Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура», 2 класс
1. Планируемые результаты
По окончании изучения курса «Физическая культура» в 2 классе должны быть
достигнуты определённые результаты.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы;
- развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Уметь не создавать
конфликтов и находить выходы из спорной ситуации.
- формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых
и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и
значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу
тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных изменяющихся, вариативных условиях.
Минимальный уровень: представления о физической культуре как средстве укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовке человека;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их
применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых
команд; представления о двигательных действиях;
знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих
упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов
соревнований;
участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;знание правил
бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники
безопасности в процессе участия и физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень: практическое освоение элементов гимнастики, лёгкой атлетики,
лыжной подготовки. Подвижных игр и других видов физической культуры;
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития
мышц туловища;
участие в оздоровительных занятиях в режиме дня;
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег,
ходьба, прыжки ;
подача и выполнение строевых команд. Ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений;
совместное участие со сверстниками и в подвижных играх и эстафетах;
оказание посильной помощи и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных
играх и соревнованиях;
знание спортивных традиций своего народа и других народов;
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах
двигательной активности и их применение в практической деятельность.
2. Содержание предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре»,
«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Игры». Каждый из
перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для
практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:― беседы о содержании и значении
физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных
функций;
― выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
― выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную
инструкцию учителя;
― самостоятельное выполнение упражнений;
― занятия в тренирующем режиме;
― развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой
атлетики, формирование
двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Основы знаний.
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила
поведения на уроках
физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение
физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность,
аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие.
Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах.
Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания.
Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о
гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики.
Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке,
равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных
усилий. Развитие
двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения):
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для
расслабления мышц; мышц шеи;
укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на
дыхание; для развития мышц
кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим
мячом; набивными мячами
(вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития
пространственно-временной
дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях.
Правила поведения на
уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с
правилами дыхания во время ходьбы
и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения
ходьбы, бега, прыжков, метаний.
Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и
физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в
колонне по одному в обход
зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и
внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с
бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к
плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и
командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким
подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с
выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой
положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с
закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением
правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега
и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с
высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением
простейших
препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на
скорость. Медленный бег.
Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной
постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые
упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег.
Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево.
Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу
на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего
предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с
продвижением вперед,
в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага.
Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в
длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега
способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и
двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне.
Произвольное метание малых и больших мячей в игре.
Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого
мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и
снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы.
Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с
места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного
мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на
дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя
руками.
Лыжная подготовка
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах.
Одежда и обувь лыжника.
Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки.
Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила поведения на
уроках лыжной подготовки. Правильное техническое выполнение попеременного
двухшажного хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений.
Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски,
повороты, торможение.
Игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время
игр. Правила игр.
Элементарные
игровые
технико-тактические
взаимодействия
(выбор
места,
взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по
овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IVм классе); построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
Обучающиеся к концу 2 класса должны знать и уметь: - правила поведения в
физкультурном зале, спортивной площадке;
- название снарядов и гимнастических элементов;
- правила безопасности при занятии физическими упражнениями.
- понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках;
- значение утренней зарядки;
- как переносить лыжи;
- правила подвижных игр;
- правила безопасности при занятии подвижных игр.
- строиться в шеренгу и равняться по носкам;
- выполнять команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»;
- перестраиваться из колонны по одному в круг за учителем;
- перестраиваться из колонны по одному в колонну по два через середину;
- сохранять равновесие при движении по гимнастической скамейке;
- лазать по наклонной скамейке одноимённым и разноимённым способом;
- выполнять простейшие исходные положения по словесной инструкции учителя;
- метать мяч;
- отталкиваться одной ногой в прыжках и мягко приземляться в прыжках в длину в
заданный ориентир;
- ходить с высоким подниманием бедра, в полуприседе.
- выполнять ступающий шаг, скользящий шаг;
- повороты на месте «переступанием» вокруг пяток лыж.
3. Тематическое планирование
Количество часов
№
Тема урока
5
1.
Травматизм и его предупреждение в процессе занятий
физкультурой
Правила поведения в зале для занятий физкультурой.
2.
Гигиенические основы режима труда и отдыха.
1
3.
Инвентарь для занятий физической культурой.
1
4.
Техника безопасности при работе с инвентарём.
1
5.
Травматизм и его предупреждение в процессе занятий
физической культурой.
1
6.
Построение и перестроение
Упражнение в построении по одному в ряд.
3
1
7.
Упражнение в построении в колонну друг за другом.
1
8.
Упражнения в построении парами и в круг.
1
Упражнения на развитие координации движений
3
1
1
9.
Упражнения на координацию движений.
10.
Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата в
положении «сидя».
1
11.
Упражнения на формирование правильного дыхания.
1
Упражнения на развитие навыков двигательной
активности
Упражнения, направленные на формирование двигательных
навыков – стояние, ходьба, бег.
7
Ходьба, ходьба на носочках и на пяточках.
1
12.
13.
1
14.
Ходьба вдоль скамейки (по скамейке), по полоске.
1
15.
Бег по сигналу, бег в разных направлениях.
1
16.
Подскоки на двух ногах на месте по сигналу.
1
17.
Подскоки на мячах – фитболах.
1
18.
Упражнения на формирование правильной осанки.
1