Рабочая программа воспитания..

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№2 имени летчика,
дважды Героя Советского Союза Г. А. Речкалова» п.
Бобровский

Утверждаю:
Директор школы:
Л.И. Петухова
Приказ № 18-ОД

от 14.06.2024 г

Рабочая программа воспитания
обучающихся основного общего и среднего общего
образования

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 2 п.Бобровский (далее — Программа
воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций. Данная Программа основывается на единстве
и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования,
соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций
дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа воспитания:









предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в МАОУ СОШ № 2;
разработана с участием коллегиальных органов управления МАОУ СОШ № 2,
в том числе совета обучающихся, управляющего совета, и утверждена
педагогическим советом школы;
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам
и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских
базовых конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.

Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
В соответствии с особенностями МАОУ СОШ № 2 внесены изменения
в содержательный и организационный разделы Программы воспитания. Изменения
связаны с особенностями организационно-правовой формы, контингентом
обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью
образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся.
1. Целевой раздел
1.1. Содержание воспитания обучающихся в МАОУ СОШ № 2 определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей,
которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
1.2. Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ № 2 планируется и осуществляется
в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные

духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.3. Цель и задачи воспитания обучающихся.
Цель воспитания обучающихся в МАОУ СОШ № 2: развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации на основе традиционных российских
ценностей (жизни, достоинства, прав и свобод человека, патриотизма,
гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, высоких
нравственных идеалов, крепкой семьи, созидательного труда, приоритета духовного
над материальным, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма,
взаимопомощи и взаимоуважения, исторической памяти и преемственности
поколений, единства народов России), а также принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Задачи воспитания обучающихся в МАОУ СОШ № 2:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
 формирование и развитие личностного отношения к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
 приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
 достижение
личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС СОО.


Личностные
включают:

результаты

освоения

обучающимися

образовательных

программ

осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
 сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.




Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ № 2 планируется и осуществляется
на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
1.4. Направления воспитания.

Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
МАОУ СОШ № 2 по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС
ООО, ФГОС СОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями
и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
















гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве
и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам,
свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической
культуры;
патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России,
историческом просвещении, формировании российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, традиционных
российских семейных ценностях; воспитания честности, доброты,
милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения
к старшим, к памяти предков;
эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщению к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие
физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации
на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение
в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления
к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.

1.5. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП СОО
установлены ФГОС СОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов воспитания, развития личности обучающихся, на достижение которых

должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС СОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования
Гражданско - патриотическое воспитание:








знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление
о Родине — России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины — России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственной символики
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальное представление о правах и ответственности человека
в обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации,
в доступной по возрасту социально значимой деятельности.

Духовно-нравственное воспитание:









уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий
ценность
каждой
человеческой
жизни,
признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический
и моральный вред другим людям, уважающий старших;
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
владеющий представлением о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповедания;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
 проявляющий
интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре;




проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни,
в том числе в информационной среде;
 владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
 ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом;
 сознающий
и
принимающий
свою
половую
принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом
возраста.


Трудовое воспитание:
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение
к результатам труда, ответственное потребление;
 проявляющий интерес к разным профессиям;
 участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.



Экологическое воспитание:
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
 проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
 выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.


Ценность научного познания:
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность
и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке;
 обладающий первоначальным представлением о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании;
 имеющий
первоначальные
навыки
наблюдений,
систематизации
и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.


2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МАОУ СОШ № 2.
Уклад, или порядок, жизни школы аккумулирует ключевые характеристики,
определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад МАОУ СОШ № 2
удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции
воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия
и средства воспитания,
отражающие
самобытный
облик
МАОУ
СОШ
№ 2 и ее репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме.
Характеристики уклада, особенности условий воспитания в МАОУ СОШ № 2
МАОУ СОШ № 2 находится в сельской местности на территории п. Бобровский.
Наша школа функционирует 90 лет. В 5–11-х классах школы обучается 462
обучающихся. Контингент обучающихся и их родителей формировался из жителей п.
Бобровский. В п. Бобровский в основном проживают семьи интеллигенции и рабочих
ЗАО «БИЗ», ООО «ЛАБАРА-РУС», АО «Уральский завод металлоконструкций», ЗАО
«БЭЗ», завод «Уралэлектродеталь», «УралКриоГаз». В основном это благополучные
полные семьи. Состав обучающихся школы неоднороден и различается:
- по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и его уровня
подготовки к обучению в школе. Имеются обучающиеся с ОВЗ, которые обучаются
инклюзивно в общеобразовательных классах, а также в отдельных классах
по программам коррекционно-развивающей направленности;
- по социальному статусу- присутствуют обучающиеся с неблагополучием,
с девиантным поведением, есть дети, состоящие на различных видах учета;
- по национальной принадлежности, которая определяется многонациональностью
жителей микрорайона школы.
Источниками положительного влияния на детей являются, прежде всего, педагоги
школы, которые грамотно организуют образовательный процесс, о чем
свидетельствует
позитивная
динамика
результатов
деятельности
по обеспечению качества образования. Команда администрации имеет достаточно
большой управленческий опыт и квалификацию. Педагоги школы — специалисты
с продуктивным опытом педагогической практики и молодые педагоги с достаточно
высоким уровнем творческой активности и профессиональной инициативы.
В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые
для сопровождения всех категорий обучающихся в школе.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети,
компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом,
неспособные грамотно управлять развитием своего ребенка.
В поселке имеются Муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения
Детский сад № 10 «Теремок», Детский сад №29 «Василек », детский сад №60 «Дюймовочка»,
МАОУ НОШ №13, ГАУЗ СС Бобровская участковая больница», ЗАО «БИЗ», ООО «ЛАБАРАРУС»,АО «Уральский завод металлоконструкций», ЗАО «БЭЗ»,завод «Уралэлектродеталь»,
«УралКриоГаз».МБУК ДК п. Бобровский, филиал ГБУ ДО СО «Октябрьская ДШИ», МКУ
ФКИС «ИСКРА»,ГКПТУ СО ОПС19 СО ПЧ№19/1, Отделение Сбербанка в поселке
Бобровский .

Цель МАОУ СОШ № 2 в самосознании педагогического коллектива: воспитание
высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, принимающих
судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее
и будущее своей страны, укорененных в духовных и культурных традициях
многонационального народа России.














В нашей школе имеются традиции: линейка, посвященная Дню знаний и
Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя, новогодние
программы, мероприятия, посвященные летчику, дважды Герою Советского
Союза Г.А.Речкалова, «Широкая масленица», мероприятия ко Дню Победы,
«День рождения школы», «Город Мастеров». Основные традиции воспитания в
МАОУ СОШ № 2:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются основные
школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогических работников;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания
других
совместных
дел
педагогических
работников
и обучающихся является коллективность процессов — коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
и коллективный анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие
обучающихся, а также их социальная активность;
педагогические работники школы ориентируются на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных
детских
объединений,
на установление
в них
доброжелательных
и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно
развивающую,
организационную,
посредническую
(в
разрешении
конфликтов) функции.

Значимые для воспитания Всероссийские проекты и программы, в которых
МАОУ СОШ № 2 принимает участие:
1. РДДМ «Движение первых».
2. Школьный театр.
3. Школьный музей.
4. Спортивный клуб «Созвездие»
Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием
государственного флага РФ, посвящение в пятиклассники, посвящение в
старшеклассники.
Школа реализует инновационные, перспективные воспитательные практики:
1. Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания — совместная
работа ученика и педагога в изучении объекта, явления или процессов
с определенной целью, но с неизвестным результатом. Целью такого

взаимодействия является создание условий для развития творческой
личности, ее самоопределения и самореализации.
2. Музейная педагогика — создание условий для развития личности путем
включения ее в многообразную деятельность школьного музея.
3. Спортивно-оздоровительное направление – создание условий, направленных
на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы
воли, ответственности.
Школа организует вариативные курсы краеведческой направленности: «Наша малая
Родина». Также школа реализует практику экологической направленности
«ЭкологиЯ». В рамках программы школьники изучают памятники природы
Свердловской области и возможности использования этих территорий в качестве
экологообразовательных площадок с обеспечением их сохранения. В результате
участия школы в данной практике увеличился охват детей дополнительным
образованием естественно-научной направленности. Ученики приняли участие
в благоустройстве сельской
территории в целях экологического просвещения
сельчан.
Проблемные зоны, дефициты, препятствия достижению эффективных
результатов в воспитательной деятельности:
1. Сотрудничество с родителями — слабый отклик родительской
общественности на призыв школы к решению проблем организации
воспитательного процесса.
2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей — личное
общение часто заменяется сообщениями в мессенджерах, что понижает
эффективность решения проблем.
Пути решения вышеуказанных проблем:
1. Привлечение родительской общественности к планированию, организации,
проведению воспитательных событий и воспитательных дел, а также
их анализу.
2. Поощрение деятельности активных родителей.
3. Внедрение нестандартных форм организации родительских собраний
и индивидуальных встреч с родителями.
Нормы этикета обучающихся МАОУ СОШ № 2:
1. Соблюдай график посещений, приходи за 10–15 минут, не опаздывай к началу
занятий. Если опоздал, вежливо извинись, спроси разрешения учителя войти
в класс и пройти к своему рабочему месту.
2. Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников школы.
3. Следи за внешним видом: твоя одежда должна быть чистой и удобной,
прическа — опрятной.
4. Имей при себе сменную обувь. Верхнюю одежду оставляй в раздевалке,
повесь ее на вешалку. Уличную обувь поставь аккуратно рядом с вешалкой.
5. Все необходимое для занятий приготовь заранее — тетради, учебники,
письменные и чертежные принадлежности.
6. Держи рабочее место в порядке, следи за чистотой парты.
7. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения.
Во время урока отключи звук мобильного телефона и не доставай его.
8. Если в класс вошел педагог, нужно встать в знак приветствия.

9. Не перебивай учителя и одноклассника. Говори, только когда тебя
спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
10. Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно.
Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
11. На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других
учеников.
12. Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям. Неприличные слова и жесты
недопустимы.
13. Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.
14. Чисто там, где не мусорят. Уважай труд работников школы.
15. Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы
и содержание воспитательной работы в рамках определенного направления
деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом
с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа МАОУ СОШ № 2 представлена в рамках основных
(инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное руководство»,
«Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные мероприятия»,
«Предметно-пространственная среда», «Работа с родителями», «Самоуправление»,
«Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация».
А также в рамках дополнительного (вариативного) модуля «Школьный музей».
Модули
описаны
последовательно
по мере
уменьшения
их значимости
в воспитательной системе МАОУ СОШ № 2.
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных
занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
 максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью
и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения
к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения
со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу
общеобразовательной
организации,
установление
и
поддержку
доброжелательной атмосферы;
 организацию
наставничества мотивированными и
эрудированными
обучающимися над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:
 курсы,
занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности:
«Разговоры о важном», «Музей»;
 курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности: «Познай себя», «Биология формы и уровни жизни», «Юный
физик», «Робототехника»;
 курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов
и жанров: «Вокал», «Хореография», «Школьный театр»;
 курсы, занятия туристско-краеведческой направленности «Спортивный
туризм»;
 курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: «Волейбол»,
«Самбо».
Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
 планирование и проведение классных часов целевой воспитательной,
тематической направленности;
 инициирование и поддержку классными руководителями участия классов
в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
 организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными
потребностями, способностями, дающих возможности для самореализации,
установления
и
укрепления
доверительных отношений,
становления значимым взрослым, задающим образцы поведения;
 сплочение коллектива класса через игры и тренинги командообразования,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования
дней рождения обучающихся, классные вечера;


выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие
в выработке таких правил поведения в образовательной организации;
 изучение
особенностей личностного развития обучающихся путем
наблюдения за их поведением в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями,
а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
повышение успеваемости и др.), совместный поиск решений проблем,
коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально
и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
 регулярные
консультации с учителями-предметниками, направленные
на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями
и обучающимися;
 проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательного влияния педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих
им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь
и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;
 организацию
и
проведение
регулярных
родительских
собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся,
их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
 создание
и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
 привлечение
родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий
в классе и общеобразовательной организации;
 проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
 общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные,
литературные
и др.)
мероприятия,
связанные
с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами,
в которых участвуют все классы;
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям
в России, мире;
 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социальных статусов в образовательной организации,
обществе;


церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся
и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения
в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной
организации, своей местности;
 социальные
проекты
в
образовательной
организации,
совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими
работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности;
 проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно
с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи
с памятными датами, значимыми событиями для жителей населенного
пункта;
 разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие
в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой,
экологической,
трудовой,
спортивнооздоровительной и другой направленности;
 вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы
и оборудование, за приглашение и встречу гостей, и др.), помощь
обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа
общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями
с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками
и другими взрослыми.
Модуль «Школьный музей»
Реализация воспитательного потенциала школьного музея предусматривает:
 на индивидуальном уровне — проектно-исследовательскую деятельность
по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного
наследия родного края средствами краеведения и музейного дела;
 на классном уровне — организацию и проведение музейных уроков;
подготовку и проведение междисциплинарных, интегрированных уроков,
уроков в трансформированном пространстве; подготовку и проведение
классных часов на базе музея либо по классам с использованием материалов
музея;
 на школьном уровне — организацию и проведение Уроков мужества,
воспитательных дел, посвященных памятным датам в истории школы, города,
региона, России;
 на внешкольном уровне — организацию и проведение воспитательных дел,
посвященных памятным датам в истории; участие в конкурсах различных
уровней; размещение экспозиции школьного музея на площадке Музея
Победы; онлайн-экскурсии.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с социальными партнерами образовательной организации;


внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации
учебным предметам, курсам, модулям;
 экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк,
на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями,
в том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению,
оценке мероприятия;
 литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
слеты, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно
с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой
местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных
и историко-культурных ландшафтов, флоры, фауны и др.;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:
 оформление
внешнего вида здания, фасада, холла при входе
в образовательную организацию государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
 организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
 размещение
карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов
выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
 изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио
и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
 организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
 разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе «мест гражданского почитания» (в том числе если образовательная
организация носит имя выдающегося исторического деятеля, ученого, героя,
защитника Отечества и др.) в помещениях образовательной организации или


на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц,
мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников,
памятных досок;
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и др.;
 разработку и популяризацию символики образовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и др.),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся
в разных
предметных
областях,
демонстрирующих
их способности, знакомящих с работами друг друга;
 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений
в образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации;
 разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять
для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
 деятельность
классных руководителей и других педагогов вместе
с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);
 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:
 создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении
и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей
родительского сообщества в управляющем совете образовательной
организации;
 тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся
и педагогов, условий обучения и воспитания;
 родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;

работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга
и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
 проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей),
на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей
традиционных российских религий, обмениваться опытом;
 родительские форумы на официальном сайте образовательной организации
в информационно-коммуникационной сети Интернет, интернет-сообщества,
группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
 участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в образовательной организации, в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
 привлечение
родителей
(законных
представителей)
к подготовке
и проведению классных и общешкольных мероприятий;
 целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей, приемных детей.
Модуль «Самоуправление»
Реализация
воспитательного
потенциала
ученического
самоуправления
в образовательной организации предусматривает:
 организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
обучающихся или др.), избранных обучающимися;
 представление
органами
ученического
самоуправления
интересов
обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
 защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
 участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного
плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности
в образовательной организации.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной
организации предусматривает:
 организацию
деятельности педагогического коллектива по созданию
в образовательной организации эффективной профилактической среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
 проведение исследований, мониторинга угроз безопасности и ресурсов
повышения
безопасности,
выделение
и
психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
 проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.);


разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы
профилактики социальных
и природных
рисков
в образовательной организации и в социокультурном окружении совместно
с педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские
и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных
сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде,
безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской
обороне и др.);
 организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
 профилактику
правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, — познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
 предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в образовательной организации
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и др.);
 профилактику расширения
групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.).
Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
 участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии
с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий
в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.);
 участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
 проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
 проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений
актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации,
муниципального образования, региона, страны;
 реализация
социальных проектов, разрабатываемых обучающимися,
педагогами совместно с организациями-партнерами благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и другой направленности,
ориентированных
на
воспитание
обучающихся,
преобразование
окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.


Модуль «Профориентация»
Реализация
воспитательного
потенциала
профориентационной
работы
образовательной организации предусматривает:
 проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
 профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессии,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления
о существующих профессиях и условиях работы;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
 организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации,
где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной
профессии, развить соответствующие навыки;
 совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессии, прохождение профориентационного
онлайн-тестирования,
онлайн-курсов
по интересующим
профессиям
и направлениям профессионального образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
 индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение
в выборе ими будущей профессии;
 освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента
участников
образовательных
отношений,
внеурочной
деятельности, дополнительного образования.
3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
В данном подразделе представлены решения МАОУ СОШ № 2 в соответствии с ФГОС
основного
общего
образования
по разделению
функционала,
связанного
с планированием, организацией, обеспечением, реализацией воспитательной
деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических работников
в сфере воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том
числе с ОВЗ и других категорий; по привлечению специалистов других организаций
(образовательных, социальных, правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:
 заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
 советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими
общественными организациями;
 педагог-организатор;
 классные руководители;
 педагог-психолог;
 педагог-логопед;

 педагоги дополнительного образования.
Общая численность педагогических работников МАОУ СОШ № 2 — 33 человека
основных педагогических работников, из них 94 процента имеют высшее
педагогическое образование, 28 процентов— высшую квалификационную категорию,
72 процента — первую квалификационную категорию. Психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ, обеспечивают педагогпсихолог, педагог-логопед. Классное руководство в 5–11-х классах осуществляют
21 классный руководитель.
Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным вопросам
воспитания в соответствии с планом-графиком.
К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты других
организаций: МБУК ДК п. Бобровский, сотрудники ПДН, депутаты Думы СГО,
Бобровская сельская Администрация.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МБОУ СОШ № 2 обеспечивают
следующие локальные нормативно-правовые акты:
 положение о классном руководстве;
 положение о дежурстве;
 положение о режиме занятий обучающихся;
 положение о школьном методическом объединении;
 программа внутришкольного контроля;
 положение о порядке посещения обучающимися по их выбору мероприятий,
не предусмотренных учебным планом;
 положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
 положение о совете профилактики;
 положение о наблюдательном совете;
 положение о школьной форме;
 положение о психолого-педагогическом консилиуме;
 положение о школьной библиотеке;
 положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию;
 положение об организации дополнительного образования;
 положение о внеурочной деятельности обучающихся;
 положение об ученическом самоуправлении;
 правила внутреннего распорядка для обучающихся;
 положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых»;
 положение о школьном спортивном клубе «Созвездие»;
 программа «Школьный театр»;
 положение об использовании устройств мобильной связи;
 положение об информационной открытости.
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы
по адресу:
3.3.
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
На уровне ООО обучается 31 обучающихся с ОВЗ. Это дети с задержкой психического
развития. Для данной категории обучающихся в МАОУ СОШ № 2 созданы особые
условия.
На уровне общностей. Формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов,

приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями
(законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности
в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения
и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельности. Педагогическое проектирование совместной деятельности
в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
группах обеспечивает условия для освоения доступных навыков, формирует опыт
работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося
в социальной ситуации его развития.
На уровне событий. Проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации
развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни
класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку
и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической,
медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями школа ориентируется:
 на формирование личности
ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
 создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников
с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
 личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально
вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МАОУ СОШ №2
1. Публичность поощрения — информирование всех учеников школы о награждении,
проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения — они регламентированы положением
о награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом
обязательно.

3. Регулирование частоты награждений — награждения по результатам конкурсов
проводятся один раз в год по уровням образования.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения — использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные
противоречия
между
обучающимися,
получившими
и не получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрения на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей.
6. Дифференцированность поощрений — наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения.
Форма организации системы поощрения проявлений активной жизненной
позиции и социальной успешности обучающихся в МАОУ СОШ № 2
В МАОУ СОШ № 2 система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции учеников организована как система конкурсов,
объявляемых в начале учебного года:
 «Ученик года»;
 «Лидер года»;
 «Лучший спортсмен года»;
 «Самый классный класс»;
 «Учитель года».
Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах
зафиксированы в соответствующих локальных актах. Достижения участников
оцениваются по артефактам портфолио, которое формируется обучающимся или
классом в течение учебного года. Итоги подводятся в конце учебного года.
Обсуждение кандидатур осуществляют педагогический совет и общешкольная
ученическая конференция школы, которые принимают решение о победителях,
призерах и лауреатах конкурсов по итогам голосования.
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МАОУ СОШ № 2
1. Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающегося при
ее организации и регулярном поощрении классными руководителями,
поддержке родителями (законными представителями) по собиранию
(накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения
обучающегося. Ведение портфолио участника конкурса регламентирует
соответствующий локальный акт. Портфолио конкурсанта должно включать:
 артефакты признания — грамоты, поощрительные письма, фотографии призов
и т. д.;
 артефакты деятельности — рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото
изделий и т. д.
2.
Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий)
обучающихся,
номеров
классов
в
последовательности,
которую
устанавливают в зависимости от их успешности и достижений, которые
определяются образовательными результатами отдельных обучающихся или
классов.
Формы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся МАОУ СОШ № 2
1. Объявление благодарности.

2. Награждение грамотой.
3. Вручение сертификатов и дипломов.
4. Занесение фотографии активиста на доску почета.
5. Награждение ценным подарком.
Кроме этого, в МАОУ СОШ № 2 практикуется благотворительная поддержка
обучающихся, групп обучающихся (классов). Она заключается в материальной
поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения
внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной
направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся,
семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную
презентацию благотворителей и их деятельности.
Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка в МАОУ
СОШ № 2 осуществляется посредством направления благодарственного письма.
Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах
награждения размещается на стендах в холлах главного здания школы и ее филиалов,
на сайте школы и ее странице в социальных сетях.
Рейтинги, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе
из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать
укладу МАОУ СОШ № 2, цели, задачам, традициям воспитания, их использование
должно быть согласовано с представителями родительского сообщества во избежание
деструктивного воздействия на взаимоотношения в отношении школы.
3.5. Анализ воспитательного процесса в МАОУ СОШ № 2
Осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания,
личностными результатами обучающихся на уровне основного общего образования,
установленными ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации
является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных
проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими
работниками, обучающимися и родителями;
 развивающий
характер
осуществляемого
анализа
ориентирует
на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знание и сохранение в работе цели
и задач воспитания, умелое планирование воспитательной работы,
адекватный подбор видов, форм и содержания совместной с обучающимися,
коллегами, социальными партнерами деятельности);
 распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие —
это результат как организованного социального воспитания, в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.

Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора
по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогомпсихологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим обсуждением
результатов на методическом объединении классных руководителей или
педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
 какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год;
 какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
 какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
1. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником
директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при
наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных
представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования
и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством реализации
воспитательного потенциала:
 Урочной деятельности;
 внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;
 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности ученического самоуправления;
 деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнерства;
 деятельности по профориентации обучающихся;
 школьного музея.
Итогом самоанализа воспитательной работы МАОУ СОШ № 2 будет перечень
выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы
в 2024/25 учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании
воспитательной работы на 2025/26 учебный год.

Утверждаю:
Директор школы:
Л.И. Петухова
Приказ № 18-ОД

от 14.06.2024 г

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАОУ СОШ № 2 П. БОБРОВСКИЙ
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ключевые общешкольные дела
Содержание
Классные час «Разговоры о важном»
Торжественная линейка «День знаний». Классные часы
«Здравствуй, школа!»
Мероприятия по профилактике ЧС, учебнотренировочная эвакуация учащихся.
Мероприятия по профилактике ДДТТ

Время проведения
Еженедельно
сентябрь
сентябрь, май
октябрь, март

Декада пожилых людей

октябрь

Мероприятия, посвященные Дню учителя

октябрь

Ответственные
Заместитель директора по
ВР, классные руководители
Заместитель директора по
ВР, классные руководители
Заместитель директора по
ПР
Заместитель директора по
ПР
Заместитель директора по
ВР, классные руководители
Заместитель директора по
ВР, педагог-организатор.

Класс
5-11
5-11
5- 11
5- 11
5-11
5-11

Осенние праздники, школьный бал

октябрь

Мероприятия, посвящённые «Дню матери»

ноябрь

Мероприятия по профилактике зависимостей от ПАВ и
наркотических веществ

ноябрь, апрель

Единые классные часы «День Героя России»

декабрь

День памяти Г.А. Речкалова

декабрь

Мероприятия по профилактике дивиантного поведения,
бродяжничества, преступлений
Мероприятия по профилактике ВИЧ/СПИД

декабрь, май
декабрь, апрель

Новогодние праздники

декабрь

Час памяти «Блокада Ленинграда»

январь

Школьная краеведческая конференция

январь

Вечер встречи выпускников

февраль

Мероприятия, посвященные Дню святого Валентина

февраль

Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества

февраль

Выставка патриотического плаката
Мероприятия, посвященные Международному женскому
дню

февраль

Общешкольное мероприятие «Молодецкие забавы»
Мероприятия, посвященные Дню космонавтики
Неделя экологии

март
март
апрель
апрель

Заместитель директора по
ВР, классные руководители
Заместитель директора по
ВР, классные руководители
Заместитель директора по
ВР, Заместитель директора
по ПР
Заместитель директора по
ВР
Заместитель директора по
ВР
Заместитель директора по
ПР
Заместитель директора по
ПР
Заместитель директора по
ВР, классные руководители
Классные руководители
Заместитель директора по
ВР.
Заместитель директора по
ВР
Педагог-организатор
Заместитель директора по
ВР, учителя физкультуры
Классные руководители
Заместитель директора по
ВР, педагог-организатор
Заместитель директора по
ВР, классные руководители
Классные руководители
Заместитель директора по

5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
9-11
5-11
5-11
5-11
5-11

Вахта памяти, Митинг у Вечного огня, военизированная
эстафета, поздравление ветеранов, акция «Бессмертный
полк»

май

Торжественная церемония награждения учащихся
«Гордость школы»

май

Торжественная линейка “Последний звонок”

май

Субботники по благоустройству пришкольной территории

май

Общешкольный туристический слет

май

Выпускной вечер
Школьная спортивная спартакиада:
Кросс Нации
ОФП, ВсОШ
Первенство школы по баскетболу
Веселые старты
Стрельба
А ну-ка, парни!
Футбол Первенство школы по
волейболу
Эстафета
Шефство над ветеранами педагогического труда,
тружениками тыла
Единые классные часы по профилактике ДДТТ, встречи с
инспектором ДПС
Единые классные часы по профилактике ПБ, встречи с

июнь
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
май
в течение года
1 раз в четверти, перед
каникулами
1 раз в четверть

ВР, педагог-организатор
Заместитель директора по
ВР, классные руководители,
учителя физической
культуры
Заместитель директора по
ВР.
Заместитель директора по
ВР, классные руководители
Заместитель директора по
АХЧ, классные
руководители
Заместитель директора по
ВР, классные руководители,
учителя физической
культуры
Заместитель директора по
ВР, классные руководители

5-11

5-11
9 - 11
5-11

5-11

9, 11

Учителя физической
культуры

5-11

Классные руководители

5-11

Заместитель директора по
ПР, классные руководители
Заместитель директора по

5-11
5-11

инспектором по ПБ
Цикл единых классных часов
“О героическом прошлом России”
Предметные недели
Субботники на социально-значимых объектах поселка

в течение года
в течение года
в течение года

ПР, классные руководители
Классные руководители
ШМО
Заместитель директора по
ВР

5-11
5-11
9-11

Курсы внеурочной деятельности
Название курса

Количество часов в неделю

Ответственные

Классы

Волейбол
Волейбол
Самбо
ВПК «Гвардеец»
Спортивный туризм
Биология формы и уровни жизни

2
2
3
4
1
1

Банников А.В.
Комиссаров А.В.
Мамедов Р.Р
Терентьев И.В.
Красноперов А.Ю.
Таранушенко Е.А.

5-7
8-11
5-9
5-7
5-7
8-9 класс,

Роль физики в развитии медицины

1

Плещева Г.И.

10-11 класс

Дополнительная общеразвивающая программа
«Робототехника»

1

Зуев М.В.

5-11 класс

Хип-хоп танцы «Уличные стили»

2

Стаметов А. И.

5-11 класс

Ответственные

Класс

Самоуправление
Содержание
Выборы мэров, активов классов, распределение
обязанностей.
Общешкольное выборное собрание учащихся:

Время проведения
сентябрь

Классные руководители

5-11

сентябрь

Заместитель директора по

8-11

выдвижение кандидатур от классов в Совет
Старшеклассников, выборы председателя Совета
Старшеклассников, утверждение планов работы на год,
распределение обязанностей
Рейд СС по проверке классных уголков
Заседания Совета Старшеклассников
Работа центров Совета Старшеклассников
Общешкольное отчетное собрание учащихся: отчеты
членов Совета Старшеклассников о проделанной работе.
Подведение итогов работы за год

ВР

октябрь
ежемесячно
в течение года
май

Заместитель директора по
ВР, педагог-организатор
Заместитель директора по
ВР
Заместитель директора по
ВР, педагог -организатор
Заместитель директора по
ВР

5-11
8-11
5-11
5-9

Профориентация
Содержание

Время проведения

Классный час «Профминимум»

Еженедельно

Мероприятия по профориентации в школе «Мир
профессий». Оформление стенда «Куда пойти учиться»,
Конкурс рисунков, диагностика. Участие во
всероссийских акциях по профориентации

в течение года

Ответственные
Заместитель директора по
ВР,
классные
руководители
Заместитель директора по
ВР, педагог – организатор,
классные руководители

Класс
6-11

5-11

Школьные медиа
Содержание
Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок,
репортажей на страницах газеты «Школьная доска»
Видео-, фотосъемка классных, школьных мероприятий.

Время проведения
в течение года
в течение года
Экскурсии, походы

Ответственные
Руководитель школьной
газеты
Пресс-центр, педагогорганизатор

Класс
5-11
5-11

Содержание
Участие в районном туристическом слете учащихся СГО
Посещение тематических мероприятий в Бобровском
Доме культуры
Поездки на представления в театр.
Экскурсии в музеи, пожарную часть, на предприятия
Туристические походы

Время проведения
сентябрь
в течение года
По плану классных
руководителей
По плану классных
руководителей

Ответственные
Заместитель директора по
ВР, учителя физической
культуры
Классные руководители

Класс
5-11

5-11

Классные руководители

5-11

Классные руководители

5-11

Организация предметно-эстетической среды
Содержание
Выставки рисунков, фотографий творческих работ,
посвященных событиям и памятным датам
Оформление классных уголков
Праздничное украшение школы, кабинетов, окон
кабинета

Время проведения
в течение года
в течение года
в течение года

Ответственные
Педагог-организатор,
учителя ИЗО
Классные руководители

Класс
5-11

Педагог-организатор,
классные руководители

5-11

Ответственные
Администрация школы,
классные руководители

Класс
5-11

5-11

Работа с родителями
Содержание
Общешкольные родительские собрания

Время проведения
2 раза в год

Классные родительские собрания

в течение года

Работа общешкольного родительского комитета

в течение года

Организация просветительской работы с родителями.

в течение года

Классные руководители
Заместитель директора по
ВР
Заместители директора по

5-11
5-11
5-11

Индивидуальные консультации
Работа Совета профилактики с
неблагополучными семьями по вопросам воспитания,
обучения детей
Информационное оповещение через школьный сайт
Совместные с детьми походы, экскурсии.
Участие родителей в проведении общешкольных,
классных мероприятий

по плану Совета
в течение года
по плану классных
руководителей
В течение года

ВР и ПР, классные
руководители
Заместитель директора по
ПР
Администрация школы
Классные руководители

5-11
5-11

Заместитель директора по
ВР, классные руководители

5-11

Классное руководство
(согласно планам воспитательной работы классных руководителей)
Школьный урок
(согласно календарно-тематическому плану работы учителей-предметников)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 2 ИМЕНИ ЛЁТЧИКА, ДВАЖДЫ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.А.
РЕЧКАЛОВА" П. БОБРОВСКИЙ

5-11

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
2 ИМЕНИ ЛЁТЧИКА, ДВАЖДЫ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.А.
РЕЧКАЛОВА" П. БОБРОВСКИЙ
Дата: 2024.07.01 13:25:47 +05'00'



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».