Аннотация рабочей программы по физической культуре
5-9 классы
Рабочая программа
направлена на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов по физической культуре (В.И. Лях М.:
Просвещение, 2012)
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных
учреждениях. Предмет «Физическая культура» в основной школе входит в предметную
область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является
основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения
- физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй
половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения
и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по
физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции),
физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта,
подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические
слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она
включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической
культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной
деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания,
объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и
спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и
развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его
самоопределения.
Главная цель рабочей программы должна определять формирование личности, готовой к
активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.
Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план,
также ориентирована на достижение этой цели. Целью школьного физического
воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха.
Рабочая программа предназначена для практического использования в учебнообразовательном процессе с целью сохранения единого образовательного пространства и
преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных
перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц,
установленных в государственном стандарте.
Рабочая программа регламентирует объем содержания образования. Рабочая
программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания,
объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и
спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и
развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его
самоопределения.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» направлен на
решение следующих задач:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков
правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным
условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ
жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве,
перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на
сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и
дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных
способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими
упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных
качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приемах
самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и
инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание
первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира
отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание
инициативности,
самостоятельности,
взаимопомощи,
дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической
саморегуляции.
Принимая во внимание главную цель развития отечественной системы школьного
образования и необходимость решения вышеназванных задач образования учащихся 5
классов в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами
при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация
педагогического процесса; педагогика сотрудничества, деятельностный подход;
интенсификация и оптимизация; соблюдение дидактических правил; расширение
межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении
всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры,
максимальном раскрытии способностей детей; построении преподавания на основе
использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с
разным уровнем двигательных и психических способностей; изменении сути
педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству.
Гуманизация педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных
способностей личности каждого ребёнка и педагога. Она строится в соответствии с
наличным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и склонностей.
Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной
трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе
возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей
деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и
проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и
результатов этой деятельности.
Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение
готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и
спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала
ребёнка. Это переход от вербальных методов и форм передачи готовой информации,
пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков,
реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и
усилении мотивации занятий физической культурой и спортом; применении активных и
творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого
развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и
всестороннего развития координационных способностей, методики программноалгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая
тренировка и др.); развитии навыков учебного труда; широком использовании
компьютеров и других новых технических средств.
В основу планирования учебного материала в логике поэтапного его освоения было
положено соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого
к сложному.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия
взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере
физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из
области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, гигиены,
физиологии, психологии и др.
Оценка успеваемости по физической культуре в 5- 9 классах производится на общих
основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень
соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками,
умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность,
выполнение учебных нормативов.