РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВУ 10-11 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта
среднего (полного) общего образования, Примерной Программы и программы по курсу права для
общеобразовательных учреждений для 10-11 классов ( авторы-составители В.В.Спасская, С.И.Володина,
Е.А.Певцова). Программа рассчитана на 0,5 часа в неделю, т.е. 35 часов в 10-11 классе
Цели и задачи:
Изучение права на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на
достижение следующих целей и задач:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры,
социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм
права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом
права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства,
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим
правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях
правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и
исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов
деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия
поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой
сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых
решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных
правом.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений
(избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации
и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой
защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России.
Уметь:
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой
статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
- характеризовать основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу
законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус
участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг,
порядок призыва на военную службу;
- объяснять взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения
гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
- различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата,
прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в
сфере отношений, урегулированных правом;
- приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие
органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в жизненных ситуациях,
урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных
прав;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки
зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций);
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Предполагаемые результаты
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
- Знания и представления о нормах российского законодательства,
- Знания, достаточные для защиты прав и свобод и законных интересов личности;
- Коммуникативные способности, способствующие творческому мышлению и деятельности в
ситуациях с незаданным результатом.
1.
2.
3.
4.
Формы и средства контроля
Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного
в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов образования являются
знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие
установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля
возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного,
итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный,
программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности,
подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить
в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование
дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на
отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие,
год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном
контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после
прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные
итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся.
Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде
тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики
результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали,
экскурсии и др.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Е.А.Певцова. Право. Учебник для 10 класса в двух частях. Москва, «Русское слово», 2006 год
Е.А.Певцова. Право. Учебник для 11 класса в двух частях. Москва, «Русское слово», 2006 год
Кодексы РФ.
Юридические справочники, словари, энциклопедии.