Истоки 5-7 класс

Аннотация к рабочей программе «Истоки» , 5-7 класс

1.1. Нормативная база
Рабочая программа по истокам для 5-7 классов со ст авлена на о сновании т ребован
нормативно – правовых докум ентов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2.Учебной программы по истокам. А.В.Камкин, И.А.Кузьмин Истоки. Программа для среднего и
общеобразовательной
школы. 5-11 классы.- М: Истоки, 2014г.
1.2. Цели изучения курса «Истоки ».
«Истоки » — интегративный
учебный курс, ориентированный на
систематизацию знаний об отечествен ном социокульт урном и духовно –
нравственном опыте. В цент ре его – феноменология ро ссийской
цивилизации, общий контекст ее о сновополагающих ценно стей и идеалов,
форм и норм социокультурной практики .
Главной целью курса «И стоки» являет ся о сво ение школьниками системы
ведущи х
ценно стных
ориент аций
отечественной
цивилизации,
присо единение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры.
Курс направлен на разви тие вн ут ренн его, духовного мира ученика ради
о сознания себя деятельным субъектом сохранения и при умножения духовно
– нравственного и социально — культурного опыт а Отечества.
В плане лично стного развития учащихся курс «Истоки» призван определит ь
собственно е воз зрение на служени е Отече ству, во спитывать каче ства
пат риотизма,
гражданственно сти,
устойчивой
и
бескорыстной
привязанно сти к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам,
формировать ориент ацию школьников на базовые духовно – нравственные
ценно сти ро ссийской культуры и на этой о снове спо собствовать
формированию у учащи хся собственной жизненной позиции.
В плане социализации учащихся кур с «Истоки » призван определять и
развивать их ориент ации в современной социокультурной среде, в
отечественном
духов ном
и
культурном
наследии,
содействовать
формированию их гражданской и культурной идентично сти. Во спитывая в
учащихся
до стойных
предст авителей
сво ей
культуры,
знающи х,
чувствующи х и принимающих ее идеалы и ценно сти, курс в тоже время
создает условия для фо рмирования у учащихся навыков сот рудни че ства в
современном полиэтническом и поликультурном соци уме, ст ремления к
социальной консолидации и ст абильно сти ро ссийского общества.
В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельно сти курс
«Истоки » призван привести их к пониманию духовно – нравственных
смыслов
важнейших
видов
человеческой
деятельно сти
(т руда,
предприниматель ства, сл ужения, творчества и др.), раcширить и х
культурологическую
компетентно сть,
формировать
добро совестно е
отношение к т руду.
Цели курса (по каждому классу).
Учебный курс «Истоки» (5 класс) – рассчит ан на 17 часа (1 час в неделю
1 полугодие)
Главные цели курс а:

Дальнейшее обогащение полученны х в начальной школе предст авл ений,
образов и понятий, связанных с социокультурными истоками ;
 Приобщение к глубинным ( смысловым, нравственным, духовным)
пласт ам выдающи хся памятни ков – явлений отечественной материальной,
художе ственной и духовной культуры ;
 Закрепление и развитие имеющего ся у ребен ка опыт а многомерного
во сприятия действенно сти (рац ионального, образного, мет афорического,
духовного) и через этот опыт – ощущ ения укорененно сти в ро ссийской
этниче ской и социокультурной среде;
 Развитие интереса к само стоятельном у поиску и о смыслению Истоков.
Учебный кур с «Истоки » (6 класс) – рассчит ан на 17 часов (1 час
в неделю 1 полугодие)
Главные цели курс а:
 В образовательном отношении – совершить важный шаг в о сво ении
социокультурного и
духовного контекст а про ст ранства и времени
феноменов ро ссийской цивилизации;
 В во спит ательном отношении – продолжить формирование о сознания и
ощущения
укорененно сти
в
отечественной
этно социальной
и
этнокультурной среде, чувст ва родства этой среде, уважения и
признательно сти к наследию предков;
 В лично стно – развивающем отношении – укреплять социокультурный
стержень лично сти, обогащать духовн ый опыт подро стка и продолжить
о сво ение инст румент ария Истоковедени я.
Учебный кур с «Истоки » (7 класс) – рассчит ан на 17 часов (1 час
в неделю 2 полугодие)


Главные цели курс а:
 В образовательном отношении – продолжить о сво ение социокульт урного и
духовно – нравственного контекст а ведущи х ви дов человеческой
деятельно сти;
 В во спит ательном отношении – воздействовать на мотивацию выбора
жизненного п ути и буд ущей профе ссиональной деятельно сти, о снованн ую
на понимании исторически сложившегося предназначения т руда, сл ужени я
и творчества;
 В лично стно – развивающем отношении – обогащать социальный и
нравственный опыт подро стка множеством смыслов и предназначений
важнейших видов человеческой деят ель но сти.
1.3. Научная основа курса.
Курс «Истоки » в сво ей о снове имеет ряд фундамент альны х наук, до сих пор
практически не предст авленных в школьном современном образовании. Это:
а)
отечественная
и
зарубежная
культурология,
раскрывающая
феноменологию
культуры,
рассмат ривающая
ее
как
«т екст »
и
разрабатывающ ая методы раскрытия его смыслов;
б) отечественная и зарубежная этнология, анализирующая и описывающая
материальн ую культуру, жизненный уклад и духовно – нравственные
ценно сти разных народов;
в) социальная и культурная ант ропология, исследующая разнообразие
связей человека с внешней средой, уст ановки его внут ренн его мира и
социокультурные роли.
Теоретически е и методологические до стижения наук, положенных в о снову
курса «Истоки », подчинены его во спитательным и образовательным целям.
В итоге сердцевин у учебног о содержания курса со ст авили универсалии

культуры – устойчивые иде алы, ценно сти и категории сознания и бытия,
передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчиво сть
цивилизации и преемственно сть культуры.
В учебном курс е «Истоки» универс алии о течественной культуры условно
можно разделить на несколь ко смысловых рядов (содержательных линий):
1)
Универсалии духовного мира;
2)
Универсалии нравственно сти;
3)
Универсалии деятельно сти ;
4)
Универсалии соци ума;
5)
Универсалии природно – культурн ого про ст ранства.
1.4. Методология курса.
Методологической о сновой преподавания учебного курса «Истоки» являет ся
социокультурный системный подход.
Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на
утверждение человека в обществ е, создает условия для управления
вн ут ренними ре сурс ами человека, формирует социокульт урный стержень
всех участни ков образовательного процесса, вырабатывает «социальный
имм унитет », позволяющий защитить ребенка, подро стка от негативных
воздействий внешней среды.
Социокультурный подход позволяет образование школьников рассмат ривать
как един ую си стем у, как комплексн ую проблем у, зат рагивающ ую
методологические, пси хологические, внут рипредметные и други е аспекты.
В о снове преподавания учебного курса «Истоки » ле жит идея активного
образования – одна из ведущи х в социокульт урном системном подходе. На
практике эт а идея воплощает ся с помощью активных форм обучения.
Главными целями системы активных форм являют ся развитие у учащихся
духовно – нравственных ценно стей, н акопление социокультурного опыт а,
развитие навыков общения, управления собственной
деятельно стью,
деятельно стью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего
до стижение значимы х для индиви дуума и группы результ атов.
В каждом активном занятии выде ляют ся пять аспектов:
 Содержательный – о сво ение социокультурны х и духовных нравственны х
категорий учебного курс а «Истоки »;
 Коммуни кативный – развитие спо собности эффективного общения;
 Управленческий – развитие управлен че ски х спо собно стей;
 Пси хологический – формирование мотивации на работу в групп е и
совместно е до стижение значимых результ атов;
 Социокультурный — о сознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на ново е понимание качества образования,
включающего не только усво ение содержания, но и ра звитие духовно сти,
комм уникативно сти и управленче ских умений, а т акже мотивации к
обучению и приобретению социокультурного опыт а.
1.5.Название, автор и год издания авторской программы, на основе
которой разработ ана рабочая программа.
Рабочая программа со ст авлена на о снове программы : А.В.Камкин,
И.А. Кузьмин Истоки. Программа для средн его и ст аршего звеньев
общеобразовательной школы. 5 -11 классы. - М: Истоки, 2014г.
1.6.Особенности программы, реализуемые подходы.
Отбор учебного материала для содержания программы о сущ ествлён с
учётом целей и задач изучения истоков в о сновной школе, возрастных
пот ребно стей и познавательных возможно стей обучающихся 5 -7 классов,
о собенно стей их социализации, а т акже ресурса времени, от водимого на

изучение предмет а. Важной отличительной стороной данной программы
являет ся ориент ация ученика на практи ческую н аправленно сть и т.д.
В программе реализуют ся следующие уст ановки:
 компетентно стный подход;


системный подход;



деятельно стный подход.

2.Общая характеристика предмета.
Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно –
воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность
на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций.
Учебно – методический комплект, состоящий из программы с комментариями,
учебных
пособий,
рабочих
тетрадей
и
методических
разработок,
последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры.
Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологи и,
культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики,
эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом
опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К.
Д. Ушинского. Вместе с тем, психоло го – педагогическая и методическая
концепция
«Истоков»
учитывает
новейшие
достижения
психологии,
современные педагогические технологии и методики. Образовательный
процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном
собственном участии на основе
3.Место курса в учебном плане и ценностные ориентиры его содержания.
Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве
отдельного учебного предмета регионального компонента базисного учебного
плана с 5- 7 класс.
В основной школе открывается новый, второй концентр в познании
социокультурных истоков: обучащиеся приобщаются к главным категориям
жизни Отечества.
В 5 – м классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость
Отечества», в рамках которого идет знакомство с семью выдающимися
памятниками отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых
«прочитывается» тот или иной основополагающий идеал (лад, мерность,
преображение, соборность, согласие, державность и т.п.)
В 6 – м классе («Слово и образ Отечества») обучающиеся уясняют «код»
пространства (края и земли, рубежи и пределы, образы территорий, памятные и
приметные места и т.п.) и ритмы в ремени (календарные системы, годичный и
жизненный циклы, духовное и метафорическое прочтение времени) как
важнейшие цивилизационные ценности, учатся видеть диалектику священного
и мирского, религиозного и светского.
В 7- м классе («Истоки дела и подвига») обучающиеся осознают истоки
мастерства и предназначение дела (земледелие, ремесло, ратное дело,
священство), а также смысл подвига в его традиционном прочтении.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».