Аннотация рабочей программы Родной язык (русский) 10-11 класс
Целями изучения русского (родного) язык на базовом уровне в средней школе
являются:
• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и
мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых
компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей
профессией, самообразования и социализации в обществе;
• овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной
стилистики,
обеспечивающими
совершенствование
речевой
культуры,
коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики
использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой
принадлежности;
• формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в
разных сферах общения;
• совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание
способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
• приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной
и второстепенной информации; овладение разными способами информационной
переработки текста;
• расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование
умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими,
грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений
и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных
умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного
общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по
избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной
деятельности в вузе;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание курса русского (родного) языка на базовом уровне в средней школе, как и
на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что
возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее
развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной,
языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами
речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и
письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от
определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и
продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого
общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту,
интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие
способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать
коммуникативные
намерения
партнера,
выбирать
адекватные
стратегии
коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его
осмысленному изменению.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения
содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка
этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные
универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом
школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями,
входящими
в коммуникативную
составляющую содержания учебного предмета
«Русский язык». С этих позиций определение результатов освоения программы на
базовом
уровне,
отражающих уровень
сформированности
коммуникативных
универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и
предметном.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе
углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке
и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме,
об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка,
формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных
сферах
общения,
совершенствование
орфографической
и
пунктуационной
грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений
и фактов, умения
пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание
старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры,
осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики
русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в
научно-учебной сферах общения.
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку определяет
особенности предъявления материала в примерной программе: содержание представлено
не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного)
языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими
условиями формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В
старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения
приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных
универсальных учебных действий (владеть всеми видами речевой деятельности,
строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в
процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать
устную и письменную речь;точно, правильно, логично и выразительно излагать свою
точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в
дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе
коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского
речевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий
(формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь
рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из
различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую
информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от
коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и
предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных
действий
(ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать
последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры
учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов
со-временной теории речевого общения, теории речевой деятельности (раздел «Речь.
Речевое общение»), а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого
высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского
литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими). Таким образом,
предметные цели курса русского языка для базового уровня максимально приближены к
жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся.
Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан
материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому
языку в 10—11 классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся,
организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а
также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.
Повторение изученного материала не является главным в содержании курса русского
языка в средней школе. В некоторых классах необходимость в повторении может
оказаться значительной и даже потребуются специальные обобщающие уроки,
содержание которых подсказывают материалы учебника; в большинстве же классов
ранее изученное по русскому языку будет выступать основой, своего рода базой для
овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в
особенности
научного,
публицистического,
художественного,
на
уровне
формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими
сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной
взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.
Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с
работой над текстом, попутно, вторым планом: в одних случаях — в форме
выписок, планирования, переложения текста, его продолжения или составления
подобного в том же стиле и жанре; в других — в форме комментирования,
объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок (которые даются учителем или
учащимися), выполнения упражнений учебника с учетом пробелов в подготовке каждого
учащегося, группировки примеров
на
определенные
правила
правописания,
составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в
третьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся
построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм
умственного действия по различию конкурирующих языковых явлений с
последующим выполнением на его основе практических упражнений. Работа по
орфографии и пунктуации, так же как и по грамматике, занимает целый урок лишь в
редких случаях.
Развитие речи, её содержание и формы (11 класс) определяются органичным
сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к
текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительновыразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия
учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в
его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом
изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой по обогащению,
совершенствованию речи учащихся. На программном литературном материале они учатся
строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики,
типа
анализа
идейно-тематического содержания произведения, его композиции,
используемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому,
авторской позиции по затрагиваемым в
произведении вопросам. Работа эта, если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа
по развитию речи, орфографии и пунктуации, а ее предметное содержание служит более
качественному, хорошо осмысленному усвоению литературного материала.
Раздел «Текст. Виды его преобразования» (11 класс), как и раздел, посвященный
фонетике, лексике, грамматике, в значительной мере является повторением того, что было
изучено в предшествующих классах, однако содержание его существенно обогащено:
расширен круг рассматриваемых вопросов, включен более сложный дидактический
материал, изменен характер предлагаемых видов речевой деятельности учащихся.