Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы
среднего (полного) общего образования по МХК.Рабочая программа конкретизирует
содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных
часов по разделам и темам курса.
В
основе
данной
рабочей
программы
использована
программа
общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 класс Г.И.
Данилова, 6-е издание стереотипное, Москва, Дрофа, 2010 г.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в каждом классе, программа
Г.Д.Даниловой ориентирована на 68 часов в каждом классе, поэтому при изучении
курса МХК по программе и учебнику Г.Д. Даниловой возможны некоторые
сокращения. Часть тем можно объединить в одну, освобождая время для углубленных
докладов, сообщений, рефератов, презентаций.
- Общее количество часов в 10 – 11 классах - 70 часов
- Количество часов в неделю - 1 час в неделю
- Проверочных контролирующих уроков 10 класс - 1,
11 класс – 2.
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего
(полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественнотворческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей
мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их
характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и
зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их
художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
Задачи:
повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и
искусства с учетом диалога культур народов мира;
воспитание эстетического отношения к действительности и формирование
мировосприятия обучающихся средствами искусства;
раскрытие
художественно-образного
языка
изображения
окружающей
действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисковоисследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе
межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или
различных видов искусства.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех
уровнях:
формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного
разностороннего развития собственной личности;
формирование потребности в полноценном художественном общении с
произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как
неотъемлемой части своей жизни.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность
к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее
региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства
рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Построение программы «Мировая художественная культура» моделируется на
основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции
программы особенно значимы:
-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
- принцип историзма;
- принцип опоры на творческий метод (стиль);
- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного
общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
- принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для
реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с
личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и
развития.
Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в
блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует
реализации непрерывного культурологического образования.
Требования к уровню подготовки выпускников
на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов
искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной
культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного
искусства;
- самостоятельного художественного творчества;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету.
Формы и средства контроля
Предметом педагогического контроля является оценка результатов
организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки
результатов художественного образования являются знания, результатом обучения –
умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы,
мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно
выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного,
итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный,
программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности,
подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно
проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно
диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление
результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное
подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем,
крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего
контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса,
обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют
оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны
соответствовать уровню стандартов II поколения.
Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в
виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов
диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады,
викторины, фестивали, экскурсии и др.
Учебно-методическая литература:
1. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. 10 класс:
учебник для общеобразовательных учреждений
/ Г.И. Данилова. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011 г
2. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура: от 17 века до современности. 11
класс: учебник для общеобразовательных учреждений
/ Г.И. Данилова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011 г.
3. Куцман Н.Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г.И. – М.: Дрофа, 2010 г.
4. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное
планирование, 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010 г.