РП-ИЗО-1-класс

Рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство 1 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты учебного курса «Изобразительное искусство»:
•
положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
•
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
•
адекватные представления о собственных возможностях;
•
осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;
•
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
•
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
•
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
•
стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;
•
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
•
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
•
элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
•
развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство»:
Минимальный уровень:
•
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарногигиенических требований при работе с ними;
•
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
•
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
•
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
•
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
•
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
•
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
•
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
•
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
•
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
•
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

Достаточный уровень:
•
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
•
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
•
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
•
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
•
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
•
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
•
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
•
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
•
применение разных способов лепки;
•
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
•
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

2.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Обучение композиционной
деятельности

Представления о форме изобразительной плоскости.
Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала.
Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии,
только в практическом применении).
Ориентировка на плоскости листа бумаги.
Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.
Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа.
Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении
(большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).
Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно.

Развитие умений воспринимать и
изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию

Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».
Разнообразие форм предметного мира.
Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы.
Сходство и различие форм.
Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал).
Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат.
Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.
Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.
Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного
листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление
целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии;
рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы
объекта и т. п.
Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и
обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

Развитие восприятия цвета
предметов и формирование
умения передавать его в живописи

Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.
Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.
Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.
Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.).
Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его
изображения в лепке, аппликации и рисунке.
Передача сходства в изображении при работе с натуры.

Эмоциональное восприятие цвета.
Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния
«грустно – радостно».
Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и
декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию
произведений искусства

Темы для бесед: «Времена года в произведениях художников»,
«Рисуют художники»,
«Как и о чем создаются картины».
Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира.
Материалы, которые использует художник.
Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н.
Крымов, Б. Кустодиев и др.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства».
Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.

3.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема
1. Осень золотая наступает. Осенний листопад.
Цвета осени. Аппликация

Характеристика деятельности обучающегося
Красота и разнообразие мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. В
частности – красоты осенних листьев. Сравнение осенних листьев по форме и цвету. Использование этого опыта в
изображении осеннего листопада при работе с акварельными красками, а также в аппликации и лепке. Учим детей
живописными средствами передавать богатый колорит осенней природы.
Образ осени в иллюстрациях таких известных художников, как И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев и др., а также в
стихах А. Барто. Работа выполняется вместе с учителем.
Задание: аппликация из оборванных цветных кусочков бумаги, рисунок, лепка.
Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), кисть, клей, пластилин, образцы изображений

2. Солнце на небе. Травка на земле. Забор.
Рисование

Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств
(скрытый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Развитие
навыков работы с красками, цветом. Усвоение таких понятий, как «ясно», «пасмурно». Практика работы с красками.
Самостоятельная работа детей.
Задание: рисование летней полянки, стоящего на ней забора. На голубом небе светит яркое солнце.
Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец

3. Фрукты, овощи разного цвета. Рисование

Изображение фруктов и овощей. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Знакомство с новым
понятием — «натюрморт». Натюрморт — изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве.
Развитие художественных навыков при создании натюрмортов на основе красивых композиций из овощей и фруктов.
Знакомство с трафаретом. Работа по трафарету. Творческие умения и навыки
работы цветными мелками. Помощь учителя. Сравнение своей работы с работой одноклассников.
Задание: рисование натюрморта из фруктов и овощей.
Материалы и инструменты: цветные мелки, бумага, образец
Знакомство с понятиями «форма», «простая форма». Простые и сложные формы. Развитие способности целостного
обобщенного видения формы. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на
основе простых геометрических фигур. Анализ формы предмета. Развитие наблюдательности при восприятии сложной
формы и умение «разделить» ее на множество простых форм. Помощь учителя при анализе сложной формы.
Задание: рисование предмета из двух или трех простых форм: вагон, дом или другие предметы.
Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, трафареты, цветные карандаши. Образцы форм. Рисуем
самостоятельно
Линия, точка, пятно — язык графики в изобразительной композиции, способ изображения предмета на плоскости.
Развитие способности целостного обобщенного видения. Роль воображения и фантазии при изображении на основе
линии, точки и пятна. Линия, точка, пятно – их роль при взаимодействии с другими графическими и цветовыми
средствами композиции. Готовность рабочего места. Правильное удерживание карандаша в руке. Помощь учителя.
Оценка своей работы.
Задание: работа по образцу. Дорисовывание волос у человечков. Волны на море. Забор.
Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры
Разговор о временах года. Весна. Распускаются подснежники, тюльпаны очаровывают красотой, чуть позже расцветает
сирень. Она окружает нас своим неповторимым ароматом. Развитие наблюдательности и изучение природных форм.
Изучение формы листа сирени. Изображение листа сирени. Форма листа. Жилки листа. Развитие художественных

4. Простые формы предметов. Сложные формы.
Рисование

5. Линия. Точка. Пятно. Рисование

6. Изображаем лист сирени. Рисование

навыков при создании рисунка на основе знаний простых форм. Творческие умения и навыки работы акварельными
красками. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Любование красотой
цвета и формы, созданных природой. Оценка своей деятельности. Сравнение своей работы с работой окружающих.
Задание: рисование листа сирени.
Материалы и инструменты: бумага, акварельные краски, кисть
Развитие наблюдательности и изучение природных пластичных форм. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по
форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Изучение формы листа сирени. Лепка листа сирени.
Развитие художественных навыков при создании вылепленной пластичной формы на основе знаний простых форм и
объемов. Творческие умения и навыки работы пластичными материалами. Развитие наблюдательности. Опыт
эстетических впечатлений от красоты природы. Любование красотой цвета и формы, созданных природой. Сравнение
выполненной работы с работой одноклассников.
Задание: лепка листа сирени.
Материалы и инструменты: трафарет листа, пластилин, стека
Развитие способности целостного обобщенного видения. Объемные изображения. Отличие изображения в
пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные
(похожие на кого-то), объемные объекты, уже знакомые нам (снеговик, неваляшка). Развитие наблюдательности,
фантазии при восприятии объемной формы. Анализ формы. При возникновении трудностей в процессе деятельности
обратить внимание на работу одноклассников.
Задание: лепка матрешки.
Материалы и инструменты: матрешка, лист плотного картона, пластилин, стека
Изучение формы. Изображение неваляшки. Развитие художественных навыков при создании рисунка на основе знаний
простых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы акварельными красками. Декоративная
роспись. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение
своей работы с работами одноклассников. Оценка работы.
Задание: рисование куклы-неваляшки
Материалы и инструменты: кукла-неваляшка, шаблон, фломастеры, цветные мелки

7. Лепим лист сирени

8. Лепим. Матрешка

9. Рисуем куклу- неваляшку.

10. Деревянный дом в деревне. Лепка

Первичное знакомство с архитектурой. Постройки в окружающей нас жизни. Назначение построек. Постройки,
сделанные человеком. Материалы для постройки. Понятия «внутри», «снаружи». Назначение дома, его внешний вид.
Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей. Изображение деревянного дома в иллюстрациях таких
известных художников, как И. Левитан, К. Коровин и др. Выполнение работы по образцу, предложенному учителем.
Задание: изображение деревянного дома из бревен из пластилина.
Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека, иллюстрация с изображением деревянного дома – образец

11. Изобрази
Аппликация

деревянный

дом

12. Аппликация «Рыбки в аквариуме»

из

бревен.

Дальнейшее знакомство с архитектурой. Назначение дома, его внешний вид. Внутреннее устройство дома,
взаимоотношение его частей. Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм.
Изображение деревянного дома в иллюстрациях таких известных художников, как И. Левитан, К. Коровин и др.
Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание деревянных домов на иллюстрациях
художников. Приемы работы в технике бумагопластики. Оценка своей деятельности.
Задание: изображение деревянного дома в технике аппликации.
Материалы и инструменты: картон, набор цветной бумаги, ножницы, иллюстрация с изображением деревянного дома
Изучение формы. Форма и создание композиции внутри заданной формы, с учетом ее. Изображение аквариума в

13. Зима. Снеговик.
Аппликация. Лепка

Праздник

Новый

год.

14. Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки.
Рисование. Аппликация

15. Лепим человека из пластилина. Голова, лицо
человека

16. Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази
зайку: слепи и нарисуй

17. Рассматривание картин художников

технике аппликации. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм.
Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы фломастерами и цветными карандашами. Развитие
наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение своей работы с
работами одноклассников и ее оценка.
Задание: аппликация из цветной бумаги.
Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), цветные карандаши. Фломастеры
Восприятие красоты зимнего пейзажа и радости зимних развлечений в картине В. Сурикова. Выразительные
возможности материалов, которыми работают художники. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту
природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, мороз, снег). Развитие наблюдательности. Развитие художественных
навыков при создании рисунка и аппликации на основе знаний простых форм. Понимание пропорций как
соотношения между собой частей одного целого. Пропорции – выразительное средство искусства, которое помогает
художнику создать образ, выражать характер изображаемого. Сравнение выполненной работы с работой
одноклассников.
Задание: конструирование и рисование снеговика с разными пропорциями (нижний, средний и верхний круги,
составляющие конструкцию «снеговика»), или новогодней елки (нижний, средний и верхний ярус).
Материалы и инструменты:бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши
Восприятие красоты природы. Просмотр слайдов, фотографий и картин (В. Суриков. «Взятие снежного городка») с
выразительными деталями зимней природы, (ветки, покрытые инеем, снежинки, сосульки на крышах, пушистые лапы
елок, припорошенные снегом). Умение видеть. Развитие зрительных навыков. Композиция – главное средство
выразительности работы художника. Цветовые решения. Колорит картины. Украшение. Праздник. Передача
ощущения праздника художественными средствами. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить
внимание на работу одноклассников.
Задание: Конструирование и рисование новогодней елки, флажков на веревке.
Материалы и инструменты:бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Материалы, которыми работает скульптор. Выразительные
возможности пластилина. Человек. Изображение человека. Части тела. Части головы, лица. Чем похожи люди и в чем
разные? Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение
своей работы с работами одноклассников и ее оценка
Задание: слепи части тела человечка из пластилина, соедини их так, как показано на образце.
Материалы и инструменты:картон, пластилин, стека, образец
Восприятие красоты природы. Просмотр слайдов, фотографий и картин с выразительными деталями зимней природы
(ветки, покрытые инеем, снежинки, сосульки на крышах, пушистые лапы елок, припорошенные снегом). Умение
видеть. Развитие зрительных навыков. Композиция – главное средство выразительности работы художника. Животный
мир леса. Заяц. Внешний вид животного. Части тела зайца. Цвет зайки зимой и летом. Почему зайка зимой белого
цвета? Соблюдение пропорций. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей
работы. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.
Задание: слепи части тела зайчика из пластилина, соедини их так, как показано на образце, нарисуй зайчика.
Материалы и инструменты:картон, пластилин, стека, образец, бумага, цветные карандаши, фломастеры
Опыт восприятия искусства. Учимся быть зрителями. Начальное формирование навыков восприятия и оценки
деятельности известных художников. Учимся любоваться красотой природы, что помогает сделать жизнь еще
красивее. Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами? Как воспитывать в себе
зрительские умения? Различные жанры изобразительного искусства. Рассматриваем картины знаменитых художников

18. Пирамидка. Рыбка. Аппликация

19. Ваза с цветами. Аппликация

20. Колобок. Нарисуй картинку

21. Дома в городе. Аппликация

22. Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка

23. Многоэтажный дом. Аппликация

(Б. Кустодиев, И. Шишкин, А. Герасимов и др.). Выражение в картине настроения, состояния души. Опыт восприятия
произведений изобразительного искусства.
Задание: составить рассказ по картине известного художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел
рассказать художник?
Материалы и инструменты: иллюстрация картины известного художника
Изучение формы. Композиция рисунка. Форма и создание композиции внутри заданной формы, с учетом ее.
Изображение рыбки, пирамидки в технике аппликации. Развитие художественных навыков при создании аппликации
на основе знания простых форм. Работа с шаблоном. Знакомство с новыми возможностями художественных
материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Учимся видеть красоту. При
возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников.
Задание: изображение рыбки, пирамидки (техника аппликации с графической дорисовкой).
Материалы и инструменты:шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши, фломастеры
Развитие зрительных навыков. Форма. Композиция. Композиция – главное средство выразительности работы
художника. Раскрытие в композиции сущности произведения. Пропорции. Цветовые решения. Колорит. Линия, штрих,
цветовое пятно и художественный образ. Изображение вазы с цветами в технике аппликации. Развитие
художественных навыков при создании аппликации на основе знаний простых форм. Работа с шаблоном. Оценка своей
деятельности.
Задание: изображение вазы с цветами (техника аппликации с графической дорисовкой).
Материалы и инструменты:шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши, фломастеры
Сказка, фольклор. Русские народные сказки показывают детям, насколько богатой может быть речь. Кроме
выразительности языка, в них всегда присутствует добрый юмор. Художники-иллюстраторы. Художественные
средства выразительности. Сюжет сказки. Цветовые решения. Колорит. Передача ощущения сказки художественными
средствами. Персонажи-животные в сказках — это человеческие характеры.
Весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур. Анализ формы предмета. Развитие
наблюдательности. Усвоение понятий «слева» и «справа». Выражение своего мнения относительно своей деятельности
и деятельности других.
Задание: рисование Колобка на полянке.
Материалы и инструменты: цветная бумага, гуашь, цветные карандаши, цветные мелки
Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий (иллюстрации) разных
форм, разной этажности. Город. Здания различного назначения. Конструкция здания. Приемы работы в технике
бумагопластики. Формирование первичных умений видеть конструкцию (геометрию) предмета, т. е. то, как он
построен. Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм. При затруднениях в
работе — выполнение ее с помощью учителя.
Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных прямоугольников, кругов, овалов,
треугольников) изображений зданий (домов), города в технике аппликации.
Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей
Выразительные возможности пластилина. Изображение одноэтажного и трехэтажного дома. Передача пропорций и
структуры дома. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Знакомство с понятием «форма».
Сравнение по форме и размеру одноэтажного и трехэтажного дома. Использование этого опыта в изображении дома в
технике лепки. При затруднениях в работе — выполнение ее с помощью учителя.
Задание: изобразить в лепке одноэтажный и трехэтажный дом.
Материалы и инструменты: пластилин, стека, цветная бумага, ножницы, клей
Особенности создания аппликации. Аккуратность и внимательность. Чувство композиции. Композиционный центр.

24. Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ

Изображение многоэтажного дома в технике аппликации. Умение видеть цвет. Деление цветов на теплые и холодные.
При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников.
Задание: сделать аппликацию – изобразить многоэтажный дом.
Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей
Времена года. Весна. Солнце припекает. Снег тает. Яркое солнце. Ощущение радости. Пробуждение природы.
Появление почек на деревьях. Тепло. Хорошо. Отображение всей красоты весенней природы в произведениях
художников. Опыт восприятия искусства. Учимся быть зрителями. Формирование навыков восприятия и оценки
деятельности известных художников. Учимся любоваться красотой природы. Рассматриваем картины знаменитых
художников (И. Левитан А. Саврасов и др.). Выражение в картине настроения, состояния души.
Опыт восприятия произведений изобразительного искусства.
Задание: составить рассказ по картине художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать
художник? Какое время года изображено на картине?
Материалы и инструменты:иллюстрация картины художника

25. Весна. Почки на деревьях. Рисование

Весна. Солнце припекает. Снег тает. Яркое солнце. Ощущение радости. Пробуждение природы. Появление почек на
деревьях. Тепло. Хорошо. Учимся любоваться красотой природы. Рассматриваем картины знаменитых художников (И.
Левитан и др.). Рисуем деревья, почки на деревьях, солнце. Усваиваем понятия «справа», «слева», «над», «под».
Композиция рисунка. Колорит. Развитие навыков работы с красками (гуашь), цветом. Развитие наблюдательности.
Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Выполнение работы по образцу, предложенному учителем.
Задание: нарисуй картинку: три разных дерева; на ветках деревьев показались почки; на небе солнышко.
Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника

26. Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей.
Плывет кораблик.
Рисование

Времена года. Весна. Солнце припекает. Снег тает. Яркое солнце. Ощущение радости. Пробуждение природы. Тепло.
Хорошо.
Учимся любоваться красотой природы. Рассматриваем картины знаменитых художников (И. Левитан и др.). Этот
художник внес особенный вклад в сокровищницу русской живописи. Его пейзажи отличаются необыкновенной
красотой и реалистичностью. Он настолько точно передал в своих картинах описание природы весной, что можно
долго рассматривать полотно, любуясь каждой изображенной деталью. Выражение в картине настроения, состояния
души. Рисование по описанию. Композиция рисунка. Центр композиции. Построение рисунка. Использование
вспомогательных точек для построения кораблика.
Выбор необходимой палитры красок. Цвет. Колорит. Оценка своей деятельности. Сравнение выполненной работы с
работой одноклассников.
Задание: нарисуй картинку по описанию (ручей, кораблик, солнце, птички).
Материалы и инструменты:бумага, акварель, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника
Весна. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы. Красота окружающего мира. Распускаются листья.
Появляются цветы. Яркие краски весны. Нежность. Выражение настроения в изображении. Изображать можно не
только предметный мир, но и мир наших чувств (скрытый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.
Какое настроение вызывают разные цвета? Развитие наблюдательности и фантазии. Практика работы с красками
(гуашь), цветом. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу
одноклассников.
Задание: рисование цветка, ветки акации с листьями.
Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти
Человек не только использует окружающую среду, он изменяет ее в соответствии со своими потребностями, в число

27. Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование

28. Что украшают узором? Аппликация. Коврик для

куклы. Узор в полосе. Аппликация

29. Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию
и дорисуй ее

30. Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с
домом. Рисование

31. Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация

32. Придумай свой рисунок. (Учитывай понятия:
наверху, внизу.) Рисование. Наверху облака. Внизу
цветы. Рисование

33. Придумай свой рисунок (Учитывай понятия:
«над», «под», «посередине», «в центре».)

которых входят и эстетические потребности. Преобразующая деятельность прикладного искусства широка. Она
охватывает самые разнообразные предметы и материалы. Основным композиционным началом украшения этих
предметов служит орнамент. Орнамент — узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В
основе орнамента лежат два композиционных начала — ритм и симметрия. Построение узора зависит от формы
предмета, от входящих в узор элементов, а также от размера листа бумаги. Узор. Украшать.
Выполнение работы самостоятельно.
Задание: аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе.
Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, кисти, цветные карандаши, образец
Времена года. Весна. Солнце припекает. Снег тает. Яркое солнце. Ощущение радости. Пробуждение природы.
Появление почек на деревьях. Тепло. Хорошо. Праздник. Хоровод. Танец. Хоровод – это не просто танец, это образ
жизни наших предков. Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его многообразной
жизни, воплотившее в себе творческую фантазию и глубину народных чувств. И подлинным шедевром танцевального
искусства является русский хоровод. Развитие наблюдательности. Развитие художественных навыков при создании
рисунка и аппликации на основе знаний простых форм. Понимание пропорций как соотношения между собой частей
одного целого. При возникновении трудностей — выполнение работы совместно с учителем.
Задание: сделай аппликацию и дорисуй ее.
Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, кисти, цветные карандаши
Дом. Уют. Тепло. Анализ формы домов и их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие домов.
Природные материалы для постройки, роль дерева. Образ традиционного русского деревенского деревянного дома.
Красота природы. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. Пропорции. Понимание пропорций как
соотношения между собой частей одного целого. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников.
Задание: рисунок красками и кистью. Домик в деревне. Деревья рядом с домом.
Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, цветные мелки, образец рисунка
Природа. Красота природы. Лес. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Названия грибов. Форма
гриба и его строение. Части гриба. Шляпка, ножка. Деревья. Пенек. Лесная полянка. Композиция рисунка.
Последовательность построения композиции. Пропорции изображаемых предметов. Цвет и контраст. Самостоятельное
выполнение работы.
Задание: аппликация с дальнейшим дорисовыванием. Грибы. Грибы на пеньке.
Материалы и инструменты: бумага цветная, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, иллюстрации с изображением
грибов
Рассматривание рисунков. Рисование на темы является рисованием по представлению. Запас знаний и зрительных
представлений. Круг наблюдений. Отбор объектов изображения. Расположение объектов на листе. Правильная
ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Передача сравнительных размеров. Понятие
двух плоскостей: горизонтальная (пол — земля), вертикальная (небо или стена). Развитие пространственных
представлений. Понятия «наверху», «внизу». Рисование карандашами тематического рисунка. Размер. Форма.
Последовательность выполнения рисунка. При затруднениях в работе — выполнение ее с помощью учителя.
Задание: рассматривание рисунков. Тематический рисунок. (Предложение: «Наверху облака. Внизу цветы».)
Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки
Рассматривание рисунков. Рисование на темы является рисованием по представлению. Запас знаний и зрительных
представлений. Круг наблюдений. Отбор объектов изображения. Формирование пространственных представлений у
детей. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в
рисунке. Передача сравнительных размеров. Понятие вертикальной плоскости (небо или стена). Развитие

34. Рисование на тему «Мой день рождения»
35. «Рисунок для мамы»

пространственных представлений. Понятия «над», «под», «посередине», «в центре». Рисование карандашами
тематического рисунка. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. Выполнение работы
самостоятельно.
Задание: рассматривание рисунков. Тематический рисунок. (Предложение: «Ночь, луна, домик».)
Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки
Рассматривание рисунков. Рисование на темы является рисованием по представлению. Запас знаний и зрительных
представлений.
Самостоятельное фантазирование тематики рисунка и воплощение на бумаге
Рассматривание рисунков. Рисование на темы является рисованием по представлению. Запас знаний и зрительных
представлений.
Самостоятельное продумывание тематики рисунка и воплощение идеи на бумаге



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».