РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10-11 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного
стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по обществознанию и
авторской программы по обществознанию Л.Н.Боголюбова. Программа рассчитана на 70 часов из
расчета 1 час в неделю в 10-11 классах.
Цели и задачи:
●
●
●
●
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно
оцениваемых
обществом качествах
личности, позволяющих
успешно
взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности;
способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и
защиты прав человека и гражданина;
овладение
умениями
познавательной,
коммуникативной,
практической
деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных
ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач
в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных
национальностей
и
вероисповеданий;
самостоятельной
познавательной
деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ 10-11 класс (не
включая экономику и право)
Человек как творец и творение культуры
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и
деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур . Потребности и интересы. Свобода и
необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение.
Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные
особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия.
Искусство. Мораль. Право.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество
и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный
конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодежь
как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика как общественное явление. Понятие власти, государство, его функции.
Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и
признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические
партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества.
Политическая идеология.
Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в
Российской Федерации.
Человек в системе общественных отношений
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль.
Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и
социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность.
Отклоняющееся поведение и его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей
в условиях информационного общества.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина,
гражданина.
Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение.
Политическое участие. Политическое лидерство.
Опыт познавательной и практической деятельности
- Работа с источниками социальной информации с использованием современных
средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из
разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и
оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные
ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное
формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального,
правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных
ситуациях;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания учащийся должен:
знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и
роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших
социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, социальных норм, механизмы
правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия,
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных
явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
(включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и
природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с
точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессии и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по обществознанию;
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой
коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной
социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и
гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными
ценностями, социальным положением.
Формы и средства контроля
Предметом педагогического контроля является оценка результатов
организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки
результатов образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и
результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности
личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его
видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К
формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый
контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению
дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного
года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического
процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его
этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после
прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном
контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется
после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс.
Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся.
Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в
виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов
диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады,
викторины, фестивали, экскурсии и др.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Учебник по обществознанию для 11 класса. Москва, 2008 год.
Дидактические материалы. 10-11 класс. Автор Л.Н.Боголюбов.
Словари.
Кодексы РФ.
О.А.Котова, Т.Е.Лискова ЕГЭ-2014. Обществознание: типовые экзаменационные варианты.М:,Издательство «Национальное образование».
6. Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Учебник по обществознанию для 10 класса. Москва, 2005
год.
1.
2.
3.
4.
5.