Аннотация рабочей программы по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» 10-11 классы
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11
классов составлена на основе Федерального компонента государственного
образовательного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего
образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы
(«Программы
общеобразовательных
учреждений.
Основы
безопасности
жизнедеятельности 5-11 классы.» Под общей редакцией А.Т.Смирнова Москва.
«Просвещение» 2009 г».)
Программа рассчитана на 70 часов за два года (1 час в неделю).10кл.-35 часов; 11кл.-35
часов.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного)
общего образования направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом
образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
-воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства
уважения к героическому наследию России и к государственной символике страны;
патриотизма и долга по защите Отечества;
-развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов
терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
-овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в
чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Задачи
Содержание образования по ОБЖ в 10-11 классах устанавливает следующие задачи:
- формирование учащихся научных представлений о принципах и путях снижения
фактора риска в деятельности человека и общества;
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а так же развитие способностей
оценивать опасные ситуации, принимать решение и действовать безопасно с учетом своих
возможностей.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для курса
«Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования
приоритетным можно считать формирование таких умений и навыков, как
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение использовать элементы причинно-следственного и структурнофункционального анализа;
навыки исследовательской деятельности (умение выдвигать гипотезу, определять
сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать
критерии для сопоставления, оценки и классификации объектов);
навык работы с различными средствами массовой информации (навыки поиска и
обработки полученной информации);
умение оценивать и корректировать свое поведение в зависимости от
обстоятельств в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни экологических требований;
умение отстаивать свою гражданскую позицию;
осуществлять осознанный выбор профессии.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью
целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1. В.Н.Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс. Москва, «Дрофа»
2007 г.
2. А. Т. Смирнов «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс . Москва
«Просвещение» 2009г.
Дополнительная литература:
1. В.П.Ситников «Основы безопасности жизнедеятельности». Справочник школьника.
Москва, «АСТ» 1997 г.
2. В.Г.Бубнов «Основы медицинских знаний» учебное пособие. Москва, «АСТ» 1997 г.
Межпредметные связи.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой совокупность
фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое
обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В естествознании это
сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии, которые изучаются в
тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни». В обществознании – сведения о
человеке, обществе и государстве для раздела «Основы военной службы» и тем,
связанных с изучением законодательных и нормативных правовых актов Российской
Федерации. В физической культуре – основы знаний о здоровом образе жизни и правила
безопасности во время занятий физической культурой и спортом. Межпредметные связи
реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения
интегрированных уроков и т.д.
Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и
самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на
высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков;
групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность),
приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной
действительностью.
Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное
предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность
учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные
методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных
исследований и т.д.)
Методы обучения включают устное изложение материала (рассказ, объяснение,
инструктирование, лекция), обсуждение объясняемого материала (беседа, классногрупповое занятие, семинар), демонстрация, упражнение, самостоятельная работа.
Виды интерактивных методов используемых в обучении -мозговая атака, обучение в
малых группах, метод учебных центров, деловая игра, метод проектов.
Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы,
методы и средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.
Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.
Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам.
Основные виды - объяснительно-иллюстративный, проблемный, телеурок, лекция и т.д.
Нетрадиционные формы урока – интернет- урок, видеоурок, урок интервью и т. д.
проводятся после изучения какой –либо темы, выполняя функции обучающего контроля.
.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности
на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность
жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального
происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской
обязанности граждан;
- состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского
освидетельствования, призыва на военную службу;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время
прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности
прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской
службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов,
велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств) (абзац дополнительно
включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427 ).
Уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
- владеть навыками в области гражданской обороны;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное
самоопределение по отношению к военной службе.
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся
пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств) (абзац
дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427 );
- адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья
(абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года
N 427);
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или)
велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных
ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей) (абзац дополнительно
включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427 ).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной
службы;
- обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету.
(Абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011
года N 2643)
Основное содержание
Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности
Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности.
Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Факторы, разрушающие здоровье.
Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены. Беременность и гигиена
беременности. Уход за младенцем .
Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, поражениях
электрическим током, переломах, кровотечениях; навыки проведения искусственного
дыхания и непрямого массажа сердца.
Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов,
велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств) (абзац дополнительно
включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427 ).
Государственная система обеспечения безопасности населения
Основные положения Концепции национальной безопасности Российской
Федерации.
Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические,
гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах
экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) и социального
(терроризм, вооруженные конфликты) характера.
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств
Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы,
обучение населения.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения
от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий.
Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и
захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на
территории военных действий.
Государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности населения.
Основы обороны государства и воинская обязанность
Защита Отечества - долг и обязанность граждан России. Основы законодательства
Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.
Вооруженные силы Российской Федерации - основа обороны государства. История
создания Вооруженных сил. Виды Вооруженных сил. Рода войск.
Обязательная подготовка к военной службе. Требования к уровню образования
призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка
на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.
Общие обязанности и права военнослужащих.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту.
Альтернативная гражданская служба.
Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы
Вооруженных сил Российской Федерации.
Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки
специалистов для службы в Вооруженных силах Российской Федерации.