Аннотация к рабочей программе по технологии
5-7 класс
Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного
плана, с учетом примерной программы основного общего образования по технологии с
учетом авторской программы «Технология. Обслуживающий труд», рекомендованная
Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ, М.:
Издательский центр «Вента-Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова,
П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:
- Информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это
обеспечивает детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию
содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;
- Ориентировано-плановое построение содержания. Определяется примерная
последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его
распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;
- Общеметодическое руководство. Задаются требования к материальнотехническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации
по проведению различных видов занятий.
Рабочая программа разработана в целях:
1) определения содержания и структуры учебного материала, последовательности его
изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития,
воспитания и социализации учащихся;
2) обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных
процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации,
объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено основное направление технологии «Технологии
ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает
освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и
технологической информации;
основы черчения, графики и дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных,
профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектно-исследовательская деятельность;
технологическая культура производства;
история, перспективы и социальные последствия развития техники
технологии;
распространённые технологии современного производства.
В результате изучения технологии обучающиеся
ознакомятся:
- с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда,
технологической культурой производства;
- функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и
технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
- элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской
деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
- экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями
применения технологий;
- производительностью труда, реализацией продукции;
- устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных
технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов,
приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
- предметами потребления, материальным изделием или нематериальной
услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
- методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения
на производстве;
- информационными технологиями в производстве и сфере услуг,
перспективными технологиями;
овладеют:
- основными методами и средствами преобразования и использования
материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками
созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
- умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и
поделочных материалов;
- умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для
выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том
числе с использованием компьютера;
- навыками чтения и составления конструкторской и технологической
документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда;
выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии
с использованием компьютера;
- навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на
рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
- навыками организации рабочего места с соблюдением требований
безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями,
оборудованием;
- навыками выполнения технологических операций с использованием ручных
инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
и
- умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или
получать продукты с использованием освоенных технологий;
- умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми
различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторнопрактические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением
практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического
материала.
Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и
практические работы.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей.
Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических
построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов,
пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов,
устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных
технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной
обработки материалов.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области
«Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе
решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных
предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и
проектную деятельность;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научнотехнического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой
деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах
деятельности.
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного
общего образования являются:
1. формирование представлений о составляющих техносферы, современном
производстве и распространённых в нём технологиях;
2. освоение технологического подхода как универсального алгоритма
преобразующей и созидательной деятельности;
3. формирование представлений о технологической культуре производства,
развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения
обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
4. овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными)
приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых
инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами
бытовой техники;
5. овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для
проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
6. развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления,
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и
организаторских способностей;
7. формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектноисследовательской деятельности;
8. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного
отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание
гражданских и патриотических качеств личности;
9. профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда,
формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения,
социально обоснованных ценностных ориентаций.