примечания

18
19
20
21

1
1
1
1

22

1

23

2

24

3

25

4

26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
2
1

35

2

36
37
38
39
40

1
1
1
1
1

произведения.
Урок – игра по творчеству А.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»
М.Ю.Лермонтов «Родина», «Парус», «Сосна»
Урок выразительного чтения одного из стихотворений о Родине
М.Ю.Лермонтова
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова».
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича..».Чтение
произведения.
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…».Выявление
исторической основы. в произведении.
Р/Р.Сочинение по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя
Ивана Васильевича…»
И.А.Крылов. «Баснописец, каких не бывало»
И.А.Крылов «Волк на псарне», «Осел и Соловей»
И.А.Крылов «Муха и пчела»
Урок выразительного чтения одной их басен И.А.Крылова.
Н.А.Некрасов .Слово о писателе. «Размышления у парадного подъезда»
Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…»
Н.А.Некрасов «Мороз ,Красный нос» (Отрывок).Чтение произведения.
Н.А.Некрасов «Мороз ,Красный нос» (Отрывок).Тяжелая женская доля.
Н.А.Некрасов «Русские женщины» (Отрывок).Историческая основа
произведения.
Н.А.Некрасов «Русские женщины» (Отрывок). Сравнение и гипербола в
поэме.
Письменная контрольная работа по творчеству Н.А.Некрасова.
И.С.Никитин .Слово о поэте. Стихотворение «Русь».
И.С.Никитин «Утро на берегу озера»
И.С.Тургенев . Слово о писателе.
И.С.Тургенев «Муму» (В сокращении).Историческая эпоха в
произведении.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

41
42
43
44

2
3

45

5

46

1

47
48

2
1

49
50
51
52
53
54
55

1
1
2
1
1
2
3

56

4

57

5

58
59
60
61
62
63
64
65

6
1
2
1
1
1
1
1

4

И.С.Тургенев «Муму» (В сокращении).Главные герои произведения.
1
И.С.Тургенев «Муму» (В сокращении).Нравы при дворе барыни.
1
И.С.Тургенев «Муму» (В сокращении).Герасим и Муму.
1
И.С.Тургенев «Муму» (В сокращении). Причина трагической развязки
1
рассказа.
Р.р.Сочинение по повести И.С.Тургенева «Муму» по поставленным
1
вопросам.
Л.Н.Толстой .Слово о писателе. Рассказ «После бала».Историческая
1
основа рассказа.
Л.Н.Толстой «После бала».Духовный мир главного героя.
1
Контрольная работа по произведениям писателей 19 века.
1
Произведения русских писателей 1 – ой половины 20 века.
А.П.Чехов .Слово о писателе. Юмор в творчестве А.П.Чехова.
1
А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия».
1
А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия». Юмор в рассказе.
1
В.Г.Короленко. Слово о писателе.
1
В.Г.Короленко «Слепой музыкант».Чтение 1-2 главы.
1
В.Г.Короленко «Слепой музыкант». 3-4 главы. Мир главного героя.
1
В.Г.Короленко «Слепой музыкант». 5-6 главы.Роль музыки и дружбы в
1
жизни людей.
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 7-8 главы. Петр и Эвелина.Анализ
1
взаимоотношений героев.
В.Г.Короленко «Слепой музыкант». 9 глава и эпилог. Что значит найти
1
свое место в жизни?
Письменный опрос по рассказу В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
1
М.Горький. Слово о писателе. М.Горький «Макар Чудра»
1
М.Горький «Макар Чудра». Понятие о свободе и жертвенности.
1
1
С.А.Есенин Слово о поэте.
С.А.Есенин «Спит ковыль», «Пороша»
1
С.А.Есенин «Отговорила роща золотая»
1
Урок выразительного чтения по стихотворениям С.А.Есенина.
1
А.А.Платонов Слово о писателе.«Разноцветная бабочка»
1

66

2

67
68

1
2

69
70

1
2

71

1

72
73
74

1
2
1

75

2

76

3

77

4

78
79
80
81
82

5
1
2
3
1

83

2

84
85
86
87

3
1
2
3

А.А.Платонов Сказка «Разноцветная бабочка».Сравнение литературной и 1
народной сказок.
А.К.Толстой. Слово о писателе. «Русский характер»
1
А.К. Толстой. «Русский характер». Человеческая красота-высшее
1
качество русского народного характера.
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.Стихотворение «Некрасивая девочка»
1
Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка».Понятие о внешней и внутренней 1
красоте.
Контрольная работа по произведениям писателей 1-ой половины 20 века. 1
Произведения русских писателей 2-ой половины 20 века.
К.Г.Паустовский . Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма»
1
К.Г.Паустовский «Телеграмма». Понятие о «непоправимой вине»
1
Р.И.Фраерман. Слово о писателе. «Дикая собака динго, или повесть о
1
первой любви».Чтение и анализ 1-2 глав.
Р.И.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви».
1
Чтение 3 главы. Катя и Филька. Первые слезы.
Р.И.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви».Чтение 1
4 главы. Катя и Коля. Анализ взаимоотношений.
Р.И.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой
1
любви».Подготовка к написанию сочинения.
Сочинение по повести Р.И.Фраермана «Что значит истинная дружба?»
1
Л.А.Кассиль. Слово о писателе.Чтение рассказа «Пекины бутсы»
1
Л.А Кассиль «Пекины бутсы».Личностные качества Пеки.
1
Л.А Кассиль «Пекины бутсы». Смешное и грустное в рассказе.
1
А.Т.Твардовский . Слово о поэте. «Василий Теркин». Отрывок
1
«Гармонь»
А.Т.Твардовский «Василий Теркин».Отрывок «Кто стрелял», «В
1
наступлении»
Р\Р.Отзыв-мнение о личности литературного героя Василия Теркина.
1
В.М.Шукшин. Слово о писателе. .Рассказ «Гринька Малюгин»
1
В.М.Шукшин . «Гринька Малюгин».Оценка главного героя.
1
В.М.Шукшин. «Гринька Малюгин».Понятие о красоте человека.
1

88
89

1
1

90

2

91

3

92
93
94
95
96
97
98

1
1
2
3
4
1
2

99
100
101
102

1
1
1
1

В.П.Астафьев. Слово о писателе.
В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка» (глава из повести «Последний
поклон).Анализ жанра произведения.
В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка» (глава из повести «Последний
поклон).Роль музыки в жизни человека.
В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка» (глава из повести «Последний
поклон).Пересказ произведения.
Р.Погодин.Слово о писателе.
Р.Погодин «Алфред». Система героев.
Р.Погодин «Алфред».Личностные качества главного героя
Р.Погодин «Алфред». Отношение к труду.
Р.Погодин «Алфред».Понятие о трусости и предательстве.
А.А.Сурков.Слово о поэте. Стихотворение «Родина»
А.А.Сурков. Стихотворение «Родина». Душевные переживания
лирического героя.
Повторение
Итоговая обобщающая беседа по курсу чтения в 8 классе.
Итоговая контрольная работа по курсу чтения в 8 классе.
Анализ контрольной работы по курсу чтения в 8 классе.
Рекомендации для чтения на лето.
Итого: 102 часов, 3 часа в неделю.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.

Технические средства
1.Мультимедийная установка

2.Экран

Перечень учебно-методического обеспечения
Учебная медиатека
Учебные пособия
В.Я.Коровина.
Фонохрестоматия к учебнику
«Литература 8 кл».

Ф.Егоров .Русские писатели.
Библиографический справочник
в 2-х ч.(1 компл).

Иллюстрации к урокам:
Н.А.Некрасов «Железная
дорога», «Мороз -Красный нос»

Учебно-методическая
литература
Учебники:
1.«Чтение 8 класс. Учебник для
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений
VIII вида» Авт-сост. З.Ф.
Малышева «Просвещение»,
2010г.
Методические пособия:
1.Дудьев В.П. Практикум по
постановке голоса и
выразительности чтения:
Учебно-методическое пособие .
«ВЛАДОС», 2006.

3.Ноутбук

.Василий Теркин в иллюстрациях
О. Верейского

Государственный музей
А.С.Пушкина в Москве
Дом-музей М.Ю.Лермонтова в
Москве
Комплект портретов. Русские
писатели 20 века

2. Ильина С.Ю. Формирование
текстовой деятельности
учащихся 5-9 классов с
интеллектуальным
недоразвитием: Методическое
пособие для педагоговдефектологов и студентов
педагогических вузов. – СПб.:
КАРО, 2006.

Комплект портретов. Русские
писатели 18-19 века


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».