Биология 8-9 класс

Аннотация рабочей программы по биологии 8- 9 классы
Рабочая программа по биологии 8 – 9 классов составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и
Программы курса «Биология. Человек.», «Основы общей биологии»: И.Н.
Пономарева, B.C. Кучменко и др. «Природоведение. Биология. Экология. 5-11
классы. Программы. - М.: Вентана - Граф, 2010 год., отражающей содержание
Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню
подготовки обучающихся.
Цели изучения предмета
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности
людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о
факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием
собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,
биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде,
собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил
поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики
заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи изучения предмета
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской
компетентностей:
1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене
человека в соответствии со стандартов биологического образования
2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить
биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить
степень своего здоровья и тренированности

3. продолжить развивать у детей общеучебные умения: умение конструировать
проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли
выступающего, составлять схемы по устному рассказу
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной,
мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у
восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинноследственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать
познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать
поставленную цель
Воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с
положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и
коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и
гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным
воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на
формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой
природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор
содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым
учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования
общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья,
востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу
структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие
идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в
соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов;
Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи
организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют экологоэволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в
изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения
отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение
в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В
содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной
сущности человека, его роли в окружающей среде. Курс биологии 8-го класса
продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном общем
образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.
Курс биологии 8-го класса определяет круг сведений по анатомии и физиологии
человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии,
предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы, которые
учащиеся познают в процессе изучения.
Курс биологии 9 класса «Основы общей биологии» проводится в течение одного
учебного года. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического
образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях
жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее
процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей
биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение
закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле,
взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение
современных проблем общества.
Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни
первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема
«Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным
работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и
выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния
окружающей среды.
Рабочая программа для 8-9 классов предусматривает обучение биологии в объеме
2 часа в неделю, 70 часов в год по каждому году обучения
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени основного общего
образования
Предметно-информационная составляющая образованности:
•
знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов
и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций;
экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Среднего Урала;
•
знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и
превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма,
раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
•

знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;

•

знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;

•
знание (понимание) особенностей организма человека, его строения,
жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия
различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека;
общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления
физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
•
знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных
задатков к приобретению знаний, умений;
•
знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту
жительства;
•
знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной
деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
•

представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

•
умение объяснять: роль биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере

сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и
собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое
разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от
состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в
организме.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
•
умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические
эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и
развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в
природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические
объекты;
•
умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды
клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы
цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов,
животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных
своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые
грибы, опасные для человека растения и животных;
•
умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде
обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
•

умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

•
умение определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация);
•
умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в
тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в
биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных
источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с
использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях
экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
•
умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье;
соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
•

умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;

•
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни;
•

участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
•

понимание ответственности за качество приобретенных знаний;

•

понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
•

•

ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;

•

понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;

•

ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».