Письмо-и-развитие-речи-8-класс

Рабочая программа по предмету
«Письмо и развитие речи» 8 класс
(140 часов в неделю)
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса письма и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов . И.М Бгажноковой . федерального перечня учебников, допущенных Министерством
образования РФ для общеобразовательных классов; русский язык для 8 класса 8 вида автора – составителя Н.Г. Галунчиковой ая программа
курса письма и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений 8 вида.В. Якубовской и базисного учебного плана .

Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на
формирование личности.
В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык.
Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого
человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли
просто необходимо.
Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его штудирования по годам, учитывает
особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности
учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит
материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной
адаптации.
ЦЕЛЬ:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
ЗАДАЧИ:


Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);



Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание
высказываний в устной и письменной форме;
 Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 8 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин). В 8 классах
отведено 136 часов в год (4 часа в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом
плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися . Поэтому важен не только
дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи,
обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с
постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Распределение учебных часов и контрольных работ по четвертям осуществляется следующим образом:
8 класс
Четверть

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ

КОЛИЧЕСТВО
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I

33

2

II

30

2

III

40

2

IV

33

2

Год

136

9

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При
обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и
развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как
предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами
выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом
психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные,
комментированные,
зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы
перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида
работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 8 классах – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов
предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим
признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в
данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных
контрольных работ.

повседневных работ учащихся, текущих и итоговых

МЕТОДЫ УРОКА.
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная,урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются ТСО: видеофрагменты фильмов
(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)
Тематическое планирование русского в 8 классе

№ Тема
п/п
1.

Предложение. Текст

Кол-во
часов

Краткое содержание темы

Обязательный минимум

8

Простое и сложное предложения.
УДУ:
Подлежащее и сказуемое в простом и
• списывать текст целыми словами и
сложном предложениях. Простое
словосочетаниями;
предложение с однородными членами.
• писать под диктовку текст с
Сложное предложение с союзами и, а. но
изученными орфограммами (55—60 слов);
и без союзов.
• делить текст на предложения;

ЗУН

• выделять тему текста, участвовать в
обсуждении основной мысли;
• писать
небольшое
по
объёму
изложение и сочинение творческого
характера;
 строить простые распространённые
и
нераспространённые
предложения,
предложения с однородными членами,
сложные предложения;

Примечание

УДЗ :

2.

Состав слова

13

Однокоренные слова; подбор
однокоренных слов, относящихся к
различным частям речи, разбор их по
составу.

 главные и второстепенные члены
предложения;
 однородные члены предложения
УДУ:

 разбирать
слова по
составу,
образовывать слова с помощью приставок
и суффиксов;
 подбирать однокоренные слова,
Единообразное написание звонких и
образовывать слова с помощью приставок
глухих согласных, ударных и безударных
и суффиксов;
гласных в корнях слов.

УДЗ:
Образование
слов
с
помощью
 способы проверки написания гласных и
приставок и суффиксов.
согласных в корне слов;
 алфавит;
Сложные слова. Образование сложных
 наиболее
распространённые
правила
слов с соединительными гласными и без
проверки слов.
соединительных гласных.
3.

Имя существительное. 16

Грамматические категории. Склонение УДЗ:
имен существительных.
 названия частей речи, их значение,
использование в речи;
Правописание падежных окончаний
УДУ
существительных
единственного
и
множественного числа. Несклоняемые
• доказывать принадлежность слов к
существительные.
определенным частям речи, ориентируясь
на их значение и вопрос с помощью
Правописание
существительных
опорных таблиц;
единственного и множественного числа с
шипящей на конце.
Составление
рассказа
с
последовательным развитием действия
или события.

4.

Имя прилагательное.

13

Значение в речи.

УДЗ:

Дифференциация существительных и
 названия частей речи, их значение,
прилагательных.
Составление
использование в речи;
словосочетаний с прилагательными, УДУ
употребленными в переносном значении.
• доказывать принадлежность слов к
Сопоставление прямого и переносного
значения прилагательных.
определенным частям речи,
ориентируясь на их значение и
Согласование имени прилагательного с
вопрос с помощью опорных таблиц
именем существительным в роде, числе и
падеже.
Правописание
падежных
окончаний. Имена прилагательные на
- ий, -ья, -ье,
правописание.
5.

Местоимение

14

их

склонение

и

Лицо и число местоимений. Склонение
местоимений. Правописание личных
местоимений. Раздельное написание
предлогов с местоимениями.

УДЗ:
 названия частей речи, их значение,
использование в речи;
УДУ
• доказывать принадлежность слов к
определенным частям речи,
ориентируясь на их значение и
вопрос, с помощью опорных
таблиц

6.

Глагол. Текст

40

Значение в речи.

УДЗ:
 названия частей речи, их значение,
Дифференциация
глаголов,
использование в речи;
существительных
и УДУ:
прилагательных.
Времена
глаголов
(настоящее, прошедшее, будущее).
• доказывать принадлежность слов к
определенным частям речи,
Число глаголов.
ориентируясь на их значение и
Составление словосочетаний глаголов
вопрос ,с помощью опорных таблиц
с именами существительными
Значение глагола. Неопределенная форма

глагола на –ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам, по
лицам.
Различение окончаний глаголов
спряжения.

Предложение. Текст

27

I и II

Простое и сложное предложение.
Подлежащее и сказуемое в простом и
сложном предложении.

УДУ:

 писать небольшое по объёму
изложение и сочинение творческого
Простое предложение с однородными характера;
 оформлять все виды деловых
членами.
бумаг
 строить простые распространённые
Главные и второстепенные члены в
нераспространённые
предложения,
качестве однородных. Распространенные и
предложения
с
однородными
членами,
однородные
члены.
Бессоюзное
сложные предложения;
перечисление однородных членов, с
 использовать
в
устной
речи
одиночным союзом и, союзами а, но, сложноподчиненные предложения при
повторяющимся
союзом
и.
Знаки ответе на вопрос;
препинания при однородных членах.
УДЗ
 главные и второстепенные члены
Сложные предложения с союзами и, а, предложения;
но и без союзов.
Обращение.
обращении.
6.

Повторение.

5

Знаки

препинания при

Работа с деформированным текстом.

УДУ:

 связно
высказываться
устно,
письменно (по плану);
Деловое письмо: объявление (выбор УДЗ
профессии по объявлению), заявление (о
 названия частей речи, их значение,
использование в речи
Изложения.

приёме
на
работу),
телеграмма,
заполнение бланков по платежам за
коммунальные услуги.

Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 8 классе.
136 часов – 4 часа в неделю

№

№

п/п

п/п

1

Тема урока

деятельности

I

Предложение. Текст

1

Введение.

3-4

2

3-4

Кол- Цель
во
часов

Обязательный
минимум

Тип
урока

ЗУН

8 ч.

Знакомство с учебником; наблюдение 1
за текстом и предложением как
Предложение единицами речи
Текст

2

Содержание

Использование простых и сложных
предложений в структуре текста.

Формировать знания о Умение различать Вводный
предложении.
предложение слово
Учить составлять
предложения из слов,
текст из предложений

Простое и
Повторение вопросов подлежащего и 1
сложное
сказуемого
предложение.
Работа по карточкам - Практикум по
определению
главных
и
второстепенных членов предложения
Составление Деление текста на части Работа по
рассказа плану- наличие вступления, главной
описания
части, заключения

Формировать знания о Умение составлять Комбинир
предложении.
предложения
ованный

Сложные
Уточнить представления о речи как
предложения средстве общения людей
с союзами и

Формировать знания о
предложении.

2

Учить расставлять
умение находить
запятые в сложном
главные и
предложении,
второстепенные
составлять предложения члены предложения
из слов, текст из
предложений
Комбинир
ованный

Дата по
плану

Дата
факт.

без них.

5-7

5-7

Однородные Практикум по определению
члены
однородных членов предложения
предложения.
Отражение в тексте темы и идеи
Текст

Учить расставлять
запятые в сложном
предложении,
составлять предложения
из слов, текст из
предложений
3

Учить определять
дородные члены
предложения
интонацией
перечисления

Умение находить Сообщени
однородные члены е новых
предложения
знаний
Умение определять Комбинир
тему текста
ованный

Учить составлять текст
из предложений,
понимая смысл
8

9

8

Объяснительн Написание объяснительной записки
ая записка.
по образцу

1

II

Состав слова

13 ч.

1

Состав слова. Разбор слов по составу Памятки,
схемы, рабочая тетрадь «Состав
слова».

1

Учить составлять
деловые документы

Умение оформлять Закреплен
деловые бумаги
ие

Формировать понятия
«приставка», корень»,
«суффикс»,
«окончание».

Уметь выделять
части слова

Знать
понятие«состав
Учить разбирать слово слова»,
по составу
«приставка»,
«корень»,
«суффикс»,

Вводный

«окончание».
10-11 2-3

Однокоренные Подбор однокоренных слов
слова.
Схемы, памятки по разбору слова
по составу.

2

Тема текста. Работа с картинками – подбор словДеление на
существительных
предложения.

Учить подбирать
однокоренные слова

Уметь выделять
части слова

Учить соотносить
понятия ТЕМА и
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
текста

Знать
понятие«состав
слова»,
«приставка»,
«корень»,
«суффикс»,
«окончание».

Комбинир
ованный

Умение называть
предметы
12

4

Орфограммы в Схема «Орфограммы в корне и
корне слова. способы их проверки»;

1

Учить проверять
безударную гласную
ударением в
однокоренном слове

Уметь выделять
части слова

Умение применять Комбинир
на практике правила ованный
правописания
безударных
гласных.

Памятки по проверке орфограмм.

Комбинир
ованный

словарь: демократия,
демонстрация.
13

5

Орфографичес Примеры написания ударных и
кие задачи. безударных гласные
Описание
Работа над текстом- определение
предмета.
основной мысли

1

Учить находить
орфограммы в словах,
пользуясь памяткой

14

6

Гласные и
согласные в

1

Учить написанию
Умения
гласных и согласных в распознавать в

Рабочая тетрадь «Состав слова»,

Комбинир

15-16 7-8

17

18

9

10

приставках.

памятки.

Приставка и
предлог.
Составление
коротких
рассказов.

Задания на выделение приставки и
предлога

Сложные
слова.

Памятки, схемы, тетради «Состав
слова», словарь:аэродром,
типография, телеграф,
электростанция.

приставках

словах написание
гласных и
согласных.

2

Учить пользоваться
правилами , чтобы
различить
ПРИСТАВКАПРЕДЛОГ

1)уметь различать Комбинир
приставку и предлог ованный
2) уметь
образовывать при
помощи приставок
новые слова.

1

Формировать понятие
Сложные слова

Уметь находить
корни в сложных
словом путём
подбора
однокоренных слов

Работа с иллюстрацией. Рабочая
тетрадь «Состав слова», памятки,
таблицы

Закрепление. Работа с иллюстрацией Репродукция 1
Составление картины И. Шевандроновой «В
рассказа по сельской библиотеке».
картине.

Учить подбирать слова Уметь работать с
к заданной теме
иллюстрацией
Учить составлять
предложения, рассказ

Уметь составлять
рассказ

ованный

Сообщени
е новых
знаний
Комбинир
ованный
Закреплен
ие

19

11

Автобиографи Правила оформления деловых
я.
бумаг, образец, план
автобиографии.

1

Учить составлять
деловые документы

Умение составлять Закреплен
деловые бумаги
ие

20

12

Контрольная Тетради для контрольных работ.
работа по теме
«Состав

1

Учить применять на
практике изученное

Умение применять Контрольн
изученное на
ый
практике

слова».
21

13

Работа над
ошибками.

III

Части речи.

Карточки для индивидуальной
работы, памятки

Учить проверять слова,
в которых допущена
ошибка

1

Обобщени
е

16 ч.

Имя существительное
22-23 1-2

Части речи.

Дифференциация частей речи

Учить делить слова по 1)Знать части речи Вводный
признаку ЧАСТЬ РЕЧИ2) уметь
предмет, признак,
распознавать
действие
существительные,
отвечающие на
вопросы Кто? Что?

2

Названия предметов, действий,
признаков - существительные
Коллективное Коррекция и развитие логических
описание
операций мышления
предмета
(анализ, синтез, выделение
существенных признаков,
классификация, обобщение)

24-25 3-4

Имя
Знакомство с понятием
существительн «повествование»
ое. Текст –
названий
повествование Называние
действий, признаков
.
Таблица, памятки.

Таблица, словарь:
образование,
квалификация.
Памятки.
2

предметов,

Учить применять
разные по значению
существительные в
соответствующем
определённой теме
тексте

Умение различать
вопросы
существительного
от других частей
речи
Умение правильно
задать вопрос к

Сообщени
е новых
знаний

слову
26

5

Имя
Таблица. Памятки.
собственное.
Географическая карта.

1

Учить писать все
названия, имена с
большой буквы

Знать значение
понятия ИМЯ
СОБСТВЕННОЕ

Комбинир
ованный

Знать о написании
имён собственных
27

6

Правописание Памятки.Упражнения на закрепление 1
шипящей на правописания сущ-х
конце
существительн Упражнение на выбо буквы
ых.

Учить различать род
существительного

Умение определять Комбинир
род и число
ованный
существительного

28

7

Склонение
Таблица склонения, памятки,
имён
словарь: национальность,
существительн территория Понятие «Склонение»
ых в
единственном Заучивание падежных вопросов
числе.

Учить правилам
склонения
существительных

знать падежи имён Комбинир
существительных., ованный

1

уметь изменять
существительные
по падежам.;
умение различать
падежи по
вопросам.

29-30 8-9

Безударные
Работа с таблицей «окончания сущ-х» 2
падежные
Репродукция картины Б. Кустодиева
окончания
«Масленица»
существительн
ых в

Учить определять падеж умение различать Комбинир
существительного для падежи по вопросам ованный
правильного написания
знать правило
окончания
выбора окончания

единственном
числе.

существительного

Текст –
рассуждение.
31

10

Правописание Памятки.
1
падежных
Упражнение на изменение слов по
окончаний
падежам во множественном числе
имён
существительн
ых во
множественно
м числе.

Учить изменять
Умение склонять Комбинир
существительные
существительные во ованный
множественного числа мн.ч.
по падежам

32

11

Существитель Упражнения на закрепление
ные с
правописания сущ-х
шипящей на
Упражнение на выбор буквы
конце.

Учить различать род
существительного

Словарь:
экскаватор,
эскалатор,
элеватор.

33

12

Сочинение по Работа с текстом- Названия , имена в 1
данному
тексте
плану и
опорным
словам.

Учить использовать
слова-предметы в
сочинении

Умение составлять Контрольн
рассказ по данному ый
плану

Несклоняемые Работа по карточкам- изменение слов 1
имена
существительн Словарные слова, использование

Формировать понятие
НЕСКЛОНЯЕМЫЕ

34

13

1

Комбинир
ованный

Учить использовать
план при написании
сочинения
Умение определять Сообщени
род и число
е новых
существительного

ые.
Составление
рассказа

словарных слов в составлении
рассказа
с
последовательным
развитием действия или события

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Словарь: фойе,
знаний
кафе, пианино.
Учить запоминать
слова, которые не
Уметь составлять
склоняются
рассказ по опорным
словам

35

14

Закрепление Памятки
пройденного.

1

Формировать понятие
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ПРИЗНАКИ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГ
О

Знать
грамматические
признаки
существительного

36

15

Контрольная Тетради для контрольных работ.
работа за I
четверть.

1

Учить писать под
диктовку

Уметь применять на Контрольн
практике изученное ый

37

16

Работа над
ошибками.

1

Учить работать по
памяткам

Уметь подбирать
Повторите
однокоренные слова льнодля проверки слов обобщаю
щий

IV

Имя прилагательное

13ч.

1

Имя
Дифференциация частей речи
прилагательно
е как часть Слова-признаки – прилагательное
речи.
Упражнения на определение частей

1

38

речи Таблица, памятки, рабочая
тетрадь «Имя прилагательное».

Учить делить слова по Знать признаки
признаку ЧАСТЬ РЕЧИ- прилагательного
предмет, признак,
Галантерея,
действие
кулинария.

Закреплен
ие

Вводный

39

2

Согласование
прилагательны
х с
существительн
ыми.

1

Учить задавать вопрос Схемы, памятки
от существительного к
прилагательному

40

3

Родовые
Памятки безударных окончаний
окончания
имён прилагательных.Работа с
прилагательны текстом – определение рода
х.
прилагательного по
существительному

1

Учить определять род
прилагательных по
существительному,
(окончание при этом
определяется по
вопросу)

Составление рассказа

Комбинир
ованный

Умение определить Комбинир
род
ованный
прилагательного

Учить использовать
прилагательные в речи
41

4

Безударные
Географическая карта
1
окончания
прилагательны Упражнение на согласование
существительного и прилагательного
х.

Учить определять род
прилагательных по
существительному,
(окончание при этом
определяется по
вопросу)

Словарь:
экспедиция,
континент.

Комбинир
ованный

Учить использовать
прилагательные в речи
42

5

Прилагательн Памятки, иллюстрации животных
1
ые на -ий, Упражнения на запоминание
отличительных признаков написания
-ье.
окончаний -ий, -ье.

Учить определять род
прилагательных по
существительному,
(окончание при этом
определяется по

Уметь правильно Сообщени
выбирать окончание е новых
прилагательного
знаний

вопросу
прилагательного и
падежа)
43

6

44-45 7-8

Склонение
Памятки, иллюстрации животных
1
прилагательны Упражнения на запоминание
х на
отличительных признаков написания
окончаний -ья, -ьи.
-ья, -ьи.

Учить определять род
прилагательных по
существительному,
(окончание при этом
определяется по
вопросу
прилагательного и
падежа)

Закрепление Заучивание признаков
пройденного. прилагательного

Формировать понятие умение изменять
Закреплен
ГРАММАТИЧЕСКИЕ прилагательные по ие
ПРИЗНАКИ
родам и числам
ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Составление
текста.

2

Упражнения в самостоятельном
подборе прилагательных для
описания картины или рассказа по
ней

Уметь правильно Комбинир
выбирать окончание ованный
прилагательного

Учить использовать
прилагательные в речи умение подбирать
прилагательные к
картине

46

9

Коллективное Репродукция с картины Н. Рериха 1
сочинение на «Поход князя Игоря».Работа с
тему «Поход текстом- Названия , имена в тексте
князя Игоря».

Коррекция и развитие
связной письменной
речи через написание
сочинения

Умение подбирать Контрольн
прилагательные в ый
тексте

47

10

Работа над
ошибками.

Учить работать по
памяткам

Уметь применять на Повторите
практике изученное льнообобщаю

Памятки «Виды орфограмм»,
«Работа над ошибками»

1

щий
48

11

Контрольная Тетради для контрольных работ.
работа по
теме «Имя
прилагательно
е»

49-50 12-13 Работа над
ошибками

Памятки, таблицы, рабочая тетрадь
«Имя прилагательное»Работа с
текстом

1

Учить писать под
диктовку

2

Формировать понятие Умение изменять Закреплен
ГРАММАТИЧЕСКИЕ прилагательные по ие
ПРИЗНАКИ
родам и падежам
ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Повторение
пройденного Определение вида текста
по имени
прилагательно
му.

Уметь подбирать
Контрольн
однокоренные слова
ый
для проверки слов

Виды текстов.

51

V

Местоимение

14ч.

1

Личные
Таблица, памятки
местоимения
как часть
речи.
Заучивание 3-х лиц местоимений

1

Лицо и число Таблица, памятки
местоимений.

2

52-53 2-3

Упражнения по изменению

Формировать понятие
МЕСТОИМЕНИЕ

Знать личные
местоимения

Учить заменять
существительные,
имена местоимениями

Знать значение
личных
местоимений в речи

Учить изменять
Знать личные
местоимения по лицам местоимения
и числам

Вводный

Комбинир
ованный

местоимений по числам
54

4

Местоимения карточки для дифференцированной 1
3 лица
работы
единственного
числа.

Учить правильно
Знать личные
изменять местоимения 3 местоимения
лица по падежам

Комбинир
ованный

55

5

Склонение
Упражнения в правильном
1
местоимений употреблении местоимений в тексте
1 лица.
Памятки, таблица «Склонение
местоимений»,

Учить правильно
Знать личные
изменять местоимения 1 местоимения
лица по падежам
Уметь изменять
личные
местоимения

Комбинир
ованный

Учить правильно
Знать личные
изменять местоимения 2 местоимения
лица по падежам
Уметь изменять
личные
местоимения

Комбинир
ованный

карточки для дифференцированной
работы
56

6

Склонение
Упражнения в правильном
1
местоимений употреблении местоимений в тексте
2 лица.
Памятки, таблица «Склонение
местоимений»,
карточки для дифференцированной
работы

57

7

Склонение
Рассказ от 3 лица – устное
местоимений рассказывания
3 лица.
Запись под диктовку

1

Учить правильно
Знать личные
изменять местоимения 3 местоимения
лица по падежам
Уметь изменять
личные
местоимения

Комбинир
ованный

58

8

Написание
Памятки
местоимений

1

Учить раздельному
Знать личные
написанию предлогов с

Комбинир

59

9

с предлогами.

местоимениями

местоимения

Составление
текстоврассуждений Составление рассказа
о событиях в
классе

Учить использовать
местоимения в тексте,
заменяя ими
существительные

Уметь изменять
личные
местоимения

Учить самостоятельно
воспроизводить текст

Умение
воспроизводить
текст на слух

Изложение по Тетради для контрольных работ.
данному
плану и
опорным
словам.

1

ованный

Комбинир
ованный

умение выделять
предложение в
устной речи и
правильно
оформить его на
письме. умение
передавать
содержание текста с
опорой на вопросы.

60

10

Закрепление Упражнения в правильном
1
пройденного употреблении местоимений в тексте.
во II четверти. Словарь: регистратура, пациент,
бюллетень

Учить определять
Умение применить Закреплен
местоимения по
на практике
ие
вопросам, по значению изученное
предметности

61

11

Контрольная Тетради для контрольных работ.
работа за I
полугодие.

Учить писать под
диктовку

1

Умение применить Контрольн
на практике
ый
изученное

62

12

Работа над
ошибками.

Памятки работы над ошибками.

63

13

Заявление.

64

14

Обобщение

VI

Глагол

1

Глагол как
часть речи.

65

Виды текстов.

Учить работать по
памяткам

Умение применить Повторите
на практике
льноизученное
обобщаю
щий

Образец, тетради по деловому письму 1

Учить составлять
деловые документы

Умение составлять Закреплен
деловые бумаги
ие

Карточки для дифференцированной 1
работы

Учить работать
индивидуально

Умение применить Обобщаю
на практике
щий
изученное

1

40 ч.
Рабочая тетрадь «Глагол»

1

Дифференциация частей речи
Слова-признаки – прилагательное

Умение
конструировать
предложения.

Упражнения на определение частей
речи
66-67 2-3

Глагол.
Значение
глагола в
речи.

Глаголы

Опорные слова, памятки.
Дифференциация частей речи
Слова-признаки – прилагательное
Упражнения на определение частей
речи ,упр. 272 (с.190)

Учить делить слова по Знать части речи Вводный
признаку ЧАСТЬ РЕЧИУмение
отличать
предмет, признак,
вопросы глагола от
действие
других частей речи

2

Учить делить слова по Знать части речи Комбинир
признаку ЧАСТЬ РЕЧИованный
Умение
отличать
предмет, признак,
вопросы глагола от
действие
других частей речи

движения в
тексте
68

4

Неопределённ Упражнения на изменение глаголов в 1
ая форма
неопределённую форму. Таблица,
глагола.
схема,
физическая карта.

Формировать понятие
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ
ФОРМА ГЛАГОЛА

Знать вопросы
неопределённой
формы глагол

Сообщени
е новых
знаний

Учить ставить глаголы в
неопределённую форму

словарь: рентген, операция,
санаторий
69

5

Правописание Работа по карточкам
шипящих на
Иллюстрации, памятка.
конце слов

1

Учить определять часть Умение
Комбинир
речи слова
распознавать
ованный
глаголы по вопросу
и значению

70

6

Изменение
глаголов по
временам.

1

Формировать знания о Умение различать Комбинир
времени глагола
глаголы
ованный
настоящего,
Учить изменять глаголы прошедшего и
по временам , задавая будущего времён
нужные вопросы
Умение
конструировать
предложения, текст
по опорным словам

Составление
рассказа по
вопросам

Таблица, памятка.
Упражнения на изменение глаголов
по времени
Упр 261 с.184

71-72 7-8

Прошедшее Схема
2
время
глагола. Род и
число.
Упражнения на изменение глаголов
по числам и родам

Формировать знания о словарь:
Комбинир
времени глагола
секретарь, швея. ованный
Учить изменять глаголы Умение различать
по временам ,
глаголы ед.ч., мн.ч.
Умение
конструировать
предложения, текст
по опорным словам

Работа по карточкам

73-74 9-10

Не с
глаголами.

Знаки охраны природы, здоровья,
сюжетные карточки

2

Учит написанию НЕ с
глаголами

Знать правило НЕ с Сообщени
глаголом
е новых
знаний
Комбинир
ованный

75-76 11-12 Изменение
глагола по
лицам и
числам.

Таблица, памятки,

2

Упражнения на изменение глаголов
по лицам числам

Учить определять лицо Умение
глагола, используя
конструировать
местоимения
предложения, текст
по опорным словам

Работа по карточкам

77-78 13-14 Правописание Памятки, папка пословиц.
глаголов 2
Работа в рабочей тетради
лица
единственного Работа по карточкам
числа.

Формировать знания о Умение различать Комбинир
числе глагола
глаголы ед.ч., мн.ч. ованный

2

Учить написанию
Уметь изменять
глаголов 2 лица с
глаголы по лицам
мягким знаком на конце
Знать написание
слова
глаголов 2л. Ед.ч.
Учить использовать

Сообщени
е новых
знаний
Комбинир

Составление
рассказа

Составление рассказа-обращения

79

15

Изложение по Памятка по написанию изложения
данному
Работа над текстом – пересказ,
плану.
письменное изложение

80

16

Глаголы 3
лица.

глаголы в речи, при
составлении рассказа

Учить воспроизводить Умение оформлять Контрольн
текст
предложения в
ый
письменной речи.
Умение передавать
содержание текста с
опорой на вопросы.

1

Схема, карточки.

1

Памятки, папка пословиц.
Работа в рабочей тетради

ованный

Учить написанию –тся, - Уметь изменять
ться в глаголах 3 лица, глаголы по лицам
правильно задавая
Знать написание
вопрос
глаголов 3л. Ед.ч.

Комбинир
ованный

Учить написанию –тся, - Уметь задать
ться в глаголах 3 лица, вопросу к словуправильно задавая
глаголу
вопрос

Сообщени
е новых
знаний

Работа по карточкам
81-82 17-18 Различай
Опорная схема, пословицы.
2
глаголы на тся и -ться. Работа на дифференциацию вопросов
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ?

Уметь правильно
написать –тся, -ться
83

19

Закрепление Работа в рабочей тетради
пройденного.

1

Учить обобщать
изученное

Комбинир
ованный

Словарь: парашют Закреплен
ие

84

20

Контрольная Тетради для контрольных работ.
работа по теме
«Глагол».

1

Учить писать под
диктовку

85

21

Работа над
Тетради для контрольных работ.
ошибками.
Нахождение в
тексте
речевых
недочётов.

1

Учить находить и
Умение подбирать Комбинир
объяснять исправления проверочные слова ованный
в речевых недочётах

86

22

Изменения
глагола по
лицам и
числам.

1

Формировать знания о Умение различать Вводный
числе глагола
глаголы ед.ч., мн.ч. Комбинир
ованный
Учить определять лицо
глагола, используя
местоимения

2

Учить проверять
Умение применять Сообщени
личные окончания по изученное на
е новых
неопределённой форме практике
знаний
глагола
Комбинир

Таблица, памятки,
Упражнения на изменение глаголов
по лицам числам
Работа по карточкам Таблица,
памятки, карточки.

87-88 23-24 Проверка
безударных
личных
окончаний

Работа по карточкам Таблица,
памятки, карточки.
Словарь: промышленность.

Умение применять Контрольн
изученное на
ый
практике

глаголов.

ованный

89-90 25-26 II спряжение Памятка, таблица
глагола.
Упражнения на дифференциацию
глаголов
91

27

I спряжение
глагола.

Памятка, таблица

2

Учить, какие глаголы
относить к глаголам 2
спряжения

Знать признаки
глаголов II
спряжения

Комбинир
ованный

1

Учить, какие глаголы
относить к глаголам 1
спряжения

Знать признаки
глаголов I
спряжения

Комбинир
ованный

Упражнения на дифференциацию
глаголов

92

28

Упражнения Словарь: коловорот.
на различение
Работа по карточкам
I и II
спряжения
глаголов.

1

Учить различать
Уметь различать
глаголы 1и 2 спряжения глаголы 1 и 2
по окончанию в
спряжения
неопределённой форме

93

29

Изложение по Работа над текстом – пересказ,
плану и
письменное изложение
опорным
словам.

1

Учить воспроизводить
текст, пользуясь
планом, опорными
словами, вопросами.

2

Учить различать
Словарь:
глаголы 1и 2 спряжения капитализм.
по окончанию в
неопределённой форме Уметь различать
глаголы 1 и 2
спряжения

94-95 30-31 Определение Практикум по определению
спряжения
спряжения глаголов
глаголов.

Закреплен
ие

Умение оформлять Контрольн
предложения в
ый
письменной речи.
умение передавать
содержание текста с
опорой на вопросы.
Комбинир
ованный

96

32

Ответ на
открытое
письмо в
стенгазету.

Папка «Деловое письмо»

97

33

Способы
проверки
безударных
окончаний.

Таблица, памятки, рабочие тетради 1
«Глагол».

1

Учить составлять
деловые документы

Умение составлять Комбинир
деловые документы ованный

Учить различать
Уметь проверять
глаголы 1и 2 спряжения безударные
по окончанию в
окончания
неопределённой форме

Комбинир
ованный
Закреплен
ие

98

34

Закрепление Разрезные пословицы, карточки
пройденного.

1

Учить обобщать и
применять изученное

Умение применить Закреплен
на практике
ие
изученное

99

35

Сочинение по Иллюстрация на с. 200, план - с.
плану и
199.
опорным
словам.

1

Учить составлять
Умение оформлять Комбинир
предложения, текст по предложения в
ованный
данному плану
письменной речи.
Умение передавать
содержание текста с
опорой на вопросы.

100

36

Деловое
письмо.
Анкета.

Тетради по деловому письму, папка
«Деловое письмо»

1

Учить составлять
деловые документы

101

37

Повторение
пройденного

Карточки, рабочие тетради по теме 1
«Глагол».

Изложение

Пересказ отрывка из учебника Чтение

Уметь составлять Комбинир
деловые документы ованный

Учить передавать текст, Умение применить Комбинир
выделяя главное
на практике
ованный
изученное

небольшого
отрывка из
литературного
текста

Уметь
пересказывать

102

38

Контрольная Тетради для контрольных работ.
работа за III
четверть.

103

39

104

105106

Учить писать под
диктовку

Умение применить Контрольн
на практике
ый
изученное

Работа над
Памятки, рабочие тетради по теме 1
ошибками.
«Глагол».
Повторение
пройденного.

Учить работать по
памяткам

Умение подбирать Повторите
проверочные слова льнообобщаю
щий

40

Обобщение
пройденного
в III
четверти.

Учить работать с
картинкой- подобрать
слова, составить текст

Умение составлять Обобщаю
рассказ, используя щий
разные части речи

VIII

Предложение

1-2

Главные и
Схемы предложений различных
второстепенн конструкций
ые члены
предложения.

1

Индивидуальные карточки - картинки 1

27ч.
2

Структура
текста.
107108

3-4

Распространён Практикум по распространению
ные и
предложений. Составление

2

Учить находить главные Умение в
члены предложения
распознавании
главных членов
Учить составлять текст предложения.
по структуре (начало,
основная часть,
заключение)

Вводный

Учить распространять Уметь
предложения словами распространять

Комбинир
ованный

нераспростран распространённых и
ённые
нераспространённых предложений
предложения.
Деление текста на части
Части текста.

разных частей речи

предложения
разными словами
Умение
распознавать
распространённые
и
нераспространённы
е предложения

109110

5-6

Предложения Практикум по определению
с
однородных членов предложения
однородными
членами.

2

Учить распространять Умение в
Сообщени
предложения
распознавании
е новых
однородными членами однородных членов знаний
предложения.
Комбинир
ованный

111112

7-8

Знаки
Уточнить представления о речи как
препинания в средстве общения людей Карточки,
предложении схемы, словарь: гарнитур.
с
однородными
членами.

2

Учить отделять
Умение определять Комбинир
однородные члены
однородные члены ованный
запятыми, если не стоит предложения
союз И
Умение находить и
различать
однородные
подлежащие,сказуе
мые,второстепенны
е
члены
предложения

113

9

Изложение

1

Учить воспроизводить умение
конструировать

Тетради для контрольных работ

Контрольн

текст на слух
114

10

Работа над
ошибками.

Памятки «Виды орфограмм»

115

11

Обращение.
Место
обращения в Схемы предложений с обращением
предложении.

12-13 Знаки
Работа по карточкам
препинания
Идея текста
в
предложении
с
обращением.

ый

1

Учить исправлять
Умение применить Комбинир
орфограммы, используя на практике
ованный
памятки
изученное

1

Учить расставлять
Уметь выделять
запятые в предложениях обращения
при обращении
интонацией

Комбинир
ованный

Учить вести диалог –
общаться

Составление
диалога с
обращением
116117

предложения.

2

Формировать умение
ставить запятую до и
после обращения

Умение соблюдать Комбинир
интонацию при
ованный
обращении

1

Формировать понятие
ИНТОНАЦИОННАЯ
ОКРАСКА

Уметь различать на Комбинир
слух предложения ованный
по интонации

2

Учить находить
подлежащее и
сказуемое

Умение опознавать Комбинир
сложное
ованный
предложение

Текст
Интонационна Карточки, диалоги, слова для
я окраска
справок, словарь: бандероль,
предложения. квитанция.

118

14

119120

15-16 Сложные
Схемы предложений
предложения.
Работа над деформированным
текстом - расстановка знаков

препинания

Учить составлять
сложное предложение
по схеме из простых

Выделение главных членов
предложения
121122

17-18 Знаки
Схемы предложений, карточки.
препинания в
Работа над деформированным
сложном
предложении. текстом - расстановка знаков
препинания
Составление
текста на
основе
заглавия-темы
и плана

123124

2

Выделение главных членов
предложения Схемы сложных
предложений с союзами, союзными
словами и без них. Карточки для
индивидуальной работы, словарь:
клиент, почтамт.

Формировать умение
Умение опознавать Комбинир
ставить запятую, если сложное
ованный
предложен6ие сложное предложение
Умение
находить
грамматическую
основу

Выделение главных членов
предложения

19-20 Сложные
Отличительные особенности
предложения сложного предложения
с союзами и
без союзов. Работа над деформированным
текстом - расстановка знаков
препинания

Умение находить
грамматическую
основу

2

Формировать знания о Умение опознавать
предложении.
сложное
предложение
Учить расставлять
запятые в сложном
предложении,
составлять предложения
из слов, текст из
предложений

Сообщени
е новых
знаний
Комбинир
ованный

125126

21-22 Закрепление Сюжетные иллюстрации
пройденного.

127

23

Изложение

2

Тетради для контрольных работ,
1
репродукция картины «А. Невский»
- П.Д. Корина.

Учить индивидуальной Умение применить Закреплен
работе по карточкам
на практике
ие
изученное
Учить воспроизводить Умение
текст по плану
воспроизводить
текст на слух

Контрольн
ый

Умение выделять
предложение в
устной речи и
правильно
оформить его на
письме.
Умение передавать
содержание текста с
опорой на вопросы.
128

24

Работа над
ошибками.

129

25

130

26

Памятки «Виды орфограмм»

1

Учить исправлять
Умение применить Комбинир
орфограммы, используя на практике
ованный
памятки
изученное

Повторение Карточки для индивидуальной
пройденного работы.
по теме
«Предложение
».

1

Учить обобщать
изученное

Умение применить Повторите
на практике
льноизученное
обобщаю
щий

Контрольная Тетради для контрольных работ
работа по

1

Учить писать под

Умение применить Контрольн
на практике

теме
«Предложение
»
131

132

27

Работа над
ошибками.

IX

Повторение

1

Деловое
письмо:
Объявление.

Карточки для индивидуальной
работы

1

диктовку

изученное

ый

Учить применять
памятки при
определении
орфограммы

Умение применить Комбинир
на практике
ованный
изученное

Учить составлять
деловые документы

Умение составлять Комбинир
простые
ованный
предложения

5 ч.
Образцы объявлений, правила
оформления деловых бумаг

1

Умение выделять
главную мысль,
составлять план
133

2

Орфографичес Памятки, схемы
кие задачи.
Составление рассказа по
Текстиллюстрации
рассуждение

1

Учить вставлять
Умение применить Закреплен
орфограммы, подбирать на практике
ие
однокоренные слова
изученное
Умение рассуждать

134

3

Контрольная Листочки для контрольных работ
работа за год.

1

Учить писать под
диктовку

Умение применить Контрольн
на практике
ый
изученное
предложения

135

4

Работа над

1

Учить применять
памятки при

Умение применить Комбинир
на практике

Памятки «Виды орфограмм»

ошибками.

136

5

Весёлая
грамматика.
Итоги за год.

определении
орфограммы
Ребусы, кроссворды,
грамматические загадки.

1

изученное

ованный

Умение
распознавать
орфограммы

Обобщени
е

Учебно-методический комплекс.
Методический материал
Учебная программа

Учебники

Дидактический материал Дополнительная
литература

Программа специальной Учебник «Русский язык» Е.П.Плешакова
Русский Коррекционные
О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева.
(коррекционной)
6,8, 9-го класса для
язык.
Коррекционно- упражнения:
Чего на свете не бывает?
образовательной школы специальных
развивающие задания и
Москва, 1991 г.;
Работа
по
карточкам.
VIII вида В.В. Воронкова, (коррекционных)
упражнения,
Волгоград,
И.С.Гринченко.
Игра
в
М.Н. Перова, В.В. Экк,
образовательных
2009 г.;
Упражнение на развитие теории,
обучении,
допущенной
учреждений VIII вида Н. Г.
мелкой моторики рук:
Т.И.Томарова .Русский язык
воспитании
и
Министерством
Галунчиковой, Э. В.
зарисовки
силуэтов
в
конспекты
уроков,
коррекционной
работе,
образования Российской Якубовской- изд.
разном
направлении,
Волгоград, 2009 г.;
Москва, 2002 г.;
Федерации
«Просвещение», 2004штрихованными
2009г.г.
И.ВВеркеенко. Упражнения линиями»
О.Н.Крылова,
и проверочные задания по
русскому языку, Москва,Физ.минутки
2005 г.;.
Речевые разминки

Л.Ю.Самсонова. Поурочные
разработки по русскому
языку 4 класс, Москва, 2008
г.

Л.Жидкова, Л.Каменецкая.Игровые упражнения
Сборник
статей
для
Т.А.Ладыженская.
Детская
изложений
воУпражнения для обучения риторика
в
рассказах,
детей
приёмам стихах, рисунках
вспомогательной школе,
саморасслабления.
–
М.Е.Прокопенко.
Русский «штанга»,
«игра
сНаглядное пособие «Лето в
язык. Чтение. Речевые песком»,
«Кулачки», картинках»
разминки.
Зрительные «Кораблик» и др.
Наглядное пособие «Осень в
диктанты.
Игровые
для картинках»
упражнения.
Волгогрвд,Упражнения
успокоения детей «Найди

2009 г.;

и промолчи», «Холодно –Грамматика
в
картинка
Горячо ;Право-лево» - «Антонимы»,
«Говори
ориентировка
в правильно»
пространстве,
«Найди
Демонстрационныц материал
рифму» и др.
«Наши эмоции и чувства»,
Психологические тренинги «Подбери слова к рассказу»
Наглядные
рисунки,
плакаты,.

пособия.
игрушки,


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».