Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» 8 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного
стандарта,
примерной программы основного общего образования по основам
безопасности жизнедеятельности. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего
образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях и
основах безопасного поведения при их возникновении; о безопасном поведении человека
в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального
характера; государственной системе защиты населения от опасных и ЧС
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни,
обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного
отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно
действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Задачи:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения
фактора риска в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие
способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с
учетом своих возможностей.
-
формирование
представления
об
экономических особенностях, как среды
экологических,
непосредственной
социально-культурных,
жизнедеятельности
и
сопричастности к ней в процессе самоутверждения и самореализации;
- изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской
помощи.
Содержание программы:
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные
привычки и их профилактика.
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся
пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров
в
общественном
транспорте.
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила
поведения
на
пожаре.
Использование
средств
пожаротушения.
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами
бытовой
химии,
персональными
компьютерами
и
др.
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки,
ватно-марлевой
повязки,
респиратора,
противогаза.
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности,
подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного
укрытия.
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными
экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных
веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей
среды и продуктов питания
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения.
Элементарные способы самозащиты.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в
толпе,
местах
проведения
массовых
мероприятий,
на
стадионах).
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение
при похищении или захвате в качестве заложника.
Оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах,
кровотечениях.
Основы
безопасного
поведения
в
чрезвычайных
ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их
возникновения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их
возникновения.
Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой
информации.
Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения.
Требования
к
уровню
подготовки
(планируемые
результаты)
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
Знать и понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального,
природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности,
подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного
укрытия;
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов,
пассажиров транспортных средств и велосипедистов) ( приказ Минобрнауки России от
19 октября 2009 года N 427 ).
Уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные
средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах,
кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором,
ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной
защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!",
комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов
питания в случае эвакуации населения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся
пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов) ( приказ Минобрнауки
России от 19 октября 2009 года N 427 );
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира
транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для
жизни и здоровья (своих и окружающих людей) (приказ Минобрнауки России от 19
октября 2009 года N 427 );
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
- проявлять бдительность, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
- обращаться в случае необходимости в соответствующие службы экстренной
помощи.