РП_речевая-практика-2-класс

Рабочая программа учебного предмета Речевая практика 2 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее –
БУД) реализуется во 2 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и
предметным результатам освоения АООП и служит основой для разработки программ учебных
дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению
и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с
умственной отсталостью.
Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании
школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает
одно из направлений его подготовки и самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными
видами профильного труда.
Задачами формирования и развития БУД являются:
 формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
 овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный
компонент учебной деятельности;
 развитие умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую
деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организованную
помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:
 определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и
своеобразие учебной деятельности обучающихся;
 определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
На уроках «Речевой практики» формируются следующие БУД:
Личностные базовые
учебные действия
(далее по тексту – ЛУД)

 осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы;
 способность к осмыслению социального окружения и социальной
роли ученика;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий;
 самостоятельность в выполнении поручений;
 стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые
учебные действия
(далее по тексту – РУД)

 самостоятельно организовывать своё рабочее место;
 элементарным умениям самостоятельного выполнения работ;
 элементарной самооценке результатов своей деятельности;
 воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей.

Познавательные базовые
учебные действия
(далее по тексту – ПУД)

 ориентироваться в учебнике;
 отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную
информацию в учебнике;
 выполнять действия анализа, сравнения, классификации,
обобщения на основе наглядно-образного мышления;
 делать элементарные выводы под руководством учителя;
 использовать повторение при запоминании.

Коммуникативные базовые
учебные действия
(далее по тексту – КУД)






высказывать свое мнение при обсуждении задания.
работать индивидуально, в паре;
участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других;
читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

В процессе необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности
проводимой в этом направлении работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как
итоговые на момент завершения общего образования.
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по
отдельным предметам не является препятствием к продолжению обучения по данному варианту
программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня по всем или
большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии
и с согласием родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести
обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной
программы.
Минимальный уровень


выполнение

Достаточный уровень

различных заданий по



выполнение

различных

заданий

по

словесной инструкции учителя;

словесной инструкции учителя;



участие в ролевых играх;





правильное выражение своих просьб,

менять темп и тон речи по указанию учителя и в

употребление «вежливых» слов;


здороваться

и

прощаться,

зависимости от ситуации;
используя

соответствующие выражения;


называть домашний адрес,

использование громкой и шепотной речи,

имена и



участие в ролевых играх;



правильное

выражение

своих

просьб,

употребление «вежливых» слов;

отчества учителей и воспитателей, ближайших



родственников;

соответствующие выражения;


здороваться
называть

и

прощаться,

домашний

адрес,

используя
имена

и

отчества учителей и воспитателей, ближайших
родственников;


пересказывать их содержание, опираясь на

картинно – символический план.

Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения
обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
АООП определяет личностные результаты овладения учебным предметом:

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

осознание языка как основного средства человеческого общения;

понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной
культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.


Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы
Во время обучения во втором классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать
работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально
важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На
этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и
непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей
самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного
подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку
они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным
опытом.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы
призвана решать следующие задачи:
 закреплять основные направления и цели оценочной деятельности;
 описывать объект описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и
состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
 ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и формирование базовых учебных действий;
 обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
 предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности общеобразовательной организации;
 позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их жизненной компетенции.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающихся в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые в результате составляют основу
результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с умственной отсталостью
содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способности их применять в практической деятельности. Отметочная
система оценивания предметных результатов вводится со 2 класса.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя,
словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных
на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей.
Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование
правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения.
Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии,
обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по
фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные)
обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные
обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений
(дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной
открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня
зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на
приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости
от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».
Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные
разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы
«здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования
этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До
завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те»,
«Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их
развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с
разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …».
Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др.
Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как
красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре.
Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение
просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно
попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики
адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене.
Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким
людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …,
пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за
поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение
просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как
мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная
реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование
форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка
при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки,
утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!»,
«Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой
студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной
ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) 100
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых
умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за
порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы
речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов
учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его
вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема
Добро пожаловать.
Истории о лете.
Сказка "Три поросенка"
Расскажи мне о школе.
Алло! Алло!
С днем рождения!
Дежурство.
У меня есть щенок.
Сказка "Красная Шапочка".
Я записался в кружок.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Раздел программы
Тема урока

Школьная жизнь (6 часов)
1
Добро пожаловать!
2
У нас новая ученица (ученик)
3
Кто нас лечит и кормит
4
Правила для школьника.
5
Дежурим с другом (подругой)
6
«Ура! Перемена!»
Истории о лете (2 часа)
7
Истории о лете
8
Я расскажу вам, где отдыхал
Игры и игрушки (5 часа)
9
Игрушки
10
Моя любимая игрушка
11
Магазин игрушек
12
Уложим куклу спать
13
Мы уже не малыши
Играем в сказку (2 часов)
14
Знакомство со сказкой «Три поросенка»
15
Инсценировка сказки «Три поросенка»
Я дома (4 часа)
17
В воскресенье все дома
18
Расскажи о себе
19
Я звоню себе домой
20
Я звоню в экстренные службы
Мои товарищи в школе (4 часа)
21
Играем вместе
22
Не надо больше ссориться
23
Наш товарищ заболел
24
Дружат в нашем классе девочки и мальчики
Я за порогом дома (3 часа)
25
Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе)
26
Мы не знаем, как пройти, Как быть?
27
Где я живу
С днем рождения (5 часов)
28
Мы в гостях на день рождении
29
У меня день рождения!
30
Поведение за столом
31
У меня есть щенок!
Играем в сказку (2 часа)
32
Знакомство со сказкой «Красная Шапочка»
33
Инсценировка сказки «Красная Шапочка»
Лето (1 час)
34
Здравствуй, лето!
35
Повторение

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
Итого 35 часов

Дата


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».