РП-русский-язык-1-класс

Рабочая программа учебного предмета Русский язык 1 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов.
Достаточный уровень:
Обучающиеся должны знать и уметь:
-

буквы русского алфавита;

-

различать звуки на слух и в произношении;

-

соотносить звук с данной буквой;

-

анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной
азбуки;

-

плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

-

писать строчные и прописные буквы;

-

списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения,

-

писать по слуху простые слова и короткие предложения.
Минимальный уровень:
Обучающиеся должны знать и уметь:

-

буквы русского алфавита;

-

писать строчные и прописные буквы;

-

списывать с печатного и рукописного текста.
Регулятивные БУД:

-

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-

учиться
совместно
с
учителем
оценку деятельности класса на уроке.

и

другими

учениками давать эмоциональную

Познавательные БУД:
-

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;

-

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;

-

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса;

-

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать;

-

узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

-

писать слова с изученными буквами;

-

узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов;

-

группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по
начертанию;

-

обозначать йотированные звуки в начале слова после гласной буквы буквами е,ё,ю,я;
Коммуникативные БУД:

-

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);

-

слушать и понимать речь других;

-

совместно договариваться о правилах общения и поведения в на уроке и следовать им;

-

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука
(«Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы
звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских
инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит
гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова,
которые

сказали»).

Фиксация

слова

условно-графическим

изображением.

«Чтение»

зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где
предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись»
слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым,
удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и
схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия:
Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение»
предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической
схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим
выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры
шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация
части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого
прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре:
«Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе
— два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких
стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с
учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение
звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков
учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с
опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый,
черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по
образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок.
Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и
др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных
знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное
введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление
из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.).
Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева.
Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три
треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева
направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи.
Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу,
составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету,
форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание
пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков
друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких
стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на
доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных,
вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом,
шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от
трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в
пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением
внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива,
полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период (письмо)
1-й этап
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн,
ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.
Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять
первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого
звука, с опорой на картинки или задание учителя.
Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв.
Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов,
состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных
(ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.
Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма — на. Запись
слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с
предметом или с картинкой.
Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Составление и запись предложений из 1-2 слов.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после
предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание
звуко-буквенной схемы слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап
Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк,
Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после
предварительного анализа.
Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.
Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию
согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.);
слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также
с и - й (мои - мой).

Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими
согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.
Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого
слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой.
Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных
слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и
точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в
схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное
составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под
картинками.
3-й этап
Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц,
Ээ, Щщ, ъ.
Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы
после предварительного анализа.
Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных:
звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др.
Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со
стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3
слогов.
Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений
из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах
людей.
Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.
Контрольное списывание.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (10 часов)

Кол№

во

Тема

Виды работ

часов
1.

1

Знакомство с понятием «слово» и
его

условно-графическим

изображением

1. Называние предметов, изображённых
на

картинках,

«чтение»

условно-

графической схемы слов
2. Обводка

композиции

из

геометрических фигур по контуру, с
использованием

шаблонов

или

предложений

по

трафаретов
2.

1

Знакомство

с

понятием

1. Составление

«предложение» и его условно-

картинкам

графическим изображением

количеством

в

соответствии

с

условно-графических

схем и их последующее «чтение»
(схема предложения без деления на
слова)
2. Обводка и рисование бордюра из
вертикальных и наклонных линий
3.

1

Подбор слов и предложений по
теме «Домашние животные и их
детёныши»,

с

последующим

кодированием и «чтением»

1. Беседа на тему «Домашние животные
и их детёныши»
2. «Чтение» условно-графической записи
слов, обозначающих животных и их
детёнышей
3. Составление

предложений

по

картинкам и «чтение» их в условнографической записи
4. Обводка,

дорисовывание

раскрашивание

композиции

и
из

геометрических фигур
4.

1

Составление слов и предложений

1. Беседа по теме «Зоопарк»

по

2. Работа на партах с вырезанной из

предметной

«Зоопарк»,
чтение

их

картинке

кодирование

и

чёрной бумаги условно-графической
схемой слов, обозначающих животных
и их детёнышей

3. Составление
картинкам,

предложений
их

фиксация

по

условно-

графическим

изображением

и

последующее

«чтение» (работа

на

партах со схемами, вырезанными из
чёрной бумаги)
4. Штриховка горизонтальными линиями
по точкам
5. Обводка и дорисовывание композиции
из геометрических фигур (крыша и
окошко кассы)
5.

1

Знакомство

с

делением

1. Рассматривание

картинок,

предложения, состоящего из двух

придумывание и проговаривание имён

слов

детей

на

слова,

графическое

его

условно-

изображение

и

2. Составление

«чтение»

предложений

по
из

картинкам

двух

слов,

их

«чтение» и последующее выделение
каждого слова на слух и в условнографической схеме
3. Обводка и дорисовывание бордюра из
геометрических фигур
6.

1

Составление предложений из двух-

1.

Составление по картинкам схемы

трёх слов, их условно-графическое

предложений из двух-трёх слов, их

изображение и «чтение»

«чтение» и последующее выделение
каждого слова на слух и в условнографической схеме. На картинках
сюжеты из сказок (Колобок, разбитое
золотое яичко, дед, тянущий репку,
Маша, убегающая от трёх медведей)
2.

Обводка и дорисовывание бордюра из
геометрических фигур

7.

1

Знакомство с делением слова на
слоги,

«чтение»

и

условно-

графическое изображение слов

1. Беседа на тему «У нас соревнования» с
опорой на иллюстрацию
2. Деление слов, обозначающих имена,
на слоги и «чтение» их в условнографической
слогам

записи

слитно

и

по

3. Штриховка

геометрических

фигур

наклонными линиями
8.

1

Дифференциация

и

условно-1. Дифференциация сходных по звучанию слов

графическая запись слов сходных

(игра «Раз, два, три – повтори и покажи»)

по звучанию

(осы – косы, усы – бусы, рот – крот, лапа –
лампа)
2. Условно-графическая запись слов «осы»,
«косы», «усы», «бусы», устное деление слов
на слоги, «чтение» схемы слов слитно и по
слогам
3. Конструирование из цветных полосок букв
Ш и Е, фигур, по форме напоминающих
буквы Ш и Е

9.

1

Составление предложений из двух-1. Рассказывание
трёх

слов

по

сказке

учителем

сказки

«Заячья

«Заячья

избушка» с опорой на серию сюжетных

избушка», их условно-графическая

картинок. Устное составление учащимися

запись

предложений

по

графическая

картинкам.
запись

Условнонескольких

предложений, состоящих из двух-трёх слов
(работа на партах)
2. Обводка и дорисовывание бордюров
10. 1

Знакомство

с

некоторыми1. Беседа на тему «В книжном магазине»

элементами рукописных букв

Повторение изученных сказок («Петушок и
бобовое
«Колобок»,

зёрнышко,
«Курочка

«Три

медведя»,

Ряба»,

избушка», «Репка»)
2. Обводка и дорисовывание бордюра
3. Письмо элементов рукописных букв

«Заячья

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (35 часов)

Кол-во

№

часов

Письмо
Письмо строчной и заглавной Аа.

1.

1

Знакомство с Прописями, тетрадным листом, разлиновкой, условными
обозначениями. Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы
А.

2.

1

Письмо строчной и заглавной Уу.
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы У.
Письмо строчной и заглавной буквы Мм.

3.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы М. Написание
слогов с изученными буквами. Правила соединения букв.
Письмо строчной и заглавной буквы Оо.

4.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Оо. Написание
слогов с буквой О.
Письмо строчной и заглавной буквы Хх.

5.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Хх. Написание
слогов с буквой Хх.
Письмо строчной и заглавной буквы Сс.

6.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Сс. Написание
слогов с буквой Сс.
Письмо строчной и заглавной буквы Нн.

7.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Нн. Написание
слогов с буквой Нн.
Письмо строчной буквы ы.

8.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ы. Написание
слогов и слов с буквой ы.
Письмо строчной и заглавной буквы Лл.

9.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Лл. Написание
слогов и слов с буквой Лл.
Письмо строчной и заглавной буквы Вв.

10.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Вв. Написание
слогов и слов с буквой Вв.
Письмо строчной и заглавной буквы Ии.

11.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ии. Написание
слогов и слов с буквой Ии.

Письмо изученных слогов и слов.
Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование
12.

1

печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и
рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Актуализация и
проверка полученных знаний. Написание имён с большой буквы. Письмо под
диктовку букв, слогов, слов, предложений.
Письмо строчной и заглавной буквы Шш.

13.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Шш. Написание
слогов и слов с буквой Шш.
Письмо строчной и заглавной буквы Пп.

14.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Пп. Написание
слогов с буквой Пп.
Письмо строчной и заглавной буквы Тт.

15.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Тт. Написание
слогов с буквой Тт.
Письмо строчной и заглавной буквы Кк.

16.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Кк. Написание
слогов и слов с буквой Кк.
Письмо строчной и заглавной буквы Зз.

17.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Зз. Написание
слогов и слов с буквой Зз.
Письмо строчной и заглавной буквы Рр.

18.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Рр. Написание
слогов и слов с буквой Рр.
Письмо строчной буквы й.

19.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы й. Написание
слогов и слов с буквой й.
Письмо строчной и заглавной буквы Жж.

20.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Жж. Написание
слогов и слов с буквой Жж.
Письмо строчной и заглавной буквы Бб.

21.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Бб. Написание
слогов и слов с буквой Бб.
Письмо строчной и заглавной буквы Дд.

22.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Дд. Написание
слогов и слов с буквой Дд.

Письмо строчной и заглавной буквы Гг.
23.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Гг. Написание
слогов и слов с буквой Гг. Дополнение и запись предложения с опорой на
схему и иллюстрацию.
Письмо строчной буквы ь.
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ь. Написание
слов с буквой ь. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и

24.

1

иллюстрацию.
Письмо строчной буквы ъ.
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ъ. Написание
слов с буквой ъ. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и
иллюстрацию.
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов,
слов.

25.

1

Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный
шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка
пропущенных букв в слова. Запись предложений. Письмо под диктовку
слогов, слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Ее.

26.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ее. Написание
слов с буквой Ее. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и
иллюстрацию.
Письмо строчной и заглавной буквы Яя.

27.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Яя. Написание
слов с буквой Яя. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и
иллюстрацию.
Письмо строчной и заглавной буквы Юю.

28.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Юю. Написание
слов с буквой Юю. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и
иллюстрацию.
Письмо строчной и заглавной буквы Ёё.

29.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ёё. Написание
слов с буквой Ёё. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и
иллюстрацию.

30.

1

Письмо строчной и заглавной буквы Чч.
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Чч. Написание

слогов и слов с буквой Чч. Дополнение и запись предложения с опорой на
схему и иллюстрацию.
Письмо строчной и заглавной буквы Фф.
31.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Фф. Написание
слогов и слов с буквой Фф. Дополнение и запись предложения с опорой на
схему и иллюстрацию.
Письмо строчной и заглавной буквы Цц.

32.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Цц. Написание
слогов и слов с буквой Цц. Дополнение и запись предложения с опорой на
схему и иллюстрацию.
Письмо строчной и заглавной буквы Ээ.

33.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ээ. Написание
слогов и слов с буквой Ээ. Дополнение и запись предложения с опорой на
схему и иллюстрацию.
Письмо строчной и заглавной буквы Щщ.

34.

1

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Щщ. Написание
слогов и слов с буквой Щщ. Дополнение и запись предложения с опорой на
схему и иллюстрацию.
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов,
слов.
Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный

35.

1

шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка
пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов
в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов,
слов.


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».