РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 класс
Рабочая программа по «Обществознанию » составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ.
2. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 кл.; под редакцией В. В. Воронковой. М.:
Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2011г. сб. 1.
4. Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Курс «Обществознание» представляет собой один из рекомендованных вариантов реализации новой структуры дисциплин
социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические,
социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового
возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания
самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и
обязанностей. Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта.
Цель программы:
создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу
для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться
своими правами.
Задачи:
создание условий для социализации личности;
формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов
деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и
самообразования;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей,
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии
индивидуального обучения и другие.
Формы контроля :
- пересказ;
- работа с раздаточным материалом.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- аспект передачи восприятия учебной информации – словесные, наглядные, практические.
- логические аспекты – индуктивные и дедуктивные.
Методы контроля и самоконтроля:
-устный контроль и самоконтроль;
-письменный контроль и самоконтроль;
-лабораторно-практический контроль и самоконтроль;
Словесные методы обучения:
-рассказ учителя
-объяснение
-беседа
-работа с книгой
Наглядные методы обучения:
-самостоятельные наблюдения
-метод иллюстраций
-метод демонстраций
Практические методы обучения:
-упражнения
-учебно-производительный труд
2
Формы организации учебной деятельности: урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Для реализации данной программы используется адаптированные тексты учебника «Ведение в обществознание», «Обществознание»
под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации?
Какие существуют основные конституционные права и обязанности Граждан Российской Федерации?
Учащиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти
3
Критерии оценки знаний и умений
Оценка « 5»
- Обнаруживает понимание материала
- Самостоятельно формулирует ответы
- Умеет привести примеры
Допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка « 4»
- Обнаруживает понимание материала
- Самостоятельно формулирует ответы
- Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки).
- Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка « 3»
- Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.
- Излагает материал недостаточно полно и последовательно.
- Допускает ряд ошибок в речи.
- Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.
- Нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка « 2»
- Обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала.
- Допускает ошибки в формулировке ответа, искажающего его смысл.
- Делает грубые ошибки.
- Не использует помощь учителя.
4
Содержание курса
Раздел I. Предполагает общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает
самые общие представления о праве и государстве.
Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать
сухой непедагогической подачи материала. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что
ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность.
Раздел II. Знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве
как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса.
Раздел III. Посвящена основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим
потребностям учащегося коррекционной школы.
Раздел IV. В тематику раздела отдельно вносятся основы уголовного права и формирование у школьников с ограниченными
возможностями интеллекта правового самосознания. Правосудие в стране. Защита граждан.
5
Учебно –методическое и материально технические обеспечение учебного процесса
Обязательная литература:
1. Используются адаптированные тексты: учебник «Обществознание» 6,7,8,9 класс
2008 года, учебного пособия для 10-11 классов. М. Просвещение, 2001 Боголюбов
Л.Н. Человек и общество. «Ведение в обществознание» под редакцией
Л.Н.Боголюбова
Дополнительная литература:
2. Матвеев А.И.. Введение в обществознание. М. Просвещение, 1996
3. Никитин А.Ф. Основы обществознания. Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений. М. Дрофа, 2004
4. Соколов. Я В. Прутченков А.С. Граждановедение. М., 2001
5. Конституция РФ. М. Юридическая литература Администрации Президента РФ, 1994
6
Календарно-тематическое планирование
Обществознание 8 класс
№
Тема
Повторение
Практические,
работы, экскурсии
Словарь
Наглядность
Оборудование
ТСО
Контрольные и
диагностические
материалы
8 класс
Введение – 2 ч
1
2
3
Обществоведение –
наука, изучающая
правила, по которым
существует общество.
Гражданин.
Гражданская позиция.
Государство, право,
мораль – 14 ч
Государство – 4 ч
Функции государства.
Обществоведение
, общество,
личность
гражданство
Причины
возникновения
Киевской Руси,
Московского
государства
Государство,
власть
Составление
опорной таблицы:
«Функции
государства»
7
Изображения
символики РФ
Фронтальный
опрос
Таблица
«Функции
государства»
Определение
уровня знаний по
вопросу в
процессе беседы
4
Формы правления:
монархия,
республика.
5
Правовое
государство.
Основные признаки и
принципы правового
государства.
6
Политические партии.
Право – 5 ч
7
Роль права в жизни
человека, общества,
государства.
8
Право и закон.
Отрасли права.
Как назывались
правители Руси в
период с IX до н.
XX в.? Какие
государственные
вопросы они
решали
Что такое
гражданство и в
чем оно
выражается?
Форма
правления,
монархия,
республика,
демократия
Составление
сравнительной
таблицы: «Формы
правления»
Иллюстрация
«Новгородское
вече», таблица:
«Формы
правления»,
перфокарты
опрос
Гражданское
общество,
правовое
государство,
закон
Написание
краткого конспекта
Индивидуальная
работа по
карточкам по
вопросу:
«Государство»
Представители
каких партий
входят в состав
Государственной
думы РФ?
Политическая
партия,
многопартийност
ь
Конституция
РФ, подборка
Федеральных
законов: ТК РФ,
УК РФ, ГК РФ,
ГПК РФ,
Семейный
кодекс
Портреты
лидеров партий,
партийная
символика
Чем обусловлено
поведение
людей, можно ли
влиять на
поведение?
Что такое право
и каковы его
признаки?
Правило
поведения,
обычай, норма
права
Составление
опорной схемы:
«Структура
правовой нормы»
УК РФ, ГК РФ
Определение
уровня знаний по
вопросу в
процессе беседы
Отрасль права
Составление
опорной схемы
«Отрасли права»
Схема «Отрасли
права»
Индивидуальный
опрос. Цель:
определить
сформированность
умений давать
связные ответы по
опоре
8
Фронтальный
опрос
9
10
11
Правовая
ответственность
(административная и
уголовная).
Правонарушение.
Преступление, как
вид правонарушения.
Признаки
преступления.
Наказание.
Презумпция
невиновности.
Мораль – 4 ч
12
Нормы морали.
Функции морали в
жизни человека и
общества.
13
Моральная
Какая отрасль
права
устанавливает
преступность
поступков
человека, а какая
регулирует
отношения
между органами
власти и
гражданами?
За какие
поступки
наступает
уголовная
ответственность?
Уголовная
ответственность,
административна
я ответственность
Правонарушение,
преступление,
Уголовный
кодекс РФ
Что такое
преступление?
Презумпция
невиновности
Беседа с
учащимися о
добре, зле,
справедливости,
о том, какие
поступки они
одобряют и какие
осуждают.
Какие поступки
Моральные
нормы, нравы,
этика
Составление
сравнительной
таблицы:
«Правовая
ответственность».
Таблица:
«Правовая
ответственность
», УК РФ, КоАП
РФ
Определение
умений давать
оценку ситуации
Составление
опорной схемы:
«Состав
преступления»
Опорная схема:
«Состав
преступления»
Фронтальный
опрос
Изучение
положений УК РФ
об уголовной
ответственности
несовершеннолетн
их
Конституция
РФ, УК РФ
Индивидуальный
письменный опрос
по вопросу
«назначение
наказания»
Анализ
проблемных
ситуаций
Определение
уровня знаний по
вопросу в
процессе беседы
Аморальный
Анализ рассказа (на
9
Определение
ответственность.
считают
аморальными?
14
Мораль нравственная основа
права.
Основные
сведения о
моральных
нормах
15
Правовая культура.
16
Урок обобщающего
повторения по теме:
«Государство, право,
мораль»
Конституция Российской Федерации – 16 ч
17
Конституция РФ Когда в России
Основной Закон
отмечается День
государства.
Конституции и
каково значение
этого праздника?
Основы конституционного строя – 4 ч.
18
Статус Российской
Какие области,
Федерации. Состав
края, республики
Российской
находятся на
Федерации.
территории
России? (работа с
атласом)
19
Флаг, герб, гимн РФ.
Что является
символом
государства?
поступок
усмотрение
учителя) с целью
оценки поступков
главных героев
Составление
сравнительной
таблицы «Нормы
морали и нормы
права»
Написание
краткого конспекта
Правовая
культура
уровня
сформированности
оценочных
суждений
Сравнительная
таблица «Нормы
морали и нормы
права»
Карточки для
индивидуальной
работы
Уплотненный
опрос, тест по
теме:
«Государство,
право, мораль»
Конституция,
референдум
Изучение
структуры
(оглавления)
Конституции РФ
Конституция РФ
Определение
уровня знаний по
вопросу в
процессе беседы
Статус,
федерация,
суверенитет
Работа с текстом
Конституции РФ
(ст.ст.1, 5, 65)
Атласы,
настенная карта
Фронтальный
опрос
Изображения
символики РФ,
музыкальная
запись гимна
Определение
уровня знаний по
вопросу в
процессе беседы
Герб, флаг
(знамя), гимн
10
20
21
22
23
Основные
обязанности
Российской
Федерации.
Конституция и
федеральные законы.
В каком
документе
говорится об
обязанностях
нашего
государства по
отношению к
гражданам?
Для чего
существуют
законы?
Система
государственной
власти в РФ – 5 ч
Законодательная
власть РФ.
Исполнительная
власть РФ. Институт
президентства.
Кем и каким
образом
принимаются
Работа с текстом
Конституции РФ
(ст.ст.2,7)
РФ, слова текста
гимна
Конституция РФ
Написание
краткого конспекта
Федеральные
законы
Федеральное
собрание, Совет
Федерации,
Государственная
Дума
Поэтапное
составление
опорной схемы:
«Государственное
устройство РФ»
Президент,
Правительство,
Министерство
Поэтапное
составление
опорной схемы:
11
Конституция
РФ, подборка
Федеральных
законов: ТК РФ,
УК РФ, ГК РФ,
ГПК РФ,
Семейный
кодекс
Уплотненный
опрос
Схема:
«Государственно
е устройство
РФ»,
видеоматериалы
Индивидуальный
опрос по опорной
схеме. Цель:
определить
сформированность
умений давать
связные ответы по
опоре
Схема:
Индивидуальный
«Государственно опрос по опорной
е устройство
законы в нашей
стране?
По каким
причинам
граждане
обращаются в
суд? Какие суды,
расположены в
городе
Ярославле?
25
Органы власти
Как называется
субъектов РФ.
область, в
которой мы
проживаем,
какие области
находятся
рядом? (работа с
атласом)
26
Органы местного
В каких случаях
самоуправления.
граждане
обращаются в
администрацию
района?
Избирательная
Принимают ли
27
система в РФ.
участие в
выборах ваши
родители? Как
выглядят
избирательные
участки?
Правоохранительные органы в РФ – 2 ч
24
Судебная власть РФ.
«Государственное
устройство РФ»
Правосудие,
судебная
система,
Конституционны
й Суд,
Верховный Суд
Поэтапное
составление
опорной схемы:
«Государственное
устройство РФ»
Губернатор,
законодательный
орган власти
Составление
опорной схемы
«Система органов
власти
Ярославской
области»
РФ», портрет
президента РФ,
видеоматериалы
Схема:
«Государственно
е устройство
РФ»,
видеоматериалы
схеме
Портрет
губернатора
Фронтальный
письменный опрос
по карточкам
Мэр, мэрия,
территориальная
администрация
Избирательная
система,
избирательный
участок,
референдум,
бюллетень
Фронтальный
опрос
Решение
кроссворда
12
Индивидуальный
опрос по опорной
схеме
Агитационные
листы,
видеоматериалы
28
Структура и функции
Органов внутренних
дел.
29
Прокуратура РФ.
Функции.
В каких случаях
граждане
обращаются в
милицию?
Гражданство Российской Федерации – 2 ч
30
Способы принятия
В чем
гражданства.
выражается
гражданство,
какими правами
обладает
гражданин?
31
Паспорт гражданина
В каком возрасте
РФ.
гражданин
получает
паспорт, какие
сведения
содержатся в
этом документе?
32
Органы
внутренних дел,
следственные
органы
Поэтапное
составление
опорной схемы:
«Правоохранительн
ые органы»
Поэтапное
составление
опорной схемы:
«Правоохранительн
ые органы»
Опорная схема:
«Правоохраните
льные органы»,
фотодокументы
Индивидуальный
письменный опрос
Опорная схема:
«Правоохраните
льные органы»,
ФЗ «О
прокуратуре
РФ»
Уплотненный
опрос
Гражданин,
гражданство
Работа с текстом
Конституции РФ
(ст.6,61), ФЗ «О
гражданстве»
Конституция
РФ, ФЗ «О
гражданстве»
Индивидуальный
опрос с вызовом к
доске
Паспорт
Изучение
извлечений из
Положения о
паспорте
гражданина РФ;
заполнение бланка
заявления на
получение
паспорта
Экскурсия в
Паспортный
стол района
Отслеживание
уровня
сформированности
умений учащихся
работать с
бланками
документов
Карточки
индивидуальной
работы
Уплотненный
опрос. Тест по
теме:
«Конституция
Российской
Федерации»
Прокуратура
Урок обобщающего
повторения по теме:
«Конституция
Российской
Федерации»
13
3335
Повторение (выбор
вопросов на
усмотрение учителя)
Отслеживание
уровня
сформированности
практических
навыков:
составления
деловых бумаг,
работа с текстом
документа,
использование
опорной схемы,
таблицы,
конспекта
14
15