РП Школа волонтера

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Сысертского городского округа в лице Администрации Сысертского городского
округа
МАОУ СОШ № 2

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Школьным

Директор МАОУ СОШ №2

методическим
объединением учителей

________________________

общественных и
естественных учебных
предметов

Петухова Л.И.
Приказ № 19-ОД от 13 июня
2023г.

________________________
Руководитель ШМО
Пыткеева Н.Г.
Протокол № 4 от « 08 »
июня 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета по выбору «Школа волонтёра»
для обучающихся 5-9 классов

п.Бобровский, 2023 г

Личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты

освоения учебного предмета по выбору «Школа волонтера»
В результате освоения учебного предмета по выбору «Школа волонтѐра»
должны быть достигнуты личностные, метапредметные и предметные
результаты.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•

формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного

поведения, осознанного

и ответственного отношения к

собственным поступкам;
•

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил

индивидуального

и

коллективного

безопасного

поведения

в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
•

формирование

основ

экологической

культуры,

соответствующей

современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных

технологий;

развитие

мотивации

к

овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты:
•

выполнять

несложные

познавательные

и

практические

задания,

основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах
общества;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на
общество и личность;
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в
различных сферах общественной жизни;
• выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями
и характеризовать основные направления общественного развития; • осознанно
содействовать защите природы;
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали;
• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей
будущей профессиональной деятельности;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о
таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

• описывать основные социальные роли подростка;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно
выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодѐжи;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать
здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с
требованиями безопасности жизнедеятельности;
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
• раскрывать достижения российского народа;
• использовать знания и умения для формирования способности уважительно
относиться к правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина
РФ.

Содержание учебного предмета по выбору «Школа волонтера»
Первый год обучения (5–7 классы)
Волонтёрская деятельность
Определение понятий «доброволец» и «волонтѐр». Сущность волонтѐрского
(добровольческого) труда. Основные причины для занятия волонтѐрством
(добровольчеством).

История

развитии

волонтѐрства

(добровольчества).

Развитие волонтѐрства в мире. Развитие волонтѐрства в России. Волонтѐрство
(добровольчество) в социальной сфере. Волонтѐрство (добровольчество) в
сфере физической культуры и спорта. Волонтѐрство (добровольчество) в сфере
культуры.

Волонтѐрство

(добровольчество)

в

сфере

охраны

природы.

Волонтѐрство (добровольчество) в сфере здравоохранения. Волонтѐрство
(добровольчество) в сфере предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций. Медиаволонтѐрство. Киберволонтѐрство (интернетволонтѐрство, е-волонтѐрство).
Основные принципы волонтѐрского труда. Принцип добровольности. Принцип
безвозмездности. Принцип добросовестности. Принцип законности. Принцип
вежливой активности. Личные качества волонтѐра.
Основные трудности волонтѐрского труда. Общение с незнакомыми и
малознакомыми людьми. Выстраивание приоритетов: важные и срочные дела,
неважные и несрочные дела. Правильные представления о содержании
порученной работы и еѐ результатах. Работа в команде. Связь волонтѐрского
труда с будущей профессией.
Волонтёрское объединение
Волонтѐрское объединение. Виды волонтѐрских объединений: волонтѐрская
группа (звено), волонтѐрский отряд, волонтѐрский центр (движение). Объекты
волонтѐрской деятельности. Направления работы волонтѐрского объединения.
История тимуровского движения. Лидер волонтѐрского объединения. Качества
лидера.

Имидж

волонтѐрского

объединения.

Миссия

деятельности.

Общественное

мнение.

Бренд.

Внутренняя

культура.

Организационная

культура. Дружба в волонтѐрском объединении. Соревнование в волонтѐрском
объединении. Квест как форма волонтѐрского мероприятия. Виды квестов.
Социальный квест. Методы привлечения новых волонтѐров. Принципы
организации мероприятий. Технологии проведения мероприятий. Проблема,
которую призвано решить мероприятие. Участники мероприятия. Дата и место
проведения. Необходимый реквизит. Информирование участников. Анализ
итогов мероприятия. Партнѐрские отношения с другими объединениями. Виды
взаимодействия с другими объединениями.
Второй год обучения (8–9 классы)
Направления волонтёрства. Профессиональное самоопределение
Направления

волонтѐрства.

Соответствие

направлений

волонтѐрства

и

профессий. Волонтѐрство в сфере охраны природы и знакомство с профессиями
(биоэколог и инженер-эколог). Волонтѐрство в социальной сфере и знакомство с
профессиями (социальный работник). Волонтѐрство в сфере физической
культуры и спорта и знакомство с профессиями (спортивные тренер, судья,
арбитр, рефери, менеджер). Событийное волонтѐрство и знакомство с
профессиями (event-менеджер, культорганизатор). Волонтѐрство в сфере
здравоохранения и знакомство с профессиями (врач, архитектор медицинского
оборудования, валеолог). Волонтѐрство в сфере предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций и знакомство с профессиями (инженер по
защите в чрезвычайных ситуациях, сотрудник МЧС, спасатель).
Особенности волонтѐрства в социальной сфере. Работа с пожилыми людьми.
Помощь ученикам младших классов.
Особенности

волонтѐрства

в

сфере

физической

культуры

и

спорта.

Особенности волонтѐрства в сфере культуры. Участие в восстановлении
памятников

культурного

и

исторического

наследия,

археологических

исследованиях. Экскурсоведение. Другие проекты в области искусства и
культуры.

Особенности волонтѐрства в сфере охраны природы. Виды экологических
проектов.
Особенности

событийного

волонтѐрства.

Особенности

деятельности

медиаволонтѐров. Технологии создания и редактирования новости.
Особенности деятельности киберволонтѐров. Работа в интернет-среде, создание
виртуальной группы, сообщества.
Особенности

волонтѐрства

деятельности:

досуговая

в

работа,

сфере

здравоохранения.

обучающая

работа,

Направления

хозяйственная

и

организационная помощь, информационная помощь.
Особенности волонтѐрства в сфере предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Социальный проект в волонтерской деятельности
Понятие социального проекта. Этапы социального проекта. Особенности
реализации. Квест как форма социального проекта.
Технология разработки содержания квеста. Принципы организации квеста.
Распределение ролей. Проведение квеста.
Волонтѐрский социальный проект. Ключевые пункты проекта: название, цель,
задачи, целевая аудитория, мероприятия проекта и их периодичность, ресурсы,
схема взаимодействия участников команды проекта, риски. Особенности
реализации. Защита проекта. Этапы презентации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса

Тематическое планирование

Виды учебной
деятельности

Первый год обучения (5–7 классы)
Волонтёрская

(Определение понятий «доброволец» и Осознавать понятия «волонтѐр»,

деятельность

«волонтѐр».

(9 часов)

Сущность

(добровольческого)
причины

для

волонтѐрского «доброволец».

труда.

занятия

(добровольчеством).

Основные примеры

Обсуждать

того,

волонтѐрством занимаются

История

почему

люди

волонтѐрством.

развитии Определять

этапы

истории

волонтѐрства (добровольчества). Развитие развития волонтѐрства в мире и
волонтѐрства
волонтѐрства

в
в

мире.
России.

Развитие России. Давать характеристику
Волонтѐрство видам

волонтѐрской

(добровольчество) в социальной сфере. деятельности.
Волонтѐрство (добровольчество) в сфере Характеризовать
физической

культуры

и

основные

спорта. принципы добровольного труда.

Волонтѐрство (добровольчество) в сфере Применять изученные принципы,
культуры. Волонтѐрство (добровольчество) совершая доброе дело (помощь
в сфере охраны природы. Волонтѐрство другу, родственнику).
(добровольчество)

в

здравоохранения.

Волонтѐрство в

(добровольчество)
предупреждения
последствий

сфере Характеризовать формы участия

в
и

чрезвычайных

Медиаволонтѐрство.

волонтѐрских

сфере Приводить примеры для каждой
ликвидации формы.
ситуаций. Определять

трудности

Киберволонтѐрство волонтѐрской

(интернет-волонтѐрство, е-волонтѐрство).

деятельности.

Выбирать способы преодоления

Основные принципы волонтѐрского труда. трудностей.
Принцип

добровольности.

безвозмездности.

акциях.

Преодолевать

Принцип неуверенность

в

общении

Принцип малознакомыми

с

людьми.

добросовестности. Принцип законности. Соотносить свои желания со
Принцип вежливой активности. Личные своими
качества волонтѐра.

Определять

Основные трудности волонтѐрского труда. деятельности.
Общение с незнакомыми и малознакомыми ожидаемый

возможностями.
приоритеты
Формулировать
результат

работы.

людьми.

Выстраивание

приоритетов: Договариваться

с

членами

важные и срочные дела, неважные и команды.
несрочные

дела.

Правильные

представления о содержании порученной
работы и еѐ результатах. Работа в команде.
Связь волонтѐрского труда с будущей
профессией..
Виды Давать

Волонтѐрское

объединение

волонтѐрских объединений: волонтѐрская волонтѐрского

(8 часов)

группа

объединение.

характеристику

Волонтёрское

(звено),

волонтѐрский

отряд, Определять

волонтѐрский центр (движение). Объекты
волонтѐрской деятельности. Направления
работы

волонтѐрского

объединения.

История тимуровского движения. Лидер
волонтѐрского
лидера.

возможные

виды

деятельности такого объединения.
Находить

примеры

волонтерских

объединений в своѐм регионе.
Определять понятие «руководитель
волонтѐрского

объединения».

объединения.
Имидж

объединения.

объединения.

Миссия

Качества Давать характеристику лидерских
волонтѐрского качеств, обязанностей руководителя.
деятельности. Классифицировать

направления

Общественное мнение. Бренд. Внутренняя работы волонтерских объединений.
культура.
Дружба

культура. Получать

Организационная
в

волонтѐрском

Соревнование

в

объединении.

Квест

участия

в

объединении. волонтерской деятельности.
волонтѐрском Определять
как

форма

волонтѐрского мероприятия. Виды квестов.
Социальный квест. Методы привлечения
новых волонтѐров. Принципы организации
мероприятий.

опыт

волонтѐрского

«имидж

объединения».

Участвовать в создании имиджа
волонтѐрского
формулировать

объединения:
миссию,

правила

поведения, разрабатывать логотип и

проведения другие
элементы
символики
мероприятий. Проблема, которую призвано волонтѐрского объединения.
решить

Технологии

понятие

мероприятие.

Участники Определять понятие «социальный

мероприятия. Дата и место проведения. квест». Приводить примеры квестов
Необходимый реквизит. Информирование из

жизненного

опыта,

из

участников. Анализ итогов мероприятия. литературных источников (А. П.
Партнѐрские

отношения

с

другими Гайдар «Тимур и его команда»).

объединениями. Виды взаимодействия с
другими объединениями.

Обсуждать подходы к организации и
проведению

мероприятий.

Организовывать рабочую группу,
составлять

план

мероприятия,

формулировать

ожидаемые

результаты мероприятия.
Определять приѐмы
новых

привлечения

волонтѐров:

уроков

проведение

добровольчества,

распространение

материалов,

создание информационных стендов.
Проводить

волонтѐрское

мероприятие.
Давать характеристику партнѐрским
отношениям

с

другими

организациями. Договариваться о
взаимодействии.

Проводить

волонтѐрское мероприятие вместе с
другими организациями.
Проводить сравнение ожидаемых
результатов

мероприятия

и

реальными результатами.

Второй год обучения (8–9 классы)
Направления

Направления волонтѐрства. Соответствие Характеризовать

волонтёрства.

направлений волонтѐрства и профессий. волонтѐрства.

Профессиональное
самоопределение
(9 часов)

направления
Соотносить

Волонтѐрство в сфере охраны природы и направление волонтерству с видами
знакомство с профессиями (биоэколог и
инженер-эколог).
социальной

сфере

профессиями
и

и

знакомство

(социальный

Волонтѐрство
культуры

Волонтѐрство

в

сфере

спорта

и

в
с

работник).

профессиональной
Называть

деятельности.

профессии,

давать

характеристику профессиональной
деятельности.
Определять основные направления

физической деятельности
волонтѐра
в
знакомство с социальной сфере. Анализировать

профессиями (спортивные тренер, судья, опыт

деятельности

арбитр, рефери, менеджер). Событийное волонтѐрских

реальных

объединений

этой

волонтѐрство и знакомство с профессиями сферы.
(event-менеджер,

культорганизатор). Определять основные направления

Волонтѐрство в сфере здравоохранения и деятельности волонтѐра в сфере

знакомство

с

(врач, физической культуры и спорта.

профессиями

архитектор медицинского оборудования, Анализировать опыт деятельности
валеолог).

Волонтѐрство

предупреждения

сфере реальных

в

и

ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций и
знакомство с профессиями (инженер по
защите

в

чрезвычайных

ситуациях,

сотрудник МЧС, спасатель).

волонтѐрских

объединений этой сферы.
Определять основные направления
деятельности волонтѐра в сфере
культуры.

Анализировать

деятельности
волонтѐрских

Особенности волонтѐрства в социальной сферы.
сфере. Работа с пожилыми людьми. Определять
Помощь ученикам младших классов.
Особенности

волонтѐрства

физической

культуры

Особенности

волонтѐрства

культуры.

Участие

в

в

объединений
ключевые

этой
умения

волонтѐра,

сфере эковолонтера,

медиаволонтѐра,

спорта. киберволонтѐр. Анализировать опыт

и
в

сфере деятельности

реальных

волонтѐрских

объединений.

восстановлении

наследия, археологических исследованиях.
Другие

реальных

событийного

памятников культурного и исторического
Экскурсоведение.

опыт

проекты

в

области искусства и культуры.

Создавать виртуальное сообщество
друзей волонтѐрского движения.
Определять основные направления
деятельности волонтѐра в сфере
здравоохранения.

Давать

Особенности волонтѐрства в сфере охраны характеристику реальным проектам
природы. Виды экологических проектов.
в своѐм регионе.
Особенности событийного волонтѐрства. Определять основные направления
деятельности деятельности волонтѐров в сфере

Особенности

медиаволонтѐров. Технологии создания и предупреждения
последствий

редактирования новости.
Особенности

деятельности

киберволонтѐров. Работа в интернет-среде,
создание виртуальной группы, сообщества.
Особенности

волонтѐрства

здравоохранения.
деятельности:
обучающая

в

сфере

ликвидации
чрезвычайных

Анализировать

опыт

деятельности

реальных

волонтѐрских

объединений.

Предлагать варианты обеспечения
контроля безопасности учащихся на

Направления территории общеобразовательной
досуговая
работа, организации.

работа,

хозяйственная

организационная

и Участвовать в волонтѐрских акциях

помощь, (по выбору учащегося).

информационная помощь.
Особенности

ситуаций.

и

волонтѐрства

в

сфере

предупреждения

и

ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций.

Социальный
проект
волонтерской
деятельности
(8 часов)

Понятие

социального

в социального

проекта.

проекта.

Этапы Характеризовать этапы организации

Особенности и

проведения

реализации. Квест как форма социального Разрабатывать
Технология разработки содержания квеста.
организации

квеста.

Распределение ролей. Проведение квеста.
Волонтѐрский

команде

социальной

проекта.
Принципы

в

Проводить

квестов.
квест

направленности.
квест.

Проводить

сравнение ожидаемых результатов
мероприятия

с

реальными

результатами. Обсуждать примеры

социальный

проект. школьных волонтѐрских проектов.
Ключевые пункты проекта: название, цель, Разрабатывать и презентовать свой
задачи, целевая аудитория, мероприятия социальный проект.
проекта и их периодичность, ресурсы,
схема взаимодействия участников команды
проекта, риски. Особенности реализации.
Защита проекта. Этапы презентации


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».