Рабочая программа по истории 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 7 класса общеобразовательной школы
составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы
основного общего образования по истории для 5-9 классов, рекомендованной
Министерством образования и науки РФ и авторских программ А.А. Вигасина - А.О.
Сороко-Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение», 2011 г. и А. А. Данилова, Л. Г.
Косулиной «История России», М. «Просвещение», 2011 г.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в
качестве обязательного в 5-9 классах в 7 классе 45 часов – история России, 25 часов –
новая история.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей и задач:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к
правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной
истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с
различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах
социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии,
толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения истории ученик должен
Знать и понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших
дней, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории c веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей
истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов
исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих
работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать
исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных
исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых
исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и
следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории
России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни,
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и
мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Формы и средства контроля
Предметом педагогического контроля является оценка результатов
организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки
результатов образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и
результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности
личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его
видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К
формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый
контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению
дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного
года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического
процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его
этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после
прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном
контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется
после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс.
Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся.
Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в
виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов
диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады,
викторины, фестивали, экскурсии и др.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Список литературы для учителя.
1. Блохин, В. Ф. История России. Век ХУН. 7 класс: пособие для учителя истории / В.
Ф. Блохин. -М.: Курсив, 2010.
2. История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные
материалы к урокам / авт.-СОСТ. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.
3. История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.СОСТ. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
4. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.
А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт.-СОСТ. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград:
Учитель, 2012.
5. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. - М.:
ЭксмоПресс, 2011.
6. Митькина, Е. А. История. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки
к ГИА / Е. А. Митькина. - М. : АСТ, 2011.
7. Ревякин, А. В. Новая история. 1500-1800.7 класс: метод. рекомендации. - М.:
Просвещение, 2007.
8. Соловьёв, К. А. Универсальные поурочные разработки по новой истории. 15001800 годы. 7 класс / К. А. Соловьев. - М. : ВАКО, 2009.
9. Шаповал, В. В. Дидактические материалы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г.
Косулиной «История России: ХVI-ХVШ века. 7 класс» / В. В. Шаповал. - М.:
Экзамен, 2008.
2. Список литературы для учащихся.
1. Булгаков, М А. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков. - СПб. : Азбука,
2012.
2. Гюго, В. Девяносто третий год / Виктор Гюго. - СПб. : Азбука-классика, 2010.
3. Данилевский, Г П. Мирович / Г. П. Данилевский. - М. : Мир книги, 2010.
4. Дефо, Д. Робинзон Крузо / Даниель Дефо. - М. : Нигма, 2013.
5. Дюма, А. Людовик XIV и его эпоха / Александр Дюма. - М. : Альфа-книга, 2011.
6. Колпаков, С. В. Атлас «История России XVI-XVIII веков» с контурными картами и
контрольными заданиями. 7 класс / С. В. Колпаков. - М. : Аст-Пресс, 2010.
7. Лажечников, И И. Ледяной дом / И. И. Лажечников. - М. : Белый город, 2010.
8. Пушкин, А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин. - М. : Игра слов, 2008.
9. Сервантес, М Дон Кихот Ламанчский / Мигель Сервантес. - М. : Астрель, 2012.
3. Стендаль, Ф. Пармская обитель: роман. Итальянские хроники / Фредерик Стендаль.
- М. : Эксмо, 2008.
4. Скотт, В. Роб Рой / Вальтер Скотт. - М. : Эксмо, 2008.
5. Сенкевич, Г Огнём и мечом / Генрик Сенкевич. - М. : АСТ, 2011.
6. Свифт, Д. Путешествия Гулливера / Джонатан Свифт. - М. : АС Т, 2003.
7. Толстой, А. Н. Пётр Первый / А. Н. Толстой. - М. : Дрофа, 2007.
8. Успенский, Э. Н. Лжедмитрий Второй, настоящий / Э. Н. Успенский. - М. : Аст:
Астрель, 2007.
9. Цвейг, С. Подвиг Магеллана. Человек и его деяния. Америго. Повесть об одной
исторической ошибке / Стефан Цвейг. - М. : Аст, 2010.
10. Цвейг, С. Мария Стюарт / Стефан Цвейг. - М. : Эйлитайл (СиДиКом), 2008. 3.
1. Печатные пособия.
Исторические карты:
1. Россия при Иване Грозном.
2. Русское государство в XVI веке.
3. Смутное время.
4. Народные восстания ХVII века.
5. Родословная (таблица).
6. Россия ХVII - начала ХVIII века.
7. Русское государство в ХVIII веке.
8. Российская империя в ХVIII веке.
9. Российская империя во второй половине ХVIII века.
10. Европа в XVI-XVIII веках.
11. Французская революция.
12. Война за независимость и образование CIllA.
4. Информативно-коммуникативные средства.
1. История Нового времени. 7 класс. Интерактивное наглядное пособие. Ч. 1. - М. :
Дрофа, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. История Нового времени. 7 класс. - М. : 1 С, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CDROM).
3. История. Россия в ХУН-ХУIII веках. 7 класс: электрон. прил.- М. : Просвещение,
2010.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (УМК «Сферы»).
4. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс : электрон. прил. - М. :
Просвещение, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. История. 5-11 классы / авт.-СОСТ. Н. Б. Крючкина, И. В. Кузьмина, А. А.
Мельников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
6. Клоков, В. А. История России. ХУII-ХУIII века. 7 класс : интерактив. нагляд.
пособие / В. А. Клоков, М. В. Пономарёв. - М. : Дрофа, 2008. - 1 электрон. опт. диск
(CD-ROM).
7. Новая история. 7 класс. - М. : ИДДК, 2008. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
8. Портреты великих ученых (с краткой биографией) / авт. сост. Н. В.Ширшина. Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
9. История. 7-8 классы. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия
«Учитель + 15 учеников» / авт.-СОСТ. Т. В. Ковригина. - Волгоград: Учитель,
2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
1. Интернет-ресурсы.
1. Библиографические сведения об исторической литературе, исторические
документы, отрывки из трудов историков:
http://istrorijarossii.narod.rulistbiblioyeka.htm http://www.lib-history.info
http://www.nautlib.ru/auth.php?g=51 http://www.bookorbita.comlistoriya.html
http://cwer.ws/tag/l0584 http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ оЬ _ nо=&оЬ _ nо= 15671
http://historic.ru
http://www.hrono.ru/dokumlindex. php
2. Исторические фотодокументы,
репродукции:
http://www.moscowkremlin.ru
http://www .hermitagemuseum.org http://nearyou.ru
http://hist -sights.ru
3. Аудиовизуальные источники:
http://www.publiclibrary.rulreaders/resourses/video-catalogshistory.htm
4. Исторические карты:
http://do.gendocs.ru/docs/index-356832.html
http://history-maps.ru
http://www.ostu.ru/personallnikolaev/index.html
http://jhistory.nfurman.comlmaps/mapOOO.htm
5. Презентации:
http://shkolnye-prezentacii.rulhistoryl7-klass-istoriya
http://5klass.netlistorija-7 -klass.html
http://historyc.ucoz.ru/load/prezentacija_7_klass _ vseobshhaja _ istorijal3
http://19591957.ucoz.rulload/vseobshhaja_istorijal7 _klassl18 http://prezentac i i .comlisto
rii
http://sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aal.html
http://www.ist-iv.rulprezent_ histori.html http://gk-6.пагоd.гu!Ргеzепt.Istогiуа.htm
http://pedsovet.sulloadI130
http://900igr.netlprezentacii-po-istorii.html
http://kirzagrad.jimdo.com
http://dmsuslin.narod.ru/club-licey8.htm