Рабочая программа учебного предмета Русский язык 1 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов.
Достаточный уровень:
Обучающиеся должны знать и уметь:
-
буквы русского алфавита;
-
различать звуки на слух и в произношении;
-
соотносить звук с данной буквой;
-
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной
азбуки;
-
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
-
писать строчные и прописные буквы;
-
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения,
-
писать по слуху простые слова и короткие предложения.
Минимальный уровень:
Обучающиеся должны знать и уметь:
-
буквы русского алфавита;
-
писать строчные и прописные буквы;
-
списывать с печатного и рукописного текста.
Регулятивные БУД:
-
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-
учиться
совместно
с
учителем
оценку деятельности класса на уроке.
и
другими
учениками давать эмоциональную
Познавательные БУД:
-
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
-
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
-
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса;
-
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать;
-
узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
-
писать слова с изученными буквами;
-
узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов;
-
группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по
начертанию;
-
обозначать йотированные звуки в начале слова после гласной буквы буквами е,ё,ю,я;
Коммуникативные БУД:
-
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
-
слушать и понимать речь других;
-
совместно договариваться о правилах общения и поведения в на уроке и следовать им;
-
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука
(«Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы
звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских
инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит
гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова,
которые
сказали»).
Фиксация
слова
условно-графическим
изображением.
«Чтение»
зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где
предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись»
слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым,
удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и
схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия:
Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение»
предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической
схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим
выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры
шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация
части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого
прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре:
«Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе
— два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких
стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с
учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение
звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков
учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с
опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый,
черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по
образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок.
Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и
др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных
знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное
введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление
из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.).
Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева.
Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три
треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева
направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи.
Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу,
составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету,
форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание
пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков
друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких
стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на
доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных,
вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом,
шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от
трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в
пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением
внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива,
полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период (письмо)
1-й этап
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн,
ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.
Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять
первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого
звука, с опорой на картинки или задание учителя.
Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв.
Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов,
состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных
(ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.
Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма — на. Запись
слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с
предметом или с картинкой.
Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Составление и запись предложений из 1-2 слов.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после
предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание
звуко-буквенной схемы слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап
Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк,
Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после
предварительного анализа.
Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.
Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию
согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.);
слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также
с и - й (мои - мой).
Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими
согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.
Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого
слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой.
Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных
слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и
точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в
схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное
составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под
картинками.
3-й этап
Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц,
Ээ, Щщ, ъ.
Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы
после предварительного анализа.
Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных:
звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др.
Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со
стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3
слогов.
Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений
из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах
людей.
Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.
Контрольное списывание.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (10 часов)
Кол№
во
Тема
Виды работ
часов
1.
1
Знакомство с понятием «слово» и
его
условно-графическим
изображением
1. Называние предметов, изображённых
на
картинках,
«чтение»
условно-
графической схемы слов
2. Обводка
композиции
из
геометрических фигур по контуру, с
использованием
шаблонов
или
предложений
по
трафаретов
2.
1
Знакомство
с
понятием
1. Составление
«предложение» и его условно-
картинкам
графическим изображением
количеством
в
соответствии
с
условно-графических
схем и их последующее «чтение»
(схема предложения без деления на
слова)
2. Обводка и рисование бордюра из
вертикальных и наклонных линий
3.
1
Подбор слов и предложений по
теме «Домашние животные и их
детёныши»,
с
последующим
кодированием и «чтением»
1. Беседа на тему «Домашние животные
и их детёныши»
2. «Чтение» условно-графической записи
слов, обозначающих животных и их
детёнышей
3. Составление
предложений
по
картинкам и «чтение» их в условнографической записи
4. Обводка,
дорисовывание
раскрашивание
композиции
и
из
геометрических фигур
4.
1
Составление слов и предложений
1. Беседа по теме «Зоопарк»
по
2. Работа на партах с вырезанной из
предметной
«Зоопарк»,
чтение
их
картинке
кодирование
и
чёрной бумаги условно-графической
схемой слов, обозначающих животных
и их детёнышей
3. Составление
картинкам,
предложений
их
фиксация
по
условно-
графическим
изображением
и
последующее
«чтение» (работа
на
партах со схемами, вырезанными из
чёрной бумаги)
4. Штриховка горизонтальными линиями
по точкам
5. Обводка и дорисовывание композиции
из геометрических фигур (крыша и
окошко кассы)
5.
1
Знакомство
с
делением
1. Рассматривание
картинок,
предложения, состоящего из двух
придумывание и проговаривание имён
слов
детей
на
слова,
графическое
его
условно-
изображение
и
2. Составление
«чтение»
предложений
по
из
картинкам
двух
слов,
их
«чтение» и последующее выделение
каждого слова на слух и в условнографической схеме
3. Обводка и дорисовывание бордюра из
геометрических фигур
6.
1
Составление предложений из двух-
1.
Составление по картинкам схемы
трёх слов, их условно-графическое
предложений из двух-трёх слов, их
изображение и «чтение»
«чтение» и последующее выделение
каждого слова на слух и в условнографической схеме. На картинках
сюжеты из сказок (Колобок, разбитое
золотое яичко, дед, тянущий репку,
Маша, убегающая от трёх медведей)
2.
Обводка и дорисовывание бордюра из
геометрических фигур
7.
1
Знакомство с делением слова на
слоги,
«чтение»
и
условно-
графическое изображение слов
1. Беседа на тему «У нас соревнования» с
опорой на иллюстрацию
2. Деление слов, обозначающих имена,
на слоги и «чтение» их в условнографической
слогам
записи
слитно
и
по
3. Штриховка
геометрических
фигур
наклонными линиями
8.
1
Дифференциация
и
условно-1. Дифференциация сходных по звучанию слов
графическая запись слов сходных
(игра «Раз, два, три – повтори и покажи»)
по звучанию
(осы – косы, усы – бусы, рот – крот, лапа –
лампа)
2. Условно-графическая запись слов «осы»,
«косы», «усы», «бусы», устное деление слов
на слоги, «чтение» схемы слов слитно и по
слогам
3. Конструирование из цветных полосок букв
Ш и Е, фигур, по форме напоминающих
буквы Ш и Е
9.
1
Составление предложений из двух-1. Рассказывание
трёх
слов
по
сказке
учителем
сказки
«Заячья
«Заячья
избушка» с опорой на серию сюжетных
избушка», их условно-графическая
картинок. Устное составление учащимися
запись
предложений
по
графическая
картинкам.
запись
Условнонескольких
предложений, состоящих из двух-трёх слов
(работа на партах)
2. Обводка и дорисовывание бордюров
10. 1
Знакомство
с
некоторыми1. Беседа на тему «В книжном магазине»
элементами рукописных букв
Повторение изученных сказок («Петушок и
бобовое
«Колобок»,
зёрнышко,
«Курочка
«Три
медведя»,
Ряба»,
избушка», «Репка»)
2. Обводка и дорисовывание бордюра
3. Письмо элементов рукописных букв
«Заячья
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (35 часов)
Кол-во
№
часов
Письмо
Письмо строчной и заглавной Аа.
1.
1
Знакомство с Прописями, тетрадным листом, разлиновкой, условными
обозначениями. Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы
А.
2.
1
Письмо строчной и заглавной Уу.
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы У.
Письмо строчной и заглавной буквы Мм.
3.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы М. Написание
слогов с изученными буквами. Правила соединения букв.
Письмо строчной и заглавной буквы Оо.
4.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Оо. Написание
слогов с буквой О.
Письмо строчной и заглавной буквы Хх.
5.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Хх. Написание
слогов с буквой Хх.
Письмо строчной и заглавной буквы Сс.
6.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Сс. Написание
слогов с буквой Сс.
Письмо строчной и заглавной буквы Нн.
7.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Нн. Написание
слогов с буквой Нн.
Письмо строчной буквы ы.
8.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ы. Написание
слогов и слов с буквой ы.
Письмо строчной и заглавной буквы Лл.
9.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Лл. Написание
слогов и слов с буквой Лл.
Письмо строчной и заглавной буквы Вв.
10.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Вв. Написание
слогов и слов с буквой Вв.
Письмо строчной и заглавной буквы Ии.
11.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ии. Написание
слогов и слов с буквой Ии.
Письмо изученных слогов и слов.
Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование
12.
1
печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и
рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Актуализация и
проверка полученных знаний. Написание имён с большой буквы. Письмо под
диктовку букв, слогов, слов, предложений.
Письмо строчной и заглавной буквы Шш.
13.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Шш. Написание
слогов и слов с буквой Шш.
Письмо строчной и заглавной буквы Пп.
14.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Пп. Написание
слогов с буквой Пп.
Письмо строчной и заглавной буквы Тт.
15.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Тт. Написание
слогов с буквой Тт.
Письмо строчной и заглавной буквы Кк.
16.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Кк. Написание
слогов и слов с буквой Кк.
Письмо строчной и заглавной буквы Зз.
17.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Зз. Написание
слогов и слов с буквой Зз.
Письмо строчной и заглавной буквы Рр.
18.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Рр. Написание
слогов и слов с буквой Рр.
Письмо строчной буквы й.
19.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы й. Написание
слогов и слов с буквой й.
Письмо строчной и заглавной буквы Жж.
20.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Жж. Написание
слогов и слов с буквой Жж.
Письмо строчной и заглавной буквы Бб.
21.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Бб. Написание
слогов и слов с буквой Бб.
Письмо строчной и заглавной буквы Дд.
22.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Дд. Написание
слогов и слов с буквой Дд.
Письмо строчной и заглавной буквы Гг.
23.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Гг. Написание
слогов и слов с буквой Гг. Дополнение и запись предложения с опорой на
схему и иллюстрацию.
Письмо строчной буквы ь.
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ь. Написание
слов с буквой ь. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и
24.
1
иллюстрацию.
Письмо строчной буквы ъ.
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ъ. Написание
слов с буквой ъ. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и
иллюстрацию.
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов,
слов.
25.
1
Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный
шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка
пропущенных букв в слова. Запись предложений. Письмо под диктовку
слогов, слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Ее.
26.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ее. Написание
слов с буквой Ее. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и
иллюстрацию.
Письмо строчной и заглавной буквы Яя.
27.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Яя. Написание
слов с буквой Яя. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и
иллюстрацию.
Письмо строчной и заглавной буквы Юю.
28.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Юю. Написание
слов с буквой Юю. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и
иллюстрацию.
Письмо строчной и заглавной буквы Ёё.
29.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ёё. Написание
слов с буквой Ёё. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и
иллюстрацию.
30.
1
Письмо строчной и заглавной буквы Чч.
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Чч. Написание
слогов и слов с буквой Чч. Дополнение и запись предложения с опорой на
схему и иллюстрацию.
Письмо строчной и заглавной буквы Фф.
31.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Фф. Написание
слогов и слов с буквой Фф. Дополнение и запись предложения с опорой на
схему и иллюстрацию.
Письмо строчной и заглавной буквы Цц.
32.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Цц. Написание
слогов и слов с буквой Цц. Дополнение и запись предложения с опорой на
схему и иллюстрацию.
Письмо строчной и заглавной буквы Ээ.
33.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ээ. Написание
слогов и слов с буквой Ээ. Дополнение и запись предложения с опорой на
схему и иллюстрацию.
Письмо строчной и заглавной буквы Щщ.
34.
1
Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Щщ. Написание
слогов и слов с буквой Щщ. Дополнение и запись предложения с опорой на
схему и иллюстрацию.
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов,
слов.
Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный
35.
1
шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка
пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов
в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов,
слов.