РП-Мир-природы-и-человека-1-класс

Рабочая программа учебного предмета Мир природы и человека 1 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы:


осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;



адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;


способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих
нуждах и правах в организации обучения;


владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;



осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;



овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека»:
Минимальный уровень формирования умений:


правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;



различать объекты живой и неживой природы;



выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;



называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;



называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;



соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

Достаточный уровень:


овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;



узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;



отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

2.
Название раздела
Неживая природа

Сезонные изменения в
природе

Живая
Растения

Животные

Человек

природа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Содержание
Влияние Солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все
оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно,
ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды.
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав,
первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года. Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения(различия этих групп не
разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным
климатом, их сравнение
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не
разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с
холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых
животных)
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д.
Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека

3.
Тема

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Земля и Солнце

Коли
честв
о
часов
1

Характеристика деятельности обучающегося

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта

День и ночь

1

Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы. Ответы на вопросы

Режим дня

1

навыков распределения деятельности в режиме дня. Ознакомление с понятиями режима дня. Составление режима дня
самостоятельно или с помощью учителя

Осень. Признаки осени

1

Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение
различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с
опорными словами (осень, листопад)

Занятия и одежда осенью

1

Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению (одежда осенью, инвентарь для уборки,
осенний букет). Объяснение выбора объектов и предметов. Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами (урожай,
грибы)

Погода. Календарь природы

1

Перечисление осенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение
на календаре сроков осенних каникул, времени занятий и отдыха

Зима Признаки зимы

1

Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста. Определение причин сезонных изменений по схеме. Нахождение и
называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы). Одежда зимой

Погода. Календарь природы

1

Перечисление зимних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение
на календаре периодов зимних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней

Весна Признаки весны

1

Нахождение признаков весны по иллюстрациям. Ответы на вопросы по тексту учебника. Рассматривание и называние
изображенных объектов природы (насекомых, птиц). Рисование объекта природы (подснежника) по образцу. Разучивание
стихотворения. Работа с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец). Составление рассказа по рисунку и опорным
знакам. Одежда весной

Погода. Календарь природы

1

Перечисление весенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение
на календаре периодов весенних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней

Лето Признаки лета

1

Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу).
Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Одежда летом

Растения

1

Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник). Работа со словарем (лес, дерево, трава)

Строение и сходство растений

1

Рассматривание схемы строения растений. Определение и называние частей растений. Работа со словарем (цветок, стебель, лист,
корень)

Разнообразие цветов

1

Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Прослушивание стихотворного текста.
Ответы на вопросы по прочитанному произведению

Семена

1

Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода)

Плоды растений

1

Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи). Рассматривание
иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты). Работа с опорными словами (плоды,
овощи, фрукты). Составление описательного рассказа по картинке (описание фруктов).

Приспособление растений к
сезонным изменениям. Уход за
растениями

1

Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям.

Животные

1

Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру,
образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру)

Строение и сходство животных

1

Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами
(голова, туловище, ноги, хвост)

Различие животных

1

Нахождение и называние различий животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Классификация животных по видам
(птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке.

Детеныши животных

1

Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление
рассказа по прослушанному тексту. Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных)

Домашние животные

1

Определение и называние животных по рисунку. Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти).
Рисование (аппликация) «Домашнее животное».

Дикие животные

1

Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и
называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (нора, дупло)

Животные (обобщающий урок)

1

. Составление рассказа по вопросам «Зоопарк» Рассматривание иллюстраций.

Человек

1

Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными
словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам.

Части тела человека

1

Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела. Отработка навыков пространственной
ориентировки (правая, левая) на основе стихотворного текста. Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги)

Гигиенические навыки

1

Разучивание правила гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о
правилах ухода за телом.

Лицо человека

1

Определение и называние частей лица, нахождение частей на себе. Рассматривание изображений лица человека, определение пола,
возраста. Работа с опорными словами (глаза, нос, рот, брови, уши).

Практические действия: протирание листьев, полив растения, рыхление почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями,
называние предметов.

Глаза

1

Прослушивание текста (строение глаз). Определение функции глаз по рисункам. Нахождение и называние частей объекта (брови,
века, ресницы) на картинке и у себя.
Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание гимнастики для глаз
«Автобус»

Уши

1

Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы. Определение функции уха по рисункам. Отгадывание загадок.
Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (уши слух), предложениями (уши – орган
слуха).

Нос

1

Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы. Определение функции носа по рисункам. Практическая работа «Узнай
по запаху».
Работа с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание), предложениями (нос – орган обоняния и дыхания).

Рот

1

Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы. Практические работы «найди предметы для чистки зубов», «определи
вкус продукта». Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (рот,
язык, сладкий, кислый, горький, соленый).

Кожа

1

Определение свойств предмета. Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек»). Работа с опорными словами (кожа,
горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий). Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах и
ожогах.

Осанка

1

Работа по картинкам (нахождение картинки на правильную осанку). Разучивание стихотворения для физкультминутки. Правила
посадки за партой, ношения груза, правильной осанки

Скелет и мышцы человека

1

Прослушивание текста, ответы на вопросы. Практическая работа с текстом учебника. Определение мышц на теле человека
(практическое). Работа с опорными словами (скелет, мышцы). Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды
мышц


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».